Доклад на Сталинградские чтения
«Преподавание вопросов Сталинградской битвы на уроках истории Великой Отечественной войны».
Социологический опрос Левада-центр, который проходил в течение 5 лет среди молодежи разной возрастной категории с одним вопросом «Что у вас, молодого человека вызывает чувство национальной гордости?» И в течение 5 лет результатом опроса лидировала Великая Победа в Великой Отечественной войне. Когда Левада-Центр составили диаграмму, то получилась не кривая, а резкий подъем, каждый год наблюдался большой скачок и в 2015 г. ответ составил 94,8%.
Чем дальше от нас уходят годы Великой войны, тем значимее, острее и ярче становится грандиозность нашей Великой Победы. Война и Победа- эти два слова стали неразделимы для каждого россиянина и составляют духовное наследие и национальную традицию для нашего общества. На сегодняшний день они являются главной цементирующей, объединяющей силой нашего общества, скрепляющим звеном в отношениях между молодежью и старшим поколением, главным источником в воспитании молодежи в духе героико-патриотических традиций. Буквально совсем недавно мы стали бояться слова «патриотизм», когда можно было услышать и увидеть лозунги «Россия для русских», но 70-летие Великой Победы расставило все на свои места, понятие патриотизма сегодня сильно окрепло и возродилось. И это связано с тем, что тема войны остается крайне острой, актуальной, а главное приобрело сакральный характер.
Для нас учителей-практиков тема войны остается очень содержательной, яркой, интересной и с точки зрения методики. Сегодня мы испытываем желание во многом по-новому взглянуть на войну, ее ход, последствия и уроки. С введением историко-культурного стандарта в историческое образование и Фгосов, в основе которого поставлен системно-деятельностный подход, заставляет нас учителей подходить к преподаванию темы войны более творчески.
Одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм организации деятельности старшеклассников при изучении военной истории представляется блочно-модульная технология. Существуют различные варианты таких блоков. Хочу остановиться на своей практике.
Блок охватывает тему, состоящую из нескольких уроков. В нем выделяются три части: вводная, аналитическая, заключительная.
Первая часть-это содержательное и организационное введение в тему. Рекомендуемые формы вводных занятий- вводная школьная лекция, беседа. Начинать надо с задач, которые ориентированы не столько на то, что предстоит сделать учителю (раскрыть, показать и т.д.), сколько на результаты познавательной деятельности обучающихся- на то, что они могут, должны и хотят сделать на уроках истории.
В вводной части ученики знакомятся с процессами, явлениями, основными фактами, событиями, общей периодизацией войны, понятиями и терминами. Учитель рассказывает также о существующих спорных вопросах, проблемах периода Вов. Проблема множественности версий и оценок сопровождает практически всю историю войны- от ее внезапного для многих начала( с этим тоже можно поспорить) до победного, оплаченного самой высокой ценой завершения. Важно, чтобы учитель сумел ввести в общий контекст наиболее значимые, дискуссионные проблемы, привлекая работы историков, документы и побуждая учащихся к их анализу, сопоставлению, определению и обоснованию своей позиции.
Например, по теме «Сталинградская битва» западные историки называют переломным событием в ходе всей II Мировой войны битву у Эль-Аламейна в Северной Африке 23 окт.-3 нояб. 1942 г. 8 армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боев англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте действовало 260 дивизий. Отечественные историки утверждают, что таким переломным событием стала Сталинградская битва, только 23 ноября 1942 г. в районе Калача были окружены 22 дивизии(330 тыс. чел.). Это надо доказать. Или можно поставить вопросы: Почему Германии удалось организовать наступление на Сталинградском направлении? Почему Германии не удалось завладеть Сталинградом? И вот здесь уместно вспомнить слова В. Гроссмана: Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не сумели? Страх и свобода двигали защитниками Сталинграда? Проблема другая- «Цена победы-большая кровь?»; проблема, связанная с Приказом № 227 «Ни шагу назад!»- его можно назвать источником Победы? Таким образом, создается мотивация и установка для дальнейшей работы, достигается единство содержательных и деятельностных сторон учебного процесса.
По ходу лекции учащимся предлагается вести запись, которая служит опорным конспектом, своего рода ключом по все теме и используется на последующих уроках.
Вводная часть предполагает согласование целей учителя и ученика. Учащимся сообщаются основные учебные задачи по данной теме, информация о предполагаемых формах работы, текущего и итогового контроля. Задача учителя представить на выбор учеников различные формы работы и итогового результата в аналитической и заключительной этапов уроков.
Предполагаемые формы: исследование проблемы через анализ источников; написание исторического сочинения; составление хронологической и синхронистической таблиц; выполнение заданий по контурным картам, доклады с презентациями по выбранной теме; сообщения о ходе отдельных военных операций, описание жизни людей на фронте и в тылу, краткие биографические очерки и др.
