СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в обучении истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете по теме: "Преемственность в обучении истории"

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в обучении истории»

«Преемственность в обучении истории и обществознания»

Преемственность в обучении истории и обществознания между начальной и основной школой в контексте ФГОС - одна из актуальных проблем. И решать ее нужно не когда дети уже пошли в 5 класс, а гораздо раньше, т.е. когда они еще учатся в начальной школе.

При переходе учащихся из начальной школы в основную к ним предъявляются высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию: к степени сфор­мированности у них определённых учебных знаний, умений, навыков и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности их к саморегуляции. Главная задача, которую ставит общество перед школой, – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять от­ветственность за себя и своих близких. Вот эту задачу нам, педагогам, и предстоит решать в процессе преподавания всех дисциплин, особенно гуманитарного цикла, в том числе таких предметов как история и обществознание в основной школе.

На протяжении ряда лет в рамках Недели ШМО учителей гуманитарного цикла, руководствуясь преемственностью между начальной и основной школой, обучающиеся начальной школы и их родители активно привлекались к участию в различных мероприятиях, проводимыми педагогами ШМО гуманитарного цикла. Дети ходили на экскурсии в кабинет истории, в музейную комнату, знакомились с основными событиями истории России, края, села, посещали выставки, играли и отгадывали ребусы, шарады, головоломки. Для них проводились веселые переменки, викторины совместно сродителями, патриотические и социальные акции и другие мероприятия, что способствовало преемственности в обучении. И еще хочу добавить: решать проблему преемственности мне помогает тот факт, что я несколько лет преподаю у детей начальной школы, начиная со 2 класса. Знакомясь с детьми, изучаю их, знаю индивидуальные возрастные и психологические особенности и уже учитываю эти факторы при преподавании истории и обществознания в основной школе. А главное: держать руку на пульсе и установить тесный контакт с родителями детей, которые обучаются в начальной школе.

Хочу более подробнее остановиться на учащихся 5 класса, которые в этом году поступили в основную школу из начальной. Если нет преемственности в обучении, то переход обучающихся и адаптация пятиклассников очень трудно проходит. Что мы имеем на сегодняшний день.

В 2022/2023 учебном году в 5 классе обучается 5 человек: четыре мальчика и 1 девочка. Преподавая историю, перед собой ставила следующие цели и задачи:

  • Сделать практически каждый урок содержательным, эффективным и интересным для ученика.

  • Вооружить учащихся глубокими, прочными знаниями по предмету.

  • Развивать креативное мышление учащихся, активизировать познавательную деятельность, самостоятельность, стимулировать и прививать интерес к предмету.

  • Способствовать развитию умения самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников Интернета (внешкольной информации), правильно ориентироваться в реальных событиях.

  • Развивать умение выделять главное, существенное в изученном материале, анализировать, делать выводы.

  • Обучать строить логические цепочки, заполнять схемы, составлять план, формулировать краткие выводы; сопоставлять и обобщать изучаемые факты, понятия, термины.

Организация работы в классе велась в следующих направлениях:

  1. Коллективная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная.

  2. Работа на уроке и во внеурочное время.

Мною использовались следующие формы работы:

  • Опережающее изучение предмета.

  • Беседы

  • Разбор тестовых заданий

  • Заполнение схем, таблиц

  • Работа с картой

  • Составление кроссвордов

  • Написание мини-сочинений, рассказов и т.д.

  • Работа с иллюстрациями и рисунками

  • Дидактические игры

  • Синквейны

Проработав, по вышеизложенному плану, могу сказать, что в 5-х классе есть такие учащиеся: ….

