Класс: 5 «б»
Дата:
Тема урока: Представлять алгоритм в словесной форме.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия "алгоритм” и применению алгоритма в разных ситуациях.
Задачи:
Обучающие: открытие понятия "алгоритм”, формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов).
Развивающие: способствовать развитию логического мышления.
Воспитательные: воспитать внимательность, аккуратность, дисциплинированность.
Оборудование: ПК, проектор.
Вид урока: комбинированный урок.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь, сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Мэлс Кайратович.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Так вот ребята, какую оценку вы получите за урок зависит только от вас!!!
Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам надо отгадать ребус.
Тема нашего урока « Представлять алгоритм в словесной форме».
Проверка ЗУН
Объяснение новой темы:
Вопрос: ребята как вы думаете, что такое алгоритм?
Алгоритм – это последовательность действий, приводящею к конечному результату.
Исполнитель - это объект, способный выполнять алгоритмы с помощью набора команд
Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи. Алгоритмы реализованные на компьютере решают сложные задачи:
в медицине;
в производстве;
в сфере безопасности
Все наши действия были выполнены последовательно. Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Решение любой задачи, даже самой простой осуществляется за определенное количество шагов.
Свойства алгоритмов:
1. Дискретность – указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке
2. Детерминированность – указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае.
3.Массовость – это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи.
4. Результативность – во всех ситуациях должен быть получен результат.
5. Конечность – определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.
Формы представления алгоритмов:
Словесная (устная);
Графическая: рисунки, схемы, блок – схемы;
Программа
Табличное
Свойства алгоритмов:
1. Дискретность – (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке. (разжигание костра – пункты не поменять)
2. Детерминированность – (от лат. determinate – определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. (варим кашу – соль по вкусу)
3. Массовость – это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа, отвечающих общей постановке задачи (измерение длины)
4. Результативность – во всех ситуациях должен быть получен результат (поход в магазин)
5. Конечность – определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения (открыть дверь ключом)
В виде алгоритма можно описать очень многие действия. Например: сварить варенье.
Для этого нам понадобятся
1.банки.. мы их моем нагреваем.
2.Ягоды… молотим, давим жмем.
3.наполняем банки ягодами
4.Пастеризуем.Закупориваем.
Алгоритм перехода дороги:
1.Подойти к перекрестку
2. Посмотреть на светофор
3. Посмотреть налево, направо (убедиться, что машины прошли)
4. Начать движение, проходить.
5. зайти на ступень другого края дороги
Практическая работа
Цель работы:
Научиться определять исполнителя и его систему команд при решении конкретной задачи.
Порядок выполнения работы:
Прочитайте условие Задачи 1.
Определите, кто или что является исполнителем в задаче.
Определите, какие команды (не менее 5) входят в систему команд (в СКИ) данного исполнителя.
Подготовьте Отчёт 1 для Задачи 1.
Прочитайте условие Задачи 2, в которой каждый следующий элемент последовательности получен по некоторому строгому алгоритму. Разгадав его, продолжите ряд.
Подготовьте Отчет 2 для Задачи 2.
Отчёт 1 должен содержать следующую таблицу:
Задача | Исполнитель | СКИ |
| | 1. 2. 3. 4. 5. |
Отчёт 2 должен содержать следующую таблицу:
Пример Отчёта 1
Задача | Исполнитель | СКИ |
Включение компьютера. | Человек | 1. Подойти к компьютеру. 2. Сесть на стул. 3. Наклониться. … Компьютер включен. |
Пример Отчёта 2
Задача | Решение |
1, 4, 7, 10, 13 | 16, 19, 22, 25, 28… |
Пример Отчёта 1
Задача | Исполнитель | СКИ |
Включение компьютера. | Человек | 1. Подойти к компьютеру. 2. Сесть на стул. 3. Наклониться. … Компьютер включен. |
Пример Отчёта 2
Задача | Решение |
1, 4, 7, 10, 13 | 16, 19, 22, 25, 28… |
Закрепление:
Вопросы:
-Что такое алгоритм?
-Приведите пример алгоритма?
-Кто такой исполнитель?
-Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание: Знать конспект. Составьте алгоритм, как правильно собрать портфель.
Рефлексия: Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен, / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Спасибо за урок, все свободны.