СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для реализации наиболее эффективных методов по формированию познавательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира."»

Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Дмитриева Оксана Борисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ г. Пионерского

Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира.

Дмитриева Оксана Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ г. Пионерского

Цель и задачи Цель  Создать условия для реализации наиболее эффективных методов по формированию познавательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода к обучению. Задачи • проанализировать как используемые методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности; •  формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации (энциклопедиями, словарями и т.д.); •  учить основам проектной деятельности.

Цель и задачи

Цель

Создать условия для реализации наиболее эффективных методов по формированию познавательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода к обучению.

Задачи

• проанализировать как используемые методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности;

• формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации (энциклопедиями, словарями и т.д.);

• учить основам проектной деятельности.

Образовательные технологии Игровая технология Здоровьесберегающая технология Информационно – коммуникационная технология Метод проектного обучения Технология проблемного обучения

Образовательные технологии

Игровая

технология

Здоровьесберегающая

технология

Информационно –

коммуникационная

технология

Метод

проектного

обучения

Технология

проблемного

обучения

Игровая технология Включает: •  обучающие игры; •  интеллектуально-развивающие игры; •  дидактические и ролевые игры; •  игры, развивающие внимание, память, наблюдательность; •  игры – соревнования.

Игровая технология

Включает:

• обучающие игры;

• интеллектуально-развивающие игры;

• дидактические и ролевые игры;

• игры, развивающие внимание, память, наблюдательность;

• игры – соревнования.

Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года» проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, фантазию, творчество. Предлагаю детям поспорить на тему: «Кто главнее?» Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков, например команды «Зима «и «Лето». Игра «Кто это?» При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру «Изобрази животное» А ребята должны угадать , какое животное изобразил их товарищ. Игра «Типография» В игре участвуют две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Игра «Что изменилось?»

при изучении темы «Времена года» проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, фантазию, творчество. Предлагаю детям поспорить на тему: «Кто главнее?»

Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков, например команды «Зима «и «Лето».

Игра «Кто это?»

При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру «Изобрази животное» А ребята должны угадать , какое животное изобразил их товарищ.

Игра «Типография»

В игре участвуют две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Информационно-коммуникационная технология Обеспечивает: •  повышение эффективности качества обучения; •  формирование побудительных мотивов обуславливающих активизацию познавательной деятельности; •  углубление межпредметных связей.

Информационно-коммуникационная технология

Обеспечивает:

• повышение эффективности качества обучения;

• формирование побудительных мотивов обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

• углубление межпредметных связей.

Старичок-лесовичок Вести с опушки Летучие мыши уничтожают вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За 1 час ночной охоты летучая мышь съедает 160 – 170 комаров.  2.Кедр корейский – долгожитель смешанных лесов. Это дерево – богатырь: диаметр его ствола достигает 2 метра. За маслянистые и питательные орехи шишки кедра называют «хлебным деревом». 3.Свиристели прилетают к нам с Севера, живут у нас до весны. Держатся стаями, перекликаясь нежными трелями. Оперение у них розовато – серое, на голове хохолок, на конце хвоста - поперечная жёлтая полоска. Помогите им зимой! 4.Ласка – самый маленький хищник. Его длина не более 20 сантиметров. Ласка уничтожает в год 4 – 4, 5 тысяч мышей и полёвок. Поселится ласка близ дома – кошкам делать нечего!

Старичок-лесовичок

Вести с опушки

  • Летучие мыши уничтожают вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За 1 час ночной охоты летучая мышь съедает 160 – 170 комаров.

2.Кедр корейский – долгожитель смешанных лесов. Это дерево – богатырь: диаметр его ствола достигает 2 метра. За маслянистые и питательные орехи шишки кедра называют «хлебным деревом».

3.Свиристели прилетают к нам с Севера, живут у нас до весны. Держатся стаями, перекликаясь нежными трелями. Оперение у них розовато – серое, на голове хохолок, на конце хвоста - поперечная жёлтая полоска. Помогите им зимой!

4.Ласка – самый маленький хищник. Его длина не более 20 сантиметров. Ласка уничтожает в год 4 – 4, 5 тысяч мышей и полёвок. Поселится ласка близ дома – кошкам делать нечего!

 «Заморочки из бочки» Кто может пить ногой? (Лягушка) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж) Пингвин птица или нет? (Птица) Какая ягода бывает чёрной, белой, красной? (Смородина) У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца) Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)  Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) Какое дерево весной дятла поит? (Берёза) Сколько ног у паука? (8)

«Заморочки из бочки»

  • Кто может пить ногой? (Лягушка)
  • Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  • Пингвин птица или нет? (Птица)
  • Какая ягода бывает чёрной, белой, красной? (Смородина)
  • У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)
  • Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
  • Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)
  • Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
  • Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)
  • Сколько ног у паука? (8)
Здоровьесберегающая технология •  физминутки; •  беседы о здоровом образе жизни; •  подвижные игры на воздухе; •  экскурсии.

Здоровьесберегающая технология

• физминутки;

• беседы о здоровом образе жизни;

• подвижные игры на воздухе;

• экскурсии.

