«Предметно - практическая направленность уроков русского языка в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»:
Учитель Судеркина А. Ю.
- 1 –
«Предметно - практическая направленность уроков русского языка в школе для детей с ОВЗ»
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта. Развитие речи детей с нарушением интеллекта – одна из важнейших задач, которая решается школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Полноценная речь – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к достижению лучшей социальной адаптации.
Цель школы для детей с ОВЗ : создать благоприятные условия для развития речевых умений и навыков через диалог, живое общение.
Цель: обеспечить подготовку обучающихся к самостоятельной жизни в обществе, сформировать речевую культуру детей с нарушением интеллектуальной сферы через систему целенаправленной работы по развитию, совершенствованию и обогащению коммуникативной стороны речи умственно-отсталых школьников. Актуальность: одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
повысить уровень общего развития учащихся;
формировать нравственные качества школьников
Речь обучающихся и выпускников школ для детей с ОВЗ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика) предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно-отсталого школьника, а конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.
Специфической особенностью обучения на уроках русского языка является их коррекционно – практическая направленность.
Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от характера и степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей. Знание этих особенностей позволяет учителю наиболее эффективно организовать работу.
Дифференцированная и индивидуальная работа связана с неоднородным контингентом обуч-ся одного и того же класса по структуре и глубине дефекта, степени сохранности познавательной и эмоционально – волевой сторон деятельности, уровне успеваемости, потенциальным возможностям, наличию или отсутствию текущих заболеваний. Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает всестороннее изучение обуч-ся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей.
Для обуч-ся с интеллектуальной недостаточностью характерно особенное отставание в развитии речевой функции, в частности медленно накапливается словарный запас. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Уч-ся знают правила, но применять их не могут. Часто нарушено звукопроизношение, грамматический строй речи. Им свойственны выраженные локальные дефекты моторики. Достигают выполнения заданий путем затраты чрезмерно больших волевых и физических усилий, частых исправлений сделанного. У пассивной части уч-ся сложность состоит в преодолении инертности, безразличия. При многократно повторяющихся действиях у школьников с психомоторной расторможенностью быстрее, чем у других, возникает состояние психического насыщения (длительное сосредоточение внимания на одном объекте). Не следят за качеством письма, работают неохотно. Важно уделять внимание таким детям, давать советы.
Умственные способности с большим трудом поддаются формированию, поэтому даже малейшие сдвиги здесь очень ценны. Достижение коррекционных целей во многом зависит от мотивации учебной деятельности обуч-ся. Создание психологической готовности, эмоционально волевого настроя детей. У всех неуспевающих необходимо сформировать активное отношение к учебному материалу. Уровень программного обучения стоит выше зоны ближайшего развития отстающих уч-ся.
Работа над связным текстом должна носить систематический, последовательный и целенаправленный характер, помочь расширить словарный запас, усвоить синтаксические конструкции. Формирование связной речи является конечной целью в коррекционной школе.
Конкурс чтецов, выступление на концерте - это своеобразная школа публичных выступлений, где в присутствии других людей учащиеся читают стихи, выполняют различные задания, разыгрывают инсценировки, преодолевая волнение, застенчивость, страх и неуверенность. Такие мероприятия помогают преодолеть патологическую инертность, отсутствие интереса к занятиям. Цель: воспитывать речевую и познавательную активность, закреплять умения правильно произносить поставленные звуки, формулировать связные высказывания
Задачи:
1.Активизировать речевые процессы учащихся, систематизировать знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях.
2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. 3.Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия учащихся. 4.Формировать умения самореализации, самоконтроля.
Работа над связным текстом должна носить систематический, последовательный и целенаправленный характер, помочь расширить словарный запас, усвоить синтаксические конструкции. Формирование связной речи является конечной целью в коррекционной школе.
При использовании дидактического материала по основным разделам реализуется важная закономерность: формирование, уточнение, упорядочение речевых навыков и умений, происходящих в определённой последовательности. Практическое овладение речевыми умениями осуществляется на основе смысловых операций, связанных с анализом и синтезом языкового материала: составлением, различением, выделением, нахождением общих признаков, их обобщением.
Упражнения – основной метод формирования умений и навыков. Возможности составления упражнений бесконечны. Учебники содержат разнообразные упражнения к самостоятельной мыслительной деятельности, но тренировочных упражнений мало. Выручает дидактический материал. Результативность: инд. работа способствует повышению успеваемости (за счёт уменьшения неудовлетворительных оценок); дети получают удовлетворение от успеха; имеется динамика развития уч-ся 3 гр.
Работа над составлением рассказа по картине или серии сюжетных картинок на уроках развития речи во 5 – 9 классах Эта деятельность очень важна на уроках развития речи. Она повышает уровень общего развития учащихся, влияет на эмоциональную сферу, воображение, совершенствует грамотность. Эта работа развивает и корригирует высшие психические функции, активизирует речь. Подобные уроки оказывают влияние на развитие познавательного интереса
Существует комплекс объективных и субъективных причин, который выдвигает задачу подготовки обучающихся старших классов к деловому общению в целом и в письменной форме, в частности, в число наиболее актуальных. В качестве основных причин можно выделить следующие:
Школьники старших классов готовятся к профессиональному самоопределению.
В старшем школьном возрасте происходит активное социальное формирование личности, вступление молодых людей в мир взрослых отношений, столкновение с законами рынка.