Аналитическая часть организуется главным образом как ученическая лаборатория исторического познания. На уроках, которые могут быть разнообразны по форме (практикум, исследование, работа с документами, историческими картами, учебная игра) ученики изучают разноплановые материалы о войне: официальные документы(приказы, обращения и т.д.), в связи с вхождением ИКС в историческое образование больше внимания нужно уделять газетным публикациям, письмам с фронта, воспоминаниям тружеников тыла, партизан, подпольщиков; кинофильмам, произведениям художественной литературы.
В деятельностном подходе организуется активная, самостоятельная работа старшеклассников, применяется система дифференцированных заданий, охватывающих всех учащихся, применяется принцип распределения заданий- «в зоне ближайшего развития» и координирующих деятельность учеников на уроке и во время домашней подготовки.
Миссия учителя на этом этапе работы предусматривает: 1) подбор материала для изучения; 2) формулировка и разъяснение заданий; 3) инструктирование школьников о способах деятельности; 4) наблюдение за работой и корректировку; 5) проверку, анализ и оценку результатов.
Пояснительно-инструктивная информация касается как изучаемого объекта, так и выполнения тех или иных познавательных действий.
Заключительная часть тематического модуля служит обобщением достигнутых учащимися результатов в единстве их содержательных и деятельностных сторон. Формы заключительных занятий могут быть многообразны: семинар, зачет, «круглый стол», пресс-конференция, дебаты, дискуссия и т.д. Вопросы и задания для этих уроков, как правило носят обобщенный характер, часто формулируются в виде проблем для обсуждения, например, проблема превентивности удара Сталина, выдвинутая в книге Суворова и немецкого историка Мазера «Нарушенное слово»; проблема ленд-лиза- ранее в нашей историографии называлась цифра 4%, которая отводилась ленд-лизу в общей сумме советского военного производства. Теперь многие отечественные историки склонны принять американские подсчеты, согласно которым эта цифра колеблется от 7 до 10%; проблема коллаборационизма, советских военнопленных, репатриантов, которые во многих случаях были следствиями сталинской системы, сопровождавшейся террором, преследованиями и чистками; проблема ялтинской системы и происхождения «холодной войны» и т.д. Мы, учителя истории очень нуждаемся в дальнейшей работе по преодолению идеологических наслоений, штампов и стереотипов, превалировавших в отечественной историографии прежних лет. В течении многих лет отечественная историография не всегда на прямую говорила, а чаще избегала исследования ошибок и просчетов советского руководства, о состоянии общества- о настроениях и положении его отдельных слоев и других проблемах. И сегодня мы все нуждаемся в привлечении многочисленного корпуса новых документов , что позволит глубже и объективнее раскрыть трагические страницы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
В совместном рассмотрении актуальных проблем Великой Отечественной войны подростки проходят школу социального общения. Они учатся формулировать и обосновывать свою точку зрения, аргументированно вести спор, следуя при этом этике дискуссии, уважать право собеседника на иную позицию.
При необходимости в рамках заключительного блока, например, если обучающиеся сдают ЕГЭ, то в качестве дифференцированных заданий им предлагается пройти контрольный срез в виде ЕГЭ и исторического сочинения по данному периоду.
Такая схема тематического блока имеет ряд преимуществ. Вынесение вперед обобщенных характеристик помогает формированию у учащихся целостных представлений о сложной, событийно насыщенной истории Вов. Превалирует индуктивная логика у школьников, с одной стороны, с другой, ограниченное время, мало часов на изучение темы, поэтому такая технология помогает и ученикам, и учителю прийти к каким бы то ни было обобщениям, и углубить знания по теме. В первый блок включены методологические знания, а второй и третий блоки строятся таким образом, чтобы ученик, снабженный исходной информацией, прошел собственный путь познания конкретной истории и пришел к своим, личностно осмысленным выводам и убеждениям. Это позволяет надеяться на больший педагогический эффект изучения отечественной истории в школе.
Сегодня, молодое поколение требует от нас способности к новому видению истории, ухода от ретроградства, смелости в постановке и решении самых разнообразных и острых проблем, новому построению учебного процесса.
Необходимо подчеркнуть следующее- дискуссии по истории Вов, о военных и политических лидерах того времени, анализ советской политики, стремление к раскрытию реальной правды отнюдь не должны заслонять значение Великой Победы советского народа в войне. Огромные жертвы, понесенные нашим и другими народами, никогда не могут быть преданы забвению. Долг страны, общества и историков постоянно помнить об этих жертвах, так же как и о судьбе тех ветеранов, которые продолжают жить и трудиться в наши дни.