СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложения с однородными членами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предложения с однородными членами»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 4 «В» классе

Тема: «Предложения с однородными членами»

студентки 302 группы

Носковой Татьяны Сергеевны.



























Урок будет выдан: 05.11.2024.

Школа: Гимназия №15.

Учитель: Антропова Елена Анатольевна.

Методист: Кауфман Светлана Николаевна.


Новосибирск, 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Носкова Татьяна Сергеевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 4 «В».

Тема урока: «Предложения с однородными членами».

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование способов действий при изучении предложений с однородными членами.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

  • определять однородные члены в предложении;

  • объяснять, какие члены предложения могут быть однородными;

  • применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Дидактические:

1. Формировать умения: определять однородные члены в предложении; объяснять, какие члены предложения могут быть однородными; применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Метапредметные:

Познавательные:

  • с помощью педагогического работника формулировать цель;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

  • анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


Коммуникативные:

  • соблюдать правила ведения диалога;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • воспринимать суждения.

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

  • корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.




2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

  • познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

  • первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

  1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.



Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т. В., тетрадь, презентация, карточки.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к коррекционной деятельности.


Словесный

(беседа)









Наглядный(демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.

– Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник и тетрадь.


– Прочитайте цитату и скажите, что она означает.

«Язык – это не просто средство общения, это ключ к пониманию мира», – Альберт Эйнштейн.

– Верно. Цитата Эйнштейна говорит о том, что язык – это не просто набор слов для передачи информации, а инструмент, который открывает нам мир. Он позволяет нам не только делиться мыслями, но и глубже понимать окружающую реальность, узнавать о других культурах, историях и научных открытиях.

– Что мы обычно делаем на уроках русского языка? К чему нам нужно стремиться?



Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.


Читают со слайда.


Высказывают свои предположения о значении цитаты.








Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.













К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.




2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения.

– Ребята, запишите в тетради число и слова «Классная работа». Сейчас будет минутка чистописания.

– А теперь посмотрите на слайд. Проведём словарную работу. Запишите слова в строчку через запятую, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы, поставьте ударение.

Беседа, прекрасный, желание, интересный, двадцать, путешествие, берег.

– Давайте проверим себя.


Демонстрирует простые предложения и схемы.

– Посмотрите на слайд.

На благо общества люди всегда работали, учились.

Пожарные и полицейские вместе спасали людей.















Осуществляют самопроверку.









К: соблюдать правила ведения диалога.




Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.











3. Локализация индивидуальных затруднений.

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Проводит подводящую к теме и цели беседу.

– Сопоставьте схемы и предложения. Для этого нужно определить главные члены предложения.

  • На благо общества люди всегда работали, учились.

– Какие слова являются ГЧП?

– А почему в этом предложении два сказуемых?


– Верно, а почему?



– Тогда к какой схеме подходит данное предложение?

  • Пожарные и полицейские вместе спасали людей.

– Какие слова являются ГЧП?




– А почему в этом предложении два подлежащих?


– Верно, тогда к какой схеме подходит данное предложение?


– Придумайте собственные предложения к оставшимся схемам и назовите ГЧП.

– Значит, что мы сегодня будем изучать? Какая будет тема?



– Тему мы с вами определили. А как вы думаете, какая будет цель, если вы уже изучали эту тему?



Выполняют задание.



– Люди – подлежащее, работали и учились – сказуемые.

– Они являются однородными сказуемыми.

– Потому что они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении.

– Ко второй.




– Пожарные и полицейские – подлежащие, спасали – сказуемое.

– Они являются однородными подлежащими.

– К четвёртой схеме.



Выполняют задание.


– Предложения с однородными членами.


Цель: продолжить изучение предложений с однородными членами.

Определять однородные члены в предложении.

Объяснять какие члены предложения могут быть однородными.

К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

П: с помощью педагогического работника формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Словесный(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Демонстрирует перепутанные пункты плана на доске.

– Восстановите перепутанные пункты плана.

  • Вспомнить, как ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

  • Узнать, какие ещё члены предложения могут быть однородными.

  • Вспомнить, как определять однородные члены в предложении.








– Выполнили ли мы первый пункт плана?



Восстанавливают план действий:

1. Вспомнить, как определять однородные члены в предложении.

2. Вспомнить, как ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

3. Узнать, какие ещё члены предложения могут быть однородными.

