Тема: Предложения с однородными членами
Цель: познакомить с опознавательными признаками однородных членов, их ролью в предложении; формировать умение строить предложения с однородными членами; развивать внимание, память, связную речь; воспитывать любовь к предмету.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, тесты
Тип урока: комбинированный
Класс: 5
Ход урока
Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час
2 Актуализация опорных знаний
1. Беседа по вопросам из упражнения 198.
-Какие члены предложения являются главными?
-На какие вопросы отвечает каждый второстепенный член?
-Как вы думаете, почему обстоятельство так называется? Приведите примеры.
-Как вы думаете, почему дополнение получило такое название? Свою мысль докажите примерами.
2. Работа с предложением
Красные, лиловые, желтые и синие цветки покрывали полянку.
- Определите главные члены предложения.
- Определите второстепенные члены предложения.
- Чем усложнено предложение?
- Сформулируйте тему урока.
3.Сообщение темы и цели
На сегодняшнем уроке, мы познакомимся с опознавательными признаками однородных членов, их ролью в предложении. Научимся строить предложения с однородными членами
4. Работа по теме урока.
1. Чтение и анализ предложения, записанного на доске:
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звезды, и луну.
(А. С. Пушкин)
-Выписать из стихотворения грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
-Обратить внимание, что 6 слов предложения подчиняются одному (полюбил) и отвечают на один и тот же вопрос.
Знакомство с определением и графическим оформлением однородных членов предложения — стр. 91-92
Составление предложений по схеме
Составить предложения по данным схемам.
Физкультминутка
Зайцы бегали в лесу,
(бег на месте)
Повстречали там лису
(повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок,
(прыжки на месте)
Убежали под кусток.
(присесть)
Работа с карточками
Спишите, подчеркните однородные члены предложения. Определите, на какой вопрос они отвечают, к какому члену предложения относятся, какой частью речи выражены.
1) Каждый человек любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги.
2) Но живёт заяц и не тужит.
3) Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.
4) Заблудился щенок в лесу и попал в волчью нору.
5) Щенок посмотрел на него и побежал.
6) Волчата погнались за щенком, стали в шутку кусать.
5.Закрепление и систематизация знаний
1. Работа с упражнением 200 страница 93
Определите, какие члены предложения являются однородными и на какой вопрос они отвечают.
Какой знак препинания ставится между однородными членами в предложении?
2. Тестовые задания
Члены предложения называются однородными, если …
отвечают на один и тот же вопрос;
относятся к одному и тому же члену предложения.
состоят из одних и тех же частей речи;
пишутся с одной и той же орфограммой.
Какие члены предложения бывают однородными?
Подлежащие;
Сказуемые;
Второстепенные члены.
Как связаны между собой однородные члены предложения?
Интонацией перечисления;
Союзами;
Предлогами.
Отгадай загадки. Сколько в каждой из них однородных членов?
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
а) 2 б) 3 в) 4
2 Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
а) 1 б) 2 в) 3
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
а) 3 б) 4 в) 5
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
а) 2 б) 3 в) 4
6.Итог урока
- Какая тема урока была?
- Чему вы научились?
- Что такое однородные члены предложения?
--Что вам понравилось на уроке?
7.Домашнее задание
Страница 91-92 правило выучить. Упражнение 203 письменно