Экскурсии

Экскурсии

Участие в акциях

Участие в акциях

Акция « Кормушка» Акция«Собираем макулатуру»

Акция « Кормушка»

Акция«Собираем макулатуру»

Метод проектного обучения Ценность: •  принятие самостоятельных решений; •  поиск нестандартных, оригинальных решений; •  способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; •  раскрытие индивидуального потенциала.

Метод проектного обучения

Ценность:

• принятие самостоятельных решений;

• поиск нестандартных, оригинальных решений;

• способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

• раскрытие индивидуального потенциала.

Технология проблемного обучения Способствует: •  развитию творческого мышления; •  овладению новыми знаниями через самостоятельный поиск решения проблемы; •  формированию положительной мотивации учебной деятельности обучающихся. -

Технология проблемного обучения

Способствует:

• развитию творческого мышления;

• овладению новыми знаниями через самостоятельный поиск решения проблемы;

• формированию положительной мотивации учебной деятельности обучающихся.

-

Постановка и выход из проблемной ситуации совместно с учащимися (фрагмент урока). Тема “Охрана растений” 1. Отгадать загадку. Вечно сумрачно под елью, пахнет сыростью и прелью. Под мохнатой лапой, светят матовые лампы (ландыши). - Когда появляются ландыши? Какое значение имеют цветы в жизни людей? - Как вы поступите, если на лесной поляне увидите множество растущих ландышей? - Что вы можете сделать, чтобы сохранить эти цветы? Нарисуем знаки. 2. Нарисуйте плакат “Защитим! Вас в обиду не дадим!”. 3. Чтение стихотворения: Берегите цветы! Они нужны,  Они как нежность, как любовь, как дети.  Сильнее зла, сильней всего на свете.  Сильнее смерти, и сильней войны.

Постановка и выход из проблемной ситуации совместно с учащимися (фрагмент урока).

  • Тема “Охрана растений”
  • 1. Отгадать загадку.
  • Вечно сумрачно под елью, пахнет сыростью и прелью.
  • Под мохнатой лапой, светят матовые лампы (ландыши).
  • - Когда появляются ландыши? Какое значение имеют цветы в жизни людей?
  • - Как вы поступите, если на лесной поляне увидите множество растущих ландышей?
  • - Что вы можете сделать, чтобы сохранить эти цветы? Нарисуем знаки.
  • 2. Нарисуйте плакат “Защитим! Вас в обиду не дадим!”.
  • 3. Чтение стихотворения:
  • Берегите цветы! Они нужны, Они как нежность, как любовь, как дети. Сильнее зла, сильней всего на свете. Сильнее смерти, и сильней войны.

Например, при изучении темы «Природные зоны России»

можно предложить учащимся решить такие изобретательские задачи:

  • Бывает, хозяин ледяных пустынь — белый медведь — приходит к людям в гости, ведь вокруг человеческих жилищ круглый год аппетитный запах. Но не всегда этот гость для человека безопасен. Но не убивать же белого медведя только за то, что он в гости без приглашения ходит. Что же делать людям, если медведь забредёт к ним в гости?
  • 2. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха — только колючки. Малышам холодно в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Как защитить ежат от переохлаждения?

Изучая тему «Растения. Части растений» , можно предложить учащимся такие проблемные вопросы:

1. В одной сказке «боб хохотал, хохотал да и лопнул от смеха». А может ли боб на самом деле лопнуть?

2. Почему на верхушках деревьев листья опадают последними?

Игра «Лови ошибку».

Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. Пример. Тема: «Материки и океаны». Окружающий мир 4кл.

Самый большой материк Африка, а Южная Америка самый жаркий континент.

Австралия омывается Атлантическим океаном.

Евразия омывается морями Северного Ледовитого океана.

Самый глубокий океан – Индийский.

Тихий океан самый холодный.

Краеведение Основная цель работы:  сближение программного материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира природы, общества и человека в них.

Краеведение

Основная цель работы:

сближение программного материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира природы, общества и человека в них.

Экологическое образование Включает: •  теоретические знания о природе; •  практическую связь с природой; •  воспитание экологического мышления; •  воспитание добрых чувств и культуры поведения в природе.

Экологическое образование

Включает:

• теоретические знания о природе;

• практическую связь с природой;

• воспитание экологического мышления;

• воспитание добрых чувств и культуры поведения в природе.

Рефлексия Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. Пример кластера по теме «Строение растений» .

Рефлексия

Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы.

Пример кластера по теме «Строение растений» .

«Синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Государство.  Независимое, правовое.   учит, защищает, выплачивает пенсии.   Государство – это мы!  Защита.

«Синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас учащихся, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения.

Государство.

Независимое, правовое.

учит, защищает, выплачивает пенсии.

Государство – это мы!

Защита.

Результативность Анкета «Какие книги вы любите читать?»

Результативность

Анкета «Какие книги вы любите читать?»

Результативность Коллективная деятельность • Установилась атмосфера товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки; • научились распределять роли без взаимных обид и претензий.

Результативность

Коллективная деятельность

• Установилась атмосфера товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки;

• научились распределять роли без взаимных обид и претензий.

Результативность •  Повышение интереса к предмету; •  развитие творческих способностей обучающихся; •  коллективная деятельность; •  активное участие и победы в мероприятиях различного уровня.

Результативность

• Повышение интереса к предмету;

• развитие творческих способностей обучающихся;

• коллективная деятельность;

• активное участие и победы в мероприятиях различного уровня.