– Да.










Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный(беседа)

Организует деятельность по реализации построенного проекта.

– Мы с вами приступаем к выполнению второго пункта нашего плана.

Демонстрирует на слайдах предложения и правила постановки знаков.

– Вставьте пропущенные слова в правила, чтобы вспомнить их.

  • Если однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления (без союзов), между ними ставится запятая.

Я мечтаю побывать в горах, на море, в пустыне.

  • Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая перед ним не ставится.

Я мечтаю побывать в горах и в пустыне.

  • Если союз и повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится.

Я мечтаю побывать и в горах, и на море, и в пустыне.

– Если вы затрудняетесь в правилах, то я подготовила для вас карточки на будущее.



– Мы с вами выполнили 2 пункт плана, переходим к 3.







Выполняют задание.

Применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.


К: воспринимать суждения.


П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


К: соблюдать правила ведения диалога.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.

Словесный(беседа)




Практический (упражнение)



Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

– Выполним 104 упражнение на странице 68. Для начала прочитаем задание.

Алгоритм выполнения упражнений:

1. Прочитайте все задание вслух (1 ученик).

2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам (2 ученик).

3. Выполняем письменную часть:

– Выполните упражнение в тетради, один человек выйдет к доске.

4. Проверка на доске.

5. Какой вывод мы сделаем после выполнения упражнения?









Читает задание.

Списать предложения, расставить запятые.


Выполняют задание.


Выполняют проверку.

– Если однородные члены соединяются только при помощи интонации перечисления (без союзов), между ними ставится запятая.

Если однородные члены соединены неповторяющимся союзом и, запятая перед ним не ставится.

Если союз и повторяется несколько раз, запятая перед ним ставится.

Определять однородные члены в предложении.

Объяснять какие члены предложения могут быть однородными.

Применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

К: соблюдать правила ведения диалога.




К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.





П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
















7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

– Прочитайте на странице 69 советы Мудрого Совёнка.





– Давайте рассмотрим предложения.

Берёзы, ели, сосны покрылись снегом.

– Какие слова являются однородными?

– Какими членами предложения они являются? Чем выражены? На какой вопрос отвечают?


Зимой снег запорошит и укроет деревья.

– Какие слова являются однородными?

– Какими членами предложения они являются? Чем выражены? На какой вопрос отвечают?


На солнце снег сверкает золотыми и серебряными огоньками.

– Какие слова являются однородными?

– Какими членами предложения они являются? Чем выражено? На какой вопрос отвечают?




Демонстрирует задание на слайде.

– Выполним 106 упражнение на странице 69. Задание показано на доске.

105. Прочитайте предложения. Найдите в них однородные члены. Запишите предложения, расставляя недостающие запятые.

– Задание будет по рядам. Первый ряд записывает первое и второе предложение, а второй ряд – третье и четвёртое, третий ряд – пятое и шестое. Упражнение выполняем самостоятельно.

– Итак, давайте проверим ваши работы. Возьмите в руки другую ручку/карандаш. Посмотрите на слайд, если у вас есть ошибки, то исправьте.



Обратите внимание, что в предложении однородными могут быть как главные, как и во второстепенные члены предложения.



– Берёзы, ели, сосны

– Главными. Подлежащие. Выражены именами существительными. Вопрос что?


– Запорошит и укроет.

– Главными. Сказуемые. Выражены глаголом. Вопрос что сделает?


– Золотыми и серебряными.

– Второстепенными. Определение. Выражены прилагательными. Вопрос какими?




Выполняют задание.









Проверяют работу.


Определять однородные члены в предложении.

Объяснять какие члены предложения могут быть однородными.

Применять изученные правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.










Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Ребята, что мы сегодня на уроке вспомнили?


– Какие правила о постановке ЗП вы сегодня изучили?

– Где вам могут пригодиться полученные на уроке знания?



– Как определять однородные члены предложения.

– На уроках русского языка и литературы, в речи.




К: воспринимать суждения.


К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный(беседа)



Наглядный (демонстрация)

Организует рефлексию учебной деятельности.

– Ребята, наш урок подходит к концу.

– Вернёмся к нашей цели. Мы достигли её?


– План урока мы с вами выполнили?



Рефлексия «Радуга».




– Да.


– Да.


Оценивают свою деятельность на уроке.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.