СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преобразование плоскости: поворот.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "поворот", казалось бы,  ясно даже ребенку. Но не все так просто, когда за дело берется наука геометрия. Почему? Да потому что понимать, что такое поворот и суметь получить фигуру путем поворота - совсем не одно и то же. И вот как раз об этом данный урок.

Просмотр содержимого документа
«Преобразование плоскости: поворот.»

План-конспект открытого урока по теме: «Преобразование плоскости: поворот».

Ершова Ирина Васильевна учитель математики

Предмет: геометрия.

Класс: 9.

Тема: Параллельный перенос и поворот

Тип урока: изложение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о повороте как виде движения и отработать пошагово способ построения простейших геометрических фигур;.

Воспитательная: воспитывать трудовые навыки; стимулировать любознательность и творческое начало.


Развивающая: развивать общеучебные навыки анализа, синтеза, классификации, устной речи, самостоятельной работы, работы в группах и коллективе, зрительного представления, творческого воображения, ориентировки в пространстве.


Задачи урока:

- добиться усвоения понятия поворота как вида движения;

- добиться умения получать фигуру путем поворота в случае простейших фигур: точки, отрезка, треугольника;

- продемонстрировать применение указанных преобразований к решению задач.

Оборудование и пособия: интерактивная доска, карточки для групповой работы, заготовленные слайды, видеопроектор, транспортиры, чертежные инструменты;

«пиратский» инвентарь: пиратская шляпа, повязка на глаз, бандана, слайд с «картой сокровищ» .


Этапы урока.


1. Целеполагание.

2. Актуализация опорных понятий.

3 Повторение пройденного материала с последующей самопроверкой.

4. Изложение нового материала..

5. Тренировочное закрепление.

6. Физкультминутка «поворот»

7. Связь с другими науками.

8. Рассмотрение творческой задачи-инсценировки.

9. Подведение итогов.





Ход урока.


1.Целеполагание.


Обратиться к ученикам: «Повернитесь друг к другу и посмотрите друг на друга. Каким словом можно назвать это действие?». «Поворот». – «Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?»


Формулировка и запись темы урока.


- Мы все встречаемся с этим понятием в жизни, а сегодня наша цель – узнать, что такое поворот в научном математическом понимании и научиться осуществлять поворот простейших геометрических фигур.


2. Актуализация опорных понятий.


Что мы в математике называем движением? .( Движение – это такое преобразование плоскости на себя, при котором сохраняются расстояния между точками).

Что является показателем того, что произведенное преобразование является именно движением? – Сохранение расстояний между точками.

.

Рассмотрим на примерах, является ли в каждом случае преобразование движением? Сохраняется ли расстояние между точками?








3. Повторение пройденного материала.


Какое преобразование, являющееся движением, мы уже умеем выполнять? – Параллельный перенос.

Теперь, давайте вспомним, как мы этим определением можем воспользоваться, когда нам, скажем, предстоит перенести треугольник. Ведь, согласно, определению, нужно перенести каждую его точку, как же это возможно сделать?

- Достаточно перенести три точки его концов, т.к. по двум концам можно получить только один отрезок.

Вспомним, как мы умеем это делать? С помощью слайдов проговорим устно этапы построения параллельного переноса в этом случае.

Итак, дан треугольник и указан вектор переноса.




Дано:

Этапы построения переноса:






4. Изложение понятия «поворот».


Ну, а теперь мы продолжим знакомство с видами движения и переходим к следующему из них, о котором сказали в начале урока, а именно, к повороту.


4.1. Подведение к понятию «поворот».


Рассмотрим примеры поворота.





- Что здесь поворачивается?

- Стрелка.

-Какое направление поворота?

-По часовой стрелке.

- Что является центром поворота?

- Середина часов.

- На какой угол я повернула стрелку? (15 мин, 30мин, 45 мин, ровно)

- На 90˚, 180˚, 270˚, 360˚.


4.2 Примеры поворота в повседневной жизни.


Рассмотрим еще примеры поворота. Определите в них центр и направление.



















4. 3 Теория поворота


Поворот


Поворотом плоскости вокруг точки О на угол ά называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М1, ОМ=ОМ1 и угол МОМ1 равен ά.


ДАНО:


Угол ά, точка М, центр поворота – точка О.



ПОСТРОЕНИЕ:


Поворот является движением, т. е. отображением плоскости на себя, сохраняющим расстояния.

Выполняем поворот точки с проговариванием каждого этапа. По выполнении работы учащимся предлагается повторно проговорить шаги построения.


5. Тренировочное закрепление.


5.1 Поворот отрезка, когда центр поворота совпадает с одним из его концов.


Допустим, нам требуется повернуть отрезок. Как мы можем повернуть каждую его точку, ведь их бесконечно много?

- Надо повернуть его концы.

- А остальные точки тоже повернутся? Можно ли это как-нибудь доказать?

- По аксиоме: через две точки проходит единственная прямая.

- А если речь пойдет о треугольнике или другой фигуре, состоящей из отрезков?

- Тогда надо повернуть вершины, т.е. концы отрезков.

Переходим к тренировке.

Дан отрезок. Центр поворота совпадает с одним из его концов. Задание: повернуть отрезок на заданный угол вокруг заданного центра. Следует слайд с анимацией.

- Что произошло с точкой О? – Перешла в саму себя.

-Остается теперь повернуть точку А, а как это делать вы только что видели. Свернуть кадр с результатом.

- Задание: воспроизведите в тетради результат. Снова развернуть кадр с результатом, выполняется самопроверка.

На том же чертеже выполним поворот в другую сторону: против часовой стрелки. Пока идет выполнение задания, раздаю листы для группового задания и маркеры тем, кто справился в первую очередь Группы приступают к выполнению задания, с остальными и теми, у кого есть вопросы, разбираем это задание и проговариваем определение, шаги построения.







5.2 Работа в группах.


Задание усложняется. Требуется выполнить поворот отрезка на заданный угол с заданным центром, не совпадающим ни с каким из его концов. (Задание одно на группу из 4-х человек).


4 группы.


1 группа 2 группа




3 группа 4 группа



Проверка. Сравниваем отрезки, полученные 1 и 2 группами; 3 и 4 группами- они должны быть одинаковыми ( одинаковая длина и параллельны), т.к. это поворот одного и того же отрезка дважды на угол 90˚.





6. Физкультминутка «поворот»


Итак, продолжаем изучать поворот. Ну, как его можно изучать, ни разу не повернувшись?

Давайте встанем. Учитель говорит: « Внимание, поворот: 90 градусов вправо. Внимание, поворот: 180 градусов влево. И снова влево на 360 градусов. А теперь на 360 градусов вправо. А теперь повторим снова…». Заодно, повторили «право-лево».



7.Связь с другими науками


- Посмотрите на этот цветок, какой он очаровательный. Но его очарование не просто интуитивно, оно подчиняется математическим законам. Давайте посмотрим на него сверху.



Видите: никакой лист не располагается один под другим, а как растет каждый следующий лист?

- Повернут по отношению к другому на какой-то угол.

- Вокруг какого центра?

- Вокруг стебля.

- А для чего так в природе устроено, зачем каждый следующий лист повернут на один и тот же угол?

- Чтобы был доступ солнца к каждому следующему листу и осуществлялся процесс фотосинтеза.


А теперь предлагаю вашему вниманию стихотворение известного русского ученого М.В. Ломоносова, в котором он гениальным примером указывает ответ на известный научный спор. О каком же споре идет речь?


Случилось вместе два астронома в пиру,

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой – что солнце все с собой планеты водит;

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: - Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал такой ответ: - Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из повара такого,

Который бы вертел очаг кругом жаркого?


Речь идет о столкновении теорий геоцентрической (гео – земля) и гелиоцентрической (гелиос – земля). Применяя к нашему уроку, мы можем сказать, что этот спор шел о центре поворота.

-Кто знает основоположников той и другой теорий?

-«Геоцентрическая» – Клавдий Птолемей; «гелиоцентрическая» – Коперник.

Итак, какие примеры поворота мы здесь наблюдаем? Вокруг какого центра происходит этот поворот?


-На какой угол поворачивается земля за 1 сезон? Подсказка: это четверть оборота.

-На 90˚.

-А за полгода?

-На 180˚

-За год?

-На 360˚.


8. Рассмотрение творческой задачи-инсценировки.

Ну, и под конец нас ждет один приключенческий сюжет, но будьте внимательны; в нем вы должны распознать задачу. Поэтому приготовьте карандаши и линейки по ходу сюжета вы должны будете сделать необходимый к задаче чертеж, который потом будем обсуждать.


Инсценировка. Два подготовленных ученика надевают инвентарь: старый пират – повязку на глаза и пиратскую шляпу, другой – молодой пират Джо – бандану.

СТАРЫЙ ПИРАТ:

Поди сюда, Джо. Ты знаешь, зачем я тебя сюда позвал? Я уже старый пират и чувствую, что дни мои сочтены, поэтому я хочу открыть тебе тайну. Ты знаешь, на что я потратил все последние годы? На поиски клада. Ценою жизни я раздобыл карту, где указано, как найти лад. Вот она (на самом деле там не карта, а текст задачи). Прочти, что там написано.

Джо разворачивает «карту», читает медленно, чтоб все смогли начертить чертеж.

Где зарыт клад.

На берегу острова имеется дуб D , берёза B , вкопанный флаг F. От F надо пройти к D , считая шаги, повернуть направо( строгий поворот направо - 90˚ ), пройти столько же и вбить кол K1, от F дойти до B , повернуть налево, пройти столько же, вбить кол K2. Точно посредине между кольями рыть.


ДЖО.

Так если у тебя эта карта, почему ты до сих пор не раскопал клад?


СТАРЫЙ ПИРАТ.

Вот в этом и вся проблема. Когда я приплыл на этот остров, флага там не оказалось. (Встают). Джо, я поручаю тебе это дело. Ты должен, должен найти этот клад. (Уходят.).


Ну что, поможем Джо найти клад? Сначала проверим, такой ли у вас вышел чертеж?


Решение.

К1 переходит в F путем поворота на 90˚ с центром в точке D;

F переходит в К2 путем поворота на 90˚ с центров в точке В.

Таким образом, К1 переходит в К2 в результате двух поворотов (композиции) вокруг точек D и В; точка Х – центр симметрии. Важный вывод: этот же центр симметрии можно получить и другим путем, минуя точку F, а именно: отобразить любую другую точку путем этих же двух поворотов: вокруг точек D и В на 90˚. Удобно взять уже имеющуюся точку. Какие ваши предложения? Возьмем точку D.

Повернем её вокруг неё же самой на 90˚ – какую точку получим? – Опять D.

Повернём её вокруг точки В на 90˚. Это надо построить.

Получение точки К. (Это не та же точка, что и К2). Соединяем точки D и К и делим данное расстояние пополам. Получаем точку Х.

9. Подведение итогов.


Перед вами набор математических понятий. Выберите те понятия, с которыми мы работали сегодня на уроке.


Луч, симметрия, движение, биссектриса, расстояния, плоскость, перпендикуляр, высота, поворот, отображение.

Для проверки: выбранных слов должно получиться 5.

А теперь свяжите их в одно предложение. (При правильном выполнении задания должно получиться определение поворота). Если у вас получилось определение поворота, значит, вы сегодня на уроке его усвоили.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс