СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Басни в литературе" 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация "Басни в литературе" содержит информацию о басне как жанре мировой литературы. В ней представлены особенности жанра, история возникновения, а также показана