СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание вопросов Сталинградской битвы на уроках истории Великой Отечественной войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются основные вопросы Сталинградской битвы. Показываются конкретные примеры, как можно применить тот или иной исторический факт к уроку, создать проблемную ситуацию, приемы и средства учителя, применяемые в урочном процессе с целью вызывать заинтересованность учеников поднятыми вопросами, укрепить знания, способствовать формированию патриотических чувств подростков.

Просмотр содержимого документа
«Преподавание вопросов Сталинградской битвы на уроках истории Великой Отечественной войны»

Доклад на Сталинградские чтения

«Преподавание вопросов Сталинградской битвы на уроках истории Великой Отечественной войны».

Социологический опрос Левада-центр, который проходил в течение 5 лет среди молодежи разной возрастной категории с одним вопросом «Что у вас, молодого человека вызывает чувство национальной гордости?» И в течение 5 лет результатом опроса лидировала Великая Победа в Великой Отечественной войне. Когда Левада-Центр составили диаграмму, то получилась не кривая, а резкий подъем, каждый год наблюдался большой скачок и в 2015 г. ответ составил 94,8%.

Чем дальше от нас уходят годы Великой войны, тем значимее, острее и ярче становится грандиозность нашей Великой Победы. Война и Победа- эти два слова стали неразделимы для каждого россиянина и составляют духовное наследие и национальную традицию для нашего общества. На сегодняшний день они являются главной цементирующей, объединяющей силой нашего общества, скрепляющим звеном в отношениях между молодежью и старшим поколением, главным источником в воспитании молодежи в духе героико-патриотических традиций. Буквально совсем недавно мы стали бояться слова «патриотизм», когда можно было услышать и увидеть лозунги «Россия для русских», но 70-летие Великой Победы расставило все на свои места, понятие патриотизма сегодня сильно окрепло и возродилось. И это связано с тем, что тема войны остается крайне острой, актуальной, а главное приобрело сакральный характер.

Для нас учителей-практиков тема войны остается очень содержательной, яркой, интересной и с точки зрения методики. Сегодня мы испытываем желание во многом по-новому взглянуть на войну, ее ход, последствия и уроки. С введением историко-культурного стандарта в историческое образование и Фгосов, в основе которого поставлен системно-деятельностный подход, заставляет нас учителей подходить к преподаванию темы войны более творчески.

Одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм организации деятельности старшеклассников при изучении военной истории представляется блочно-модульная технология. Существуют различные варианты таких блоков. Хочу остановиться на своей практике.

Блок охватывает тему, состоящую из нескольких уроков. В нем выделяются три части: вводная, аналитическая, заключительная.

Первая часть-это содержательное и организационное введение в тему. Рекомендуемые формы вводных занятий- вводная школьная лекция, беседа. Начинать надо с задач, которые ориентированы не столько на то, что предстоит сделать учителю (раскрыть, показать и т.д.), сколько на результаты познавательной деятельности обучающихся- на то, что они могут, должны и хотят сделать на уроках истории.

В вводной части ученики знакомятся с процессами, явлениями, основными фактами, событиями, общей периодизацией войны, понятиями и терминами. Учитель рассказывает также о существующих спорных вопросах, проблемах периода Вов. Проблема множественности версий и оценок сопровождает практически всю историю войны- от ее внезапного для многих начала( с этим тоже можно поспорить) до победного, оплаченного самой высокой ценой завершения. Важно, чтобы учитель сумел ввести в общий контекст наиболее значимые, дискуссионные проблемы, привлекая работы историков, документы и побуждая учащихся к их анализу, сопоставлению, определению и обоснованию своей позиции.

Например, по теме «Сталинградская битва» западные историки называют переломным событием в ходе всей II Мировой войны битву у Эль-Аламейна в Северной Африке 23 окт.-3 нояб. 1942 г. 8 армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боев англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте действовало 260 дивизий. Отечественные историки утверждают, что таким переломным событием стала Сталинградская битва, только 23 ноября 1942 г. в районе Калача были окружены 22 дивизии(330 тыс. чел.). Это надо доказать. Или можно поставить вопросы: Почему Германии удалось организовать наступление на Сталинградском направлении? Почему Германии не удалось завладеть Сталинградом? И вот здесь уместно вспомнить слова В. Гроссмана: Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не сумели? Страх и свобода двигали защитниками Сталинграда? Проблема другая- «Цена победы-большая кровь?»; проблема, связанная с Приказом № 227 «Ни шагу назад!»- его можно назвать источником Победы? Таким образом, создается мотивация и установка для дальнейшей работы, достигается единство содержательных и деятельностных сторон учебного процесса.

По ходу лекции учащимся предлагается вести запись, которая служит опорным конспектом, своего рода ключом по все теме и используется на последующих уроках.

Вводная часть предполагает согласование целей учителя и ученика. Учащимся сообщаются основные учебные задачи по данной теме, информация о предполагаемых формах работы, текущего и итогового контроля. Задача учителя представить на выбор учеников различные формы работы и итогового результата в аналитической и заключительной этапов уроков.