Они активны, заинтересованы, более организованны, в основном усваивают программу, неплохо владеют устной речью, учатся выделять главное, анализировать, обобщать. Тетради ведутся, но не всегда аккуратно, домашнее задание практически выполняется, но бывает, что и не готовится, но все-таки дети стараются... Однако, в классе есть и отстающие, неорганизованные учащиеся: …

Вышеуказанные учащиеся не могут внимательно слушать, участвовать в диалоге, в беседе, неохотно отвечают на вопросы, их ответы односложны, у них отсутствует внимание и элементарная дисциплина, они не организованны, рассеянны, безответственны. Тетради ведутся небрежно, многие записи отсутствуют. Домашнее задание выполняются нерегулярно, редко. А все это вызывает определенные трудности и большие проблемы при усвоении программного материала по истории и обществознанию.

Хочу выделить общие проблемы, с которыми я, думаю и не только я, столкнулась:

  • Организация труда: опоздания, отсутствие дисциплины, наличие учебных принадлежностей, не приучены начинать и заканчивать работать на уроке по звонку, постоянно отвлекаются посторонними делами, не умеют работать самостоятельно, в парах, в группах, а также быстро включаться в выполнение заданий, отдельные ученики приучены брать дополнительное время на выполнение контрольных, самостоятельных и проверочных работ, не всегда записывают и выполняют домашнее задание.

  • Не умение слышать и слушать, отсюда требование учащихся: «Повторите, пожалуйста», «А что писать?», «А я не понял», «А где писать?», «А что надо делать?», А как?» и т.д.

  • Потеря времени на уроке на постоянные замечания, отвлекания, снижение плотности, эффективности и качества урока.

  • Проблема медленного письма и нарушений ЕОР (единого орфографического режима), который подразумевает единое оформление записей учащимися в тетрадях по учебной дисциплине, в данном случае (истории). ЕОР является обязательным для выполнения всеми участниками образовательного процесса  школы.

  • Темп работы (очень медленный)

  • Определённую трудность представляет работа с понятийным аппаратом.

  • Неподготовленность к восприятию содержания учебного предмета «История»

  • Неумение вести самостоятельную работу и работу в группах и парах.

  • Отсутствие элементарных навыков самостоятельности

  • Низкий уровень читательской грамотности, чтения и письма.

  • Отсутствие контроля со стороны родителей

Предлагаю следующие пути выхода для решения проблемы:

  • Продолжить изучение индивидуальных возрастных особенностей пятиклассников;

  • Подбор педагогических технологий, форм и методов с учетом психологических особенностей класса;

  • Наладить тесный контакт с родителями, классным руководителем учащихся;

  • Корректировка программ с учетом уровня подготовки класса.

  • Продолжить реализацию задач, поставленных перед собой в преподавании предмета «История» и «Обществознание».

С вашего позволения хочу озвучить общие рекомендации, которые помогут нам в успешной реализации преемственности между ступенями начальной и средней школы:

-        организовывать экскурсии по кабинетам основной школы, где будут заниматься будущие пятиклассники;

- знакомство с будущим классным руководителем, который будет у обучающихся в 5 классе проводить воспитательную работу и новыми предметами;

-        проводить классные часы «Мы пойдем в 5-ый класс»;

-        собирать родительские собрания «Особенности развития пятиклассников», «Вот и стали мы на год взрослей»; «Адаптация пятиклассников»;

-        учителям-предметникам посещать уроки в 5 классе в сентябре-октябре месяце с целью осуществления преемственности.

-        посещение уроков в апреле-мае в 4- классе;

- знакомство с учителями-предметниками, которые будут преподавать в 5 классе;

- проведение анкетирования с целью выявления знаний, умений и навыков и уровня подготовки учащихся начальной школы.

-         организовать проведение педагогического совета в августе-сентябре, с целью знакомства с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы; -        изучать индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования;

-      классному руководителю обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их едиными требованиями по предметам;

Я уверена, если все педагоги начальной и основной школы будут предъявлять единые требования к обучению и воспитанию детей, будут работать согласованно, в тесном контакте друг с другом, с родителями, то и результаты будут положительными, а значит и детям будет не так трудно переходить из начальной ступени обучения в основную. А преемственность в обучении истории и обществознания между начальной и основной школой в контексте ФГОС станет не проблемой, а настоящим помощником в процессе обучения, воспитания и адаптации учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!