Носковой Татьяны Сергеевны.
Урок будет выдан: 05.11.2024.
Школа: Гимназия №15.
Учитель: Антропова Елена Анатольевна.
Методист: Кауфман Светлана Николаевна.
Носкова Татьяна Сергеевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 4 «В».
Тема урока: «Предложения с однородными членами».
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: совершенствование способов действий при изучении предложений с однородными членами.
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация к коррекционной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. – Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник и тетрадь. – Прочитайте цитату и скажите, что она означает. «Язык – это не просто средство общения, это ключ к пониманию мира», – Альберт Эйнштейн. – Верно. Цитата Эйнштейна говорит о том, что язык – это не просто набор слов для передачи информации, а инструмент, который открывает нам мир. Он позволяет нам не только делиться мыслями, но и глубже понимать окружающую реальность, узнавать о других культурах, историях и научных открытиях. – Что мы обычно делаем на уроках русского языка? К чему нам нужно стремиться? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Читают со слайда. Высказывают свои предположения о значении цитаты. Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения. – Ребята, запишите в тетради число и слова «Классная работа». Сейчас будет минутка чистописания. – А теперь посмотрите на слайд. Проведём словарную работу. Запишите слова в строчку через запятую, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы, поставьте ударение. Беседа, прекрасный, желание, интересный, двадцать, путешествие, берег. – Давайте проверим себя. Демонстрирует простые предложения и схемы. – Посмотрите на слайд. На благо общества люди всегда работали, учились. Пожарные и полицейские вместе спасали людей. | Осуществляют самопроверку. | | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подводящую к теме и цели беседу. – Сопоставьте схемы и предложения. Для этого нужно определить главные члены предложения. На благо общества люди всегда работали, учились. – Какие слова являются ГЧП? – А почему в этом предложении два сказуемых? – Верно, а почему? – Тогда к какой схеме подходит данное предложение? – Какие слова являются ГЧП? – А почему в этом предложении два подлежащих? – Верно, тогда к какой схеме подходит данное предложение? – Придумайте собственные предложения к оставшимся схемам и назовите ГЧП. – Значит, что мы сегодня будем изучать? Какая будет тема? – Тему мы с вами определили. А как вы думаете, какая будет цель, если вы уже изучали эту тему? | Выполняют задание. – Люди – подлежащее, работали и учились – сказуемые. – Они являются однородными сказуемыми. – Потому что они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении. – Ко второй. – Пожарные и полицейские – подлежащие, спасали – сказуемое. – Они являются однородными подлежащими. – К четвёртой схеме. Выполняют задание. – Предложения с однородными членами. Цель: продолжить изучение предложений с однородными членами. | Определять однородные члены в предложении. Объяснять какие члены предложения могут быть однородными. | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Демонстрирует перепутанные пункты плана на доске. – Восстановите перепутанные пункты плана. Вспомнить, как ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Узнать, какие ещё члены предложения могут быть однородными. Вспомнить, как определять однородные члены в предложении. – Выполнили ли мы первый пункт плана? | Восстанавливают план действий: 1. Вспомнить, как определять однородные члены в предложении. 2. Вспомнить, как ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. 3. Узнать, какие ещё члены предложения могут быть однородными. – Да. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. – Мы с вами приступаем к выполнению второго пункта нашего плана. Демонстрирует на слайдах предложения и правила постановки знаков. – Вставьте пропущенные слова в правила, чтобы вспомнить их. Если однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления (без союзов), между ними ставится запятая. Я мечтаю побывать в горах, на море, в пустыне. Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая перед ним не ставится. Я мечтаю побывать в горах и в пустыне. Если союз и повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится. Я мечтаю побывать и в горах, и на море, и в пустыне. – Если вы затрудняетесь в правилах, то я подготовила для вас карточки на будущее. – Мы с вами выполнили 2 пункт плана, переходим к 3. | Выполняют задание. | Применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. | К: воспринимать суждения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный(беседа) Практический (упражнение) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. – Выполним 104 упражнение на странице 68. Для начала прочитаем задание. Алгоритм выполнения упражнений: 1. Прочитайте все задание вслух (1 ученик). 2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам (2 ученик). 3. Выполняем письменную часть: – Выполните упражнение в тетради, один человек выйдет к доске. 4. Проверка на доске. 5. Какой вывод мы сделаем после выполнения упражнения? | Читает задание. Списать предложения, расставить запятые. Выполняют задание. Выполняют проверку. – Если однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления (без союзов), между ними ставится запятая. Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая перед ним не ставится. Если союз и повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится. | Определять однородные члены в предложении. Объяснять какие члены предложения могут быть однородными. Применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. | К: соблюдать правила ведения диалога. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу обучающихся. – Прочитайте на странице 69 советы Мудрого Совёнка. – Давайте рассмотрим предложения. Берёзы, ели, сосны покрылись снегом. – Какие слова являются однородными? – Какими членами предложения они являются? Чем выражены? На какой вопрос отвечают? Зимой снег запорошит и укроет деревья. – Какие слова являются однородными? – Какими членами предложения они являются? Чем выражены? На какой вопрос отвечают? На солнце снег сверкает золотыми и серебряными огоньками. – Какие слова являются однородными? – Какими членами предложения они являются? Чем выражено? На какой вопрос отвечают? Демонстрирует задание на слайде. – Выполним 106 упражнение на странице 69. Задание показано на доске. 105. Прочитайте предложения. Найдите в них однородные члены. Запишите предложения, расставляя недостающие запятые. – Задание будет по рядам. Первый ряд записывает первое и второе предложение, а второй ряд – третье и четвёртое, третий ряд – пятое и шестое. Упражнение выполняем самостоятельно. – Итак, давайте проверим ваши работы. Возьмите в руки другую ручку/карандаш. Посмотрите на слайд, если у вас есть ошибки, то исправьте. | Обратите внимание, что в предложении однородными могут быть как главные, как и во второстепенные члены предложения. – Берёзы, ели, сосны – Главными. Подлежащие. Выражены именами существительными. Вопрос что? – Запорошит и укроет. – Главными. Сказуемые. Выражены глаголом. Вопрос что сделает? – Золотыми и серебряными. – Второстепенными. Определение. Выражены прилагательными. Вопрос какими? Выполняют задание. Проверяют работу. | Определять однородные члены в предложении. Объяснять какие члены предложения могут быть однородными. Применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. – Ребята, что мы сегодня на уроке вспомнили? – Какие правила о постановке ЗП вы сегодня изучили? – Где вам могут пригодиться полученные на уроке знания? | – Как определять однородные члены предложения. – На уроках русского языка и литературы, в речи. | | К: воспринимать суждения. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. – Ребята, наш урок подходит к концу. – Вернёмся к нашей цели. Мы достигли её? – План урока мы с вами выполнили? Рефлексия «Радуга». | – Да. – Да. Оценивают свою деятельность на уроке. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |