Русский язык 4 класс УМК «Школа России»
Предложный падеж
имён существительных
Д е сят ое д е к а бря.
Кла сс ная р а бота.
Сижу правильно, пишу красиво!
Упражнение в чистописании вопросов по образцу учителя
О чём?
О ком?
- Определите по вопросам падеж, с которым мы будем работать на уроке?
- Как мы будем работать с этим падежом?
Работаем по таблице!
- Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.
с. 121
Предложный падеж
О ком? О чём?
Говорю, думаю
(слова - помощники)
Всегда с предлогами
Втор. член предложения
Учимся определять имена существительные в предложном падеже!
Подморозило дороги,
Стало тихо на земле.
Мишка греется в берлоге,
Белка греется в дупле.
Под берёзой спят метели,
Греясь в лунном серебре ³ .
Дети греются в постели.
Ветры греются в трубе.
1 скл.
1 скл.
2 скл.
1 скл.
2 скл.
3 скл.
1 скл.
- Сделайте вывод об окончаниях существительных 1, 2, 3 склонения в предложном падеже.
с. 121 упр. 228
5
Проверим себя в разборе имени существительного как части речи!
В серебре 3 — сущ. (в чём?).
Н. ф. — серебро.
Нариц., неодуш.
Ср. р., в П. п., в ед.ч., 2 скл.
Вт. член – дополн.
Памятка с. 147
5
12/25/2022
Учимся употреблять имена существительные в предложном падеже!
О
ОБ
арена - манеж
узор - рисунок
отец - папа
экипаж - команда
искренность - душевность - сердечность
Обратите внимание! Предлог ОБ употребляется с именами существительными, которые начинаются с а, о, у, э, и
с. 122 упр. 229
5
Проверим работу!
О
ОБ
Об арене, о манеже; об узоре, о рисунке; об отце, о папе; об экипаже, о команде; об искренности, о душевности, о сердечности.
Обратите внимание! Предлог ОБ употребляется с именами существительными, которые начинаются с а, о, у, э, и
с. 122 упр. 229
5
Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?
Безударное падежное окончание имени существительного - это орфограмма.
5
Вспомним алгоритм проверки безударного падежного окончания имени существительного
1. У имени сущ. безударное
2. Определяю склонение сущ.
3. Определяю падеж сущ.
4. Подбираю слово - помощник и ставлю его в ту же падежную форму: …
5. Пишу такое же , как у слова - помощника.
5
Учимся определять безударные окончания существительных в предложном падеже!
П. п.
И. п.
На солнц __ тёмный лес зардел,
В долин __ пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазур __ жаворонок звонкий.
В. Жуковский
е
И. п.
П. п.
е
В. п.
И. п.
П. п.
и
с. 122 упр. 230
11
Работаем самостоятельно: записываем словосочетания из глаголов и существительных в предложном падеже!
Вариант 1
Думал о (мать, дочь); работал в (библиотека, аптека); работал на (завод, пристань); лежал на (диван, кровать); спал в (колыбель, кроватка); был в (зоопарк, цирк).
Был на (площадь, озеро); говорил о (доброта, честь); беседовал о (музыка, спорт); купался в (бассейн, прорубь, речка); катался на (велосипед, лошадь); летал на (самолёт, ракета).
Вариант 2
с. 123 упр. 231
* с. 123 упр. 232
Подведём итоги работы!
- С именами существительными какого падежа работали на уроке?
- Как работали?
- Какие окончания у существительных предложного падежа в 1 склонении? Во 2 склонении? В 3 склонении?
- Какие слова - помощники можно использовать для проверки безударных окончаний?
Оцените свою работу!
Определяю безударные окончания имён существительных в предложном падеже без затруднений!
При проверке безударных окончаний имён существительных в предложном падеже затрудняюсь!
с. 124 упр. 233
знать окончания
предложного падежа
Благодарю за работу!
Интернет ресурсы
- ansevik.ru
- https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-229-s-122 /
- scribble.su
11
Использованная литература
- Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс. – М., Просвещение, 2014
- Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018