Предполагаемые формы: исследование проблемы через анализ источников; написание исторического сочинения; составление хронологической и синхронистической таблиц; выполнение заданий по контурным картам, доклады с презентациями по выбранной теме; сообщения о ходе отдельных военных операций, описание жизни людей на фронте и в тылу, краткие биографические очерки и др.

Аналитическая часть организуется главным образом как ученическая лаборатория исторического познания. На уроках, которые могут быть разнообразны по форме (практикум, исследование, работа с документами, историческими картами, учебная игра) ученики изучают разноплановые материалы о войне: официальные документы(приказы, обращения и т.д.), в связи с вхождением ИКС в историческое образование больше внимания нужно уделять газетным публикациям, письмам с фронта, воспоминаниям тружеников тыла, партизан, подпольщиков; кинофильмам, произведениям художественной литературы.

В деятельностном подходе организуется активная, самостоятельная работа старшеклассников, применяется система дифференцированных заданий, охватывающих всех учащихся, применяется принцип распределения заданий- «в зоне ближайшего развития» и координирующих деятельность учеников на уроке и во время домашней подготовки.

Миссия учителя на этом этапе работы предусматривает: 1) подбор материала для изучения; 2) формулировка и разъяснение заданий; 3) инструктирование школьников о способах деятельности; 4) наблюдение за работой и корректировку; 5) проверку, анализ и оценку результатов.

Пояснительно-инструктивная информация касается как изучаемого объекта, так и выполнения тех или иных познавательных действий.

Заключительная часть тематического модуля служит обобщением достигнутых учащимися результатов в единстве их содержательных и деятельностных сторон. Формы заключительных занятий могут быть многообразны: семинар, зачет, «круглый стол», пресс-конференция, дебаты, дискуссия и т.д. Вопросы и задания для этих уроков, как правило носят обобщенный характер, часто формулируются в виде проблем для обсуждения, например, проблема превентивности удара Сталина, выдвинутая в книге Суворова и немецкого историка Мазера «Нарушенное слово»; проблема ленд-лиза- ранее в нашей историографии называлась цифра 4%, которая отводилась ленд-лизу в общей сумме советского военного производства. Теперь многие отечественные историки склонны принять американские подсчеты, согласно которым эта цифра колеблется от 7 до 10%; проблема коллаборационизма, советских военнопленных, репатриантов, которые во многих случаях были следствиями сталинской системы, сопровождавшейся террором, преследованиями и чистками; проблема ялтинской системы и происхождения «холодной войны» и т.д. Мы, учителя истории очень нуждаемся в дальнейшей работе по преодолению идеологических наслоений, штампов и стереотипов, превалировавших в отечественной историографии прежних лет. В течении многих лет отечественная историография не всегда на прямую говорила, а чаще избегала исследования ошибок и просчетов советского руководства, о состоянии общества- о настроениях и положении его отдельных слоев и других проблемах. И сегодня мы все нуждаемся в привлечении многочисленного корпуса новых документов , что позволит глубже и объективнее раскрыть трагические страницы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

В совместном рассмотрении актуальных проблем Великой Отечественной войны подростки проходят школу социального общения. Они учатся формулировать и обосновывать свою точку зрения, аргументированно вести спор, следуя при этом этике дискуссии, уважать право собеседника на иную позицию.

При необходимости в рамках заключительного блока, например, если обучающиеся сдают ЕГЭ, то в качестве дифференцированных заданий им предлагается пройти контрольный срез в виде ЕГЭ и исторического сочинения по данному периоду.

Такая схема тематического блока имеет ряд преимуществ. Вынесение вперед обобщенных характеристик помогает формированию у учащихся целостных представлений о сложной, событийно насыщенной истории Вов. Превалирует индуктивная логика у школьников, с одной стороны, с другой, ограниченное время, мало часов на изучение темы, поэтому такая технология помогает и ученикам, и учителю прийти к каким бы то ни было обобщениям, и углубить знания по теме. В первый блок включены методологические знания, а второй и третий блоки строятся таким образом, чтобы ученик, снабженный исходной информацией, прошел собственный путь познания конкретной истории и пришел к своим, личностно осмысленным выводам и убеждениям. Это позволяет надеяться на больший педагогический эффект изучения отечественной истории в школе.

Сегодня, молодое поколение требует от нас способности к новому видению истории, ухода от ретроградства, смелости в постановке и решении самых разнообразных и острых проблем, новому построению учебного процесса.

Необходимо подчеркнуть следующее- дискуссии по истории Вов, о военных и политических лидерах того времени, анализ советской политики, стремление к раскрытию реальной правды отнюдь не должны заслонять значение Великой Победы советского народа в войне. Огромные жертвы, понесенные нашим и другими народами, никогда не могут быть преданы забвению. Долг страны, общества и историков постоянно помнить об этих жертвах, так же как и о судьбе тех ветеранов, которые продолжают жить и трудиться в наши дни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!