5
"Предложение с однородными членами":
открытый урок русского языка для
обучающихся с ОВЗ 7 класса
Судеркина А. Ю., учитель русского языка
высшей квалификационной категории
апрель 2021 г.
"Предложение с однородными членами":
урок русского языка в 7-м классе
Цели:
1. Формировать умение находить в предложении однородные члены, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами; совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами;
2. развивать познавательную активность, восприятие, память, мышление, речь;
3. вырабатывать умение работать в группах, самостоятельность.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь находить в предложении однородные члены; ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; оценивать правильность выполнения действия; делать выводы по теме
Учебник: Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык, 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида\. 8 изд.- М.: Просвещение, 2015.- 287с., илл.
Формы работы: фронтальная, групповая
Оборудование: ИД, проектор, презентация, таблица, памятки, индивидуальные карточки с заданием; учебники
Ход урока:
1. Организация урока. Упражнение на внимание.
2. Проверка домашнего задания (выборочно) с. 239, №313. Задание: списать текст, разделив его на предложения. Подчеркнуть в предложениях подлежащее и сказуемое.
3. Выполнение коррекционно – развивающих упражнений:
на внимание: найти слова в словах вдруг, колесо, наоборот, приключения.
4. Актуализация знаний.
Весной гр…чи, скв…рцы, ласточки возвращ…ются в р…дные кр…я и в…ют гнезда.
- Какие задания мы можем выполнить? (Вставить пропущенные орфограммы, найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены).
Обучающиеся выходят к доске и работают над предложением.
- Назовите грамматическую основу этого предложения.
- Какой вывод можно сделать? (В предложении может быть несколько подлежащих и сказуемых).
- Какова тема урока? (Предложение с однородными членами).
5. Сообщение темы урока.
6. Беседа по вопросам
- Что такое предложение?
- Назовите грамматическую основу предложения.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения.
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Обобщите наблюдения и сделайте вывод.
7. Работа в группах. Каждая группа получает задание: найти в предложениях однородные члены.
1 группа: В лесу росли берёзы, осины, сосны и ели.
2 группа: Скачут по ветвям сосен резвые белки и бросают шишки на землю.
3 группа: Сладкий аромат травы, одуванчиков, мяты витает в воздухе.
- Назовите однородные члены предложения.
- К какому слову они относятся?
- Что интересного заметили, при разборе предложений? (однородными могут быть не только подлежащее и сказуемое, но и второстепенные члены предложения).
- Каковы же признаки однородных членов?
Обучающиеся делают вывод (Отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову).
8. Работа на доске и в тетрадях. Анализируют новое предложение и составляют схему к нему. На ветках берёзы набухли душистые, крупные и клейкие почки.
Алгоритм работы по теме «Предложение с однородными членами»:
1. Списать предложение.
2. Выделить основу.
3. Найти однородные члены предложения. К какому слову относятся и на
какой вопрос отвечают?
4. Расставить знаки препинания. Объяснить.
5. Составить схему. Объяснить.
9.Физкультминутка. Выполнение комплекса упражнений под руководством одного из обучающихся.
10. Прочитать в учебнике правило, дополнив его: с.244.
11. Самостоятельная работа с учебником. выполнение упражнения №322, с.246. Задание: Списать, дополнив предложения однородными членами. Выбрать их из рамки.
12. Организация самостоятельных выводов обучающихся.
- Как однородные члены могут быть связаны в предложении? (слайды)
- Какие союзы бывают, чем они отличаются друг от друга. (таблица)
Выводы:
-
Отвечают на один и тот же вопрос
-
Являются одним членом предложения
-
Относятся к одному и тому же члену предложения
-
Обычно выражены одной и той же частью речи
-
Произносятся с интонацией перечисления
Коллективное составление кластера:
- Какую роль играют однородные члены?
- вывод: однородные члены помогают ярче передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий и выразительный приём речи.
13. Рефлексия учебной деятельности (слайд)
- Назовите тему сегодняшнего урока
- Какое задание было интересно выполнять?
- Самое сложное задание на уроке ?
- За что вы можете себя похвалить?
- По данной теме будут ещё уроки. Это поможет хорошо изучить данную тему.
14. Объяснение домашнего задания: с.246, № 323. Списать предложения. Найти среди них поговорку с поучительным смыслом и объяснить. Подчеркнуть однородные члены предложения. Выбрать и записать схему к каждому предложению.