Добрый день
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строенье звезд и вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
«Прогрессио- движение вперед».
Арифметическая прогрессия
- обобщение и систематизация …;
- отработка умений и навыков применения формул …;
- Увидеть связь между….;
- Подготовка ….
Цели урока:
- Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
2. Чтобы проверить, является данная последовательность чисел арифметической, нужно найти разность между предыдущим и последующими членами последовательности
3. В арифметической прогрессии разность обозначают с
4.Характеристическое свойство арифметической последовательности заключается в том, что каждый член арифметической прогрессии равен среднему геометрическому соседних членов.
5. Если в последовательности каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего члена, то эта последовательность является арифметической прогрессией.
КЛЮЧ
10001
В какой фигуре записана арифметическая прогрессия?
Является
Является
Является
Не является
Не является
Найдите разность арифметической прогрессии:
- а) 3, 7, 11,….
- б) -3, -5, -7,…
- в) 2, 2, 2,…
- г) 9, 5, 1,…
- д) -7, -2, 3,…
В последовательности
(х n ): 3; 0; -3; -6; -9; -12;...
назовите первый, третий и шестой члены.
Последовательность (а n ) задана формулой
а n = 6 n - 1.
Найдите: a 1 , а 2 , a 3 ; а 20 ,
Найдите неизвестные члены арифметической прогрессии:
- а) С1; 14; С3; 10; С5…
- Ответ: 16, 14, 12, 10, 8…
Дописать то, чего не достает в формулах
1. d 2. a n 3. a 1 4. a n 5. (n-1) 6. a n+1
Тест
Вариант 1. Вариант 2.
1. (a n)- арифметическая прогрессия 1. (a n)- арифметическая прогрессия
а 1 =5, a 2 =11, d=? а 1 =6, a 2 =2, d=?
1) -6 2) 16 3) 6 4) 55 1) 4 2) -4 3) 8 4) 12
2. Дана арифметическая прогрессия 2. Дана арифметическая прогрессия
0 ; -4;…, 32; 16; …
Найти a 3 =? Найти a 3 =?
1) -8 2) 8 3) 4 4) -4 1) -16 2) 16 3) 48 4) 0
3. Дана арифметическая прогрессия, 3. Дана арифметическая прогрессия,
a 1 =1, d= -5, a 1 =2, d= -0,4,
Найти a 10 =? Найти a 6 =?
1) - 4 2) -44 3) 44 4) -6 1) 0 2) 2,4 3) -1,4 4) -2
4. Дана арифметическая прогрессия, 4. Дана арифметическая прогрессия,
a 1 = 3, a 7 = 9, a 1 = -4, a 5 = 6,
Найти S 7 =? Найти S 5 =?
1) 27 2) 12 3) -42 4) 42 1) 2 2) -10 3) 5 4) -5
5. Дана арифметическая прогрессия, 5. Дана арифметическая прогрессия,
a 1 =0,4; d= -1; a 1 = -8; d= -0,4;
Найти S 5 =? Найти S 5 =?
1) -8 2) -7 3) 8 4) 7 1) -8,4 2) -44 3) 44 4) 7
Ключ к тесту
Вариант 1
Вариант 2
1-3
1-2
2-1
2-4
3-2
3-1
4-4
4-3
5-1
5-2
ГИА 1. Какой номер имеет первый положительный член арифметической прогрессии -10,4; -9,8; -9,2;…
2. Найти сумму десяти первых членов арифметической прогрессии, если первый член равен 14, а четвертый 23.
Прогрессии мы с вами изучали,
И много новых формул вы узнали,
Различные задачи прорешали,
И вот теперь настал тот час,
И вы конечно же должны узнать
А применимы ли прогрессии
СЕЙЧАС?
Назад в историю!
Подготовили
Яценко Дарья и Кравцова Ксения
Прогрессии в древности
Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др.
НАЗАД, В ИСТОРИЮ!
Понятие числовой последовательности возникло и развивалось задолго до создания учения о функциях.
На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий АРХИМЕД (ок. 287–212 гг. до н.э)
Термин “прогрессия” был введен римским автором Боэцием (в 6 веке) и понимался в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность. Названия “арифметическая” были перенесены из теории непрерывных пропорций, которыми занимались древние греки.
Формула суммы членов арифметической прогрессии была доказана древнегреческим ученым Диофантом (в 3 веке).
Правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении «Книги абака» в 1202г. (Леонардо Пизанский)
Англия XVIII век
В XVIII в. в английских учебниках появились обозначения арифметической прогрессии:
Арифметическая
Германия
Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи еще учеником начальной школы.
КАРЛ ГАУСС (1777 – 1855)
Решение
1 + 2 + 3 + 4 + ….. + 99 + 100 = (1 + 100) + (2 + 99) + …… + (50 + 51) = 101 ∙ 50 = 5050
Задача из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого
- Купец имел 14 чарок серебряных, причем веса чарок растут по арифметической прогрессии с разностью 4. Последняя чарка весит 59 латов. Определить, сколько весят все чарки.
16
Литература и математика
Прогрессии в литературе: строки из “Евгения Онегина”.
«…Не мог он ямба от хорея Как мы не бились отличить…». Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.
Ямб – это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8;…Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечетные слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7;..
Примеры.
- Ямб . «Мой д Я дя с А мых ч Е стных пр А вил…», прогрессия 2; 4; 6; 8;…
- Хорей. « Я проп А л, как зв Е рь в заг О не»Б.Л.Пастернак, «Б У ря мгл О ю н Е бо кр О ет» А.С. Пушкин, прогрессия 1; 3; 5;7
Дополнительная задача. Чтобы благоустроить территорию школы учащиеся планируют весной 2016 года посадить деревья. Учащиеся 1 класса планируют посадить 20 деревьев, а каждый следующий класс – на 10 деревьев больше. Сколько классов в школе, если планируют посадить 770 деревьев?
Оцени свою работу на уроке
Я доволен собой, у меня все получилось
У меня не все получилось, нужно повторить
Многое не получилось, нужно повторить
Домашнее задание
- № 680 (а)
- 684 (а)
- 687 (а)
Урок сегодня завершён,
Дружней вас не сыскать.
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.