СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ текста для написания сочинения - рассуждения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рассматривает поэтапно план написания сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ. Использован отрывок из романа Ч. Айтматова "Плаха". Даются образцы написания разных частей сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ текста для написания сочинения - рассуждения"»

Анализ текста при подготовке к написанию сочинения - рассуждения Открытый урок учителя русского языка и литературы Бестаевой Н. Я., МБОУ СОШ №15 г. Владикавказ

Анализ текста при подготовке к написанию сочинения - рассуждения

Открытый урок учителя русского языка и литературы Бестаевой Н. Я., МБОУ СОШ №15 г. Владикавказ

Цели урока: 1) отработка навыков анализа текста; 2) работа над умением определять проблему текста, виды комментария, авторскую позицию; 3) подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения; 4) приобщение учащихся к творчеству Ч. Айтматова.

Цели урока:

  • 1) отработка навыков анализа текста;
  • 2) работа над умением определять проблему текста, виды комментария, авторскую позицию;
  • 3) подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения;
  • 4) приобщение учащихся к творчеству Ч. Айтматова.

Сочинение по прочитанному тексту Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сочинение по прочитанному тексту

  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста.
  • Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора. Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст не оценивается.
  • Сформулируйте позицию автора.
  • Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, обоснуйте его.
  • Объём сочинения – не менее 150 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст не оценивается.
План сочинения 1) Вступление – название проблемы. 2) Первый аргумент из текста, его значение. 3) Второй аргумент из текста, его значение. 4) Связь между аргументами – иллюстрациями. 5) Авторская позиция. 6) Ваше мнение о поднятой проблеме. 7) Заключение.

План сочинения

  • 1) Вступление – название проблемы.
  • 2) Первый аргумент из текста, его значение.
  • 3) Второй аргумент из текста, его значение.
  • 4) Связь между аргументами – иллюстрациями.
  • 5) Авторская позиция.
  • 6) Ваше мнение о поднятой проблеме.
  • 7) Заключение.

Выявление проблемы текста Возможное начало сочинения:  Текст Чингиза Айтматова заставил меня задуматься над проблемой уничтожения природы человеком.

Выявление проблемы текста

  • Возможное начало сочинения:

Текст Чингиза Айтматова заставил меня задуматься над проблемой уничтожения природы человеком.

Ключевые слова Утраченный мир; протекала великая охотничья жизнь; жестокое бытие; люди – боги овец, сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто волен быть свободным; люди – человекобоги; стали устраивать облавы на машинах, на вертолётах, расстреливая на ходу; опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном.

Ключевые слова

  • Утраченный мир; протекала великая охотничья жизнь; жестокое бытие; люди – боги овец, сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто волен быть свободным; люди – человекобоги; стали устраивать облавы на машинах, на вертолётах, расстреливая на ходу; опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном.

Аргументы - иллюстрации 1) В начале текста автор изображает «великую охотничью жизнь» в Моюнкумской саванне. Происходит жестокая борьба за существование между антилопами-сайгаками и волками, уничтожающими их. Но так было всегда. Это закон природы. Автор акцентирует наше внимание на словах: животные вольны жить свободными. 2) В противовес этому естественному движению жизни Ч Айтматов упоминает людей, которых иронично называет «человекобоги».Настало новое время, и теперь охотятся на сайгаков не только волки, но и люди. Как отмечает писатель, «человекобоги» устраивают облавы на машинах и вертолётах, уничтожая на своём пути всё живое. Автор возмущается поведением людей и отмечает, что жизнь в саванне опрокинулась вверх дном.

Аргументы - иллюстрации

  • 1) В начале текста автор изображает «великую охотничью жизнь» в Моюнкумской саванне. Происходит жестокая борьба за существование между антилопами-сайгаками и волками, уничтожающими их. Но так было всегда. Это закон природы. Автор акцентирует наше внимание на словах: животные вольны жить свободными.
  • 2) В противовес этому естественному движению жизни Ч Айтматов упоминает людей, которых иронично называет «человекобоги».Настало новое время, и теперь охотятся на сайгаков не только волки, но и люди. Как отмечает писатель, «человекобоги» устраивают облавы на машинах и вертолётах, уничтожая на своём пути всё живое. Автор возмущается поведением людей и отмечает, что жизнь в саванне опрокинулась вверх дном.
Связка двух примеров  Почему именно эти два примера я привела для аргументации? Мне кажется, что, сравнивая жизнь в Моюнкумской саванне до вмешательства человека и после, Чингиз Айтматов хотел подчеркнуть губительную для природы деятельность человека и необычайную её жестокость.

Связка двух примеров

  • Почему именно эти два примера я привела для аргументации? Мне кажется, что, сравнивая жизнь в Моюнкумской саванне до вмешательства человека и после, Чингиз Айтматов хотел подчеркнуть губительную для природы деятельность человека и необычайную её жестокость.
Позиция автора  Значит, автор считает, что человек должен задуматься над многими своими действиями, которые наносят природе непоправимый вред.

Позиция автора

  • Значит, автор считает, что человек должен задуматься над многими своими действиями, которые наносят природе непоправимый вред.
Собственные аргументы Необдуманное осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоёмов и почвы, истребление животных ради прихоти.

Собственные аргументы

  • Необдуманное осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоёмов и почвы, истребление животных ради прихоти.
Заключение  В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что каждый из нас должен задуматься о том, какой мы оставим планету будущим поколениям. Надо беречь природу, преумножать её богатства! Только живя в гармонии с природой, человечество может быть счастливым!

Заключение

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что каждый из нас должен задуматься о том, какой мы оставим планету будущим поколениям. Надо беречь природу, преумножать её богатства! Только живя в гармонии с природой, человечество может быть счастливым!