СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ варианта №1 ОГЭ-2020 по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Анализ варианта №1 ОГЭ-2020 по русскому языку" предназначена для сопровождения урока или дополнительного занятия, на котором пошагово разбираются все задания тестовой части и алгоритмы написания сочинений форматов 9.2 и 9.3.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ варианта №1 ОГЭ-2020 по русскому языку"»

Русский язык. Подготовка к ОГЭ Вариант 1

Русский язык. Подготовка к ОГЭ

Вариант 1

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

  (1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.

2) Предложение 2 односоставное безличное.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Предложение 4 осложнено вводным словом.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1. 3.  Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять  запятые . Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1.

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять  запятые .

Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1. 4.  Синтаксический анализ . Замените словосочетание  «грустно сказал» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1.

4. Синтаксический анализ .

Замените словосочетание  «грустно сказал» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью  управление .

Напишите получившееся словосочетание.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1. 5.Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ИСПЕЧЬ  – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь. 2) ЧЬИ-ТО  (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного. 3) ИЗВЕСТНЫЙ  –   непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом  известен . 4) ДОСРОЧНО  – в наречии написание суффикса зависит от ударения. 5) ПРЕГРАЖДАТЬ  – написание приставки определяется её значением, близким к слову  очень .

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1.

5.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ИСПЕЧЬ  – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.

2) ЧЬИ-ТО  (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

3) ИЗВЕСТНЫЙ   непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом  известен .

4) ДОСРОЧНО  – в наречии написание суффикса зависит от ударения.

5) ПРЕГРАЖДАТЬ  – написание приставки определяется её значением, близким к слову  очень .

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1. 6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Авалбёк хорошо помнил своего отца. 2) Авалбёк смотрел фильм с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. 3) Авалбёк, глядя на экран, впервые испытал чувство страха за близкого человека. 4) Взрослые и мать объяснили Авалбёку, что в фильме убили не его отца, а просто артиста. 5) Война во время просмотра фильма уже не казалась Авалбёку забавной, ничего весёлого в том, как падали люди, не было.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Авалбёк хорошо помнил своего отца.

2) Авалбёк смотрел фильм с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.

3) Авалбёк, глядя на экран, впервые испытал чувство страха за близкого человека.

4) Взрослые и мать объяснили Авалбёку, что в фильме убили не его отца, а просто артиста.

5) Война во время просмотра фильма уже не казалась Авалбёку забавной, ничего весёлого в том, как падали люди, не было.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1. 7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  метафора . 1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. 2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фото­графии, которая висела у них дома. 3) – Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. 4) Сердце мальчика было наполнено горем. 5) Он был рад, что мать не видит его слез.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является  метафора .

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фото­графии, которая висела у них дома.

3) – Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Сердце мальчика было наполнено горем.

5) Он был рад, что мать не видит его слез.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1. 8. Лексический анализ. Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным  синонимом . Напишите этот синоним.

Тестовая часть ОГЭ. Вариант 1.

8. Лексический анализ.

Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным  синонимом .

Напишите этот синоним.

Исходный текст

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их бы­ло семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.

(9)И вдруг мать тихо сказала:

– Смотри, это твой отец...

(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фото­графии, которая висела у них дома.

(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серь­ёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хва­тало.

(19)А на экране шла война. (20)Появились немецкие танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой, третий... (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.

Исходный текст – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.   (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал. – (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил ска­зать ему правду. – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика. (36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчи­ка его горькой и прекрасной иллюзии. (37)Мать наклонилась к сы­ну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. – (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала. (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз. (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне. (По Ч.Т. Айтматову*) *  Айтмáтов Чингúз Тореку́лович  (1928–2008) – советский киргизский писатель.

Исходный текст

– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.  (27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил ска­зать ему правду.

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчи­ка его горькой и прекрасной иллюзии.

(37)Мать наклонилась к сы­ну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

(По Ч.Т. Айтматову*)

Айтмáтов Чингúз Тореку́лович  (1928–2008) – советский киргизский писатель.

Сочинение 9.2 (Вариант № 1) 9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста : «(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.2 (Вариант № 1)

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста : «(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.2. Тезис Смысл предложения № 46 из текста известного советского киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова заключается в следующем: до просмотра фильма о войне мальчик только знал, что отец его давно погиб. Своего отца он не помнил. А после того, как он увидел на экране сражающегося воина, похожего на его отца, мальчик почувствовал нежность к родному человеку, горечь от потери отца. Образ погибшего отца сложился в его сознании в единую картину, обрёл видимые черты. И война перестала казаться мальчику чем-то далёким и абстрактным, а стала тем страшным событием, в котором погиб его отец. (тезис и комментарий)

Сочинение 9.2. Тезис

Смысл предложения № 46 из текста известного советского киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова заключается в следующем: до просмотра фильма о войне мальчик только знал, что отец его давно погиб. Своего отца он не помнил. А после того, как он увидел на экране сражающегося воина, похожего на его отца, мальчик почувствовал нежность к родному человеку, горечь от потери отца. Образ погибшего отца сложился в его сознании в единую картину, обрёл видимые черты. И война перестала казаться мальчику чем-то далёким и абстрактным, а стала тем страшным событием, в котором погиб его отец. (тезис и комментарий)

Сочинение 9.2. Аргумент №1 Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)

Сочинение 9.2. Аргумент №1

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)

Сочинение 9.2. Аргумент №2 Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серь­ёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хва­тало.

Сочинение 9.2. Аргумент №2

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серь­ёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хва­тало.

Сочинение 9.2. Заключение Таким образом, фильм и слова матери помогли мальчику представить своего погибшего отца, почувствовать любовь к нему, горечь потери отца, страх за него, идущего на смерть. Он гордился отцом и старался казаться взрослым, похожим на настоящего мужчину.

Сочинение 9.2. Заключение

Таким образом, фильм и слова матери помогли мальчику представить своего погибшего отца, почувствовать любовь к нему, горечь потери отца, страх за него, идущего на смерть. Он гордился отцом и старался казаться взрослым, похожим на настоящего мужчину.

Сочинение 9.3 (Вариант № 1) 9.3 Как Вы понимаете значение выражения    СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите  два  примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй  – из Вашего жизненного опыта. Можно два аргумента взять из текста. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.3 (Вариант № 1)

9.3 Как Вы понимаете значение выражения   СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите  два  примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй  – из Вашего жизненного опыта. Можно два аргумента взять из текста.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 9.3. Тезис Сила духа – это  способность концентрироваться на самом главном и не поддаваться страху или слабости в минуты опасности. это мужество, храбрость, стойкость, выносливость, невероятное терпение. (Определение) Человек, обладающий силой духа, способен преодолеть любые преграды. Он не сдается, не отчаивается, не демонстрирует свои сомнения или переживания в сложных ситуациях. Он верит в себя, в свои силы, а порой показывает личный пример другим, более слабым и не подготовленным к жизненным трудностям и испытаниям. (Комментарий)

Сочинение 9.3. Тезис

Сила духа – это способность концентрироваться на самом главном и не поддаваться страху или слабости в минуты опасности. это мужество, храбрость, стойкость, выносливость, невероятное терпение. (Определение)

Человек, обладающий силой духа, способен преодолеть любые преграды. Он не сдается, не отчаивается, не демонстрирует свои сомнения или переживания в сложных ситуациях. Он верит в себя, в свои силы, а порой показывает личный пример другим, более слабым и не подготовленным к жизненным трудностям и испытаниям. (Комментарий)

Сочинение 9.3. Аргумент №1 Структура аргумента № 1: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)   (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках. – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. 

Сочинение 9.3. Аргумент №1

Структура аргумента № 1:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках. – (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. 

Сочинение 9.3. Аргумент №2 Структура аргумента № 2: Краткий пересказ фрагмента текста (что?) Указываем номера предложений (где?) Комментируем и делаем микровывод (зачем?)  (37)Мать наклонилась к сы­ну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он.

Сочинение 9.3. Аргумент №2

Структура аргумента № 2:

  • Краткий пересказ фрагмента текста (что?)
  • Указываем номера предложений (где?)
  • Комментируем и делаем микровывод (зачем?)

(37)Мать наклонилась к сы­ну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы. (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он.

Сочинение 9.3. Заключение Таким образом, сила духа – это стойкость характера, умение внутренне собраться, сконцентрироваться на главном в экстремальной ситуации, чтобы не дать волю своим эмоциям и слабостям.

Сочинение 9.3. Заключение

Таким образом, сила духа – это стойкость характера, умение внутренне собраться, сконцентрироваться на главном в экстремальной ситуации, чтобы не дать волю своим эмоциям и слабостям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!