СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение как единица речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложение как единица речи

Просмотр содержимого документа
«Предложение как единица речи»

Предложение как единица речи

Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

Формируемые УУД:

п. самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; синтез;

к. — уме­ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в "соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. - установление связи между целью учеб­ной деятельности и её мотивом.


Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

III. Актуализация знаний

- Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным.

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток.

- Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.)

- Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

- Расскажите соответствующее правило.

- Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

  • Составьте предложение с любым словосочетанием, запишите.

  • Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает законченную мысль.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

(Повторить, что мы знаем о предложении, научиться отли­чать предложения от словосочетаний, групп слов, составлять предложения из слов, вспомнить, какие бывают виды предло­жений.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 12 (с. 13).

  • Прочитайте стихотворение.

  • Что вы почувствовали, когда читали эти строки? (Восхище­ние, восторг, мы любовались картинами природы.)

  • Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Какие эпитеты, сравнения вам помогли её представить? (Розовеет небо, звёзды тают, как снежинки.)

  • Какие слова употреблены в переносном значении? С чем сравниваются небосвод, звёзды?

  • Назовите предложение, состоящее из одного слова. Можно ли назвать это слово предложением? Докажите.

(Предложе­ние — это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.)

  • Прочитайте остальные предложения. Сколько слов в каж­дом предложении? Назовите в каждом предложении глав­ные члены.

  • Найдите слова, произношение которых расходится с напи­санием. Объясните их написание.

  • Как выделяются границы предложения на письме? Прочи­тайте предложения выразительно.

  • Напишите стихотворение по памяти.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 13 (с. 13).

  • Прочитайте.

  • Можно ли данные группы слов назвать предложениями? (Нет. В них нарушен порядок, слова не связаны между собой.)

  • Составьте из каждой группы слов предложения.

  • Какая часть слова служит для связи слов? (Окончание.)

  • Назовите предлоги. Какую роль они играют в предложе­нии? (Служат для связи слов в предложении.)

  • Можно ли назвать эти предложения текстом? (Это текст, так как все предложения объединены общей темой «Осень».)

  • Составьте ещё два-три предложения на эту тему.

  • Как на письме обозначают границы предложений? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце пред­ложения ставится точка.)

(Запись предложений с комментированием.)

Упр. 14 (с. 14).

-Прочитайте стихотворение.

- Почему оно вызывает улыбку?

- Как обозначаются границы предложений в устной речи? (С помощью интонации.)

- Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя конец предложений.

- Запишите текст стихотворения строфой, обозначая грани­цы предложений.

(Взаимопроверка.)

Дополнительное задание:

выучить стихотворение и рассказать его у доски.

VIII. Рефлексия

- Спишите текст, разделяя его на предложения. Озаглавьте текст. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные.

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обры­вал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг.

(Проверка.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

- Какую языковую единицу можно назвать предложением?

- Как отличить предложение от группы слов, от словосоче­тания?

- Как обозначаются границы предложений в устной и пись­менной речи?

Домашнее задание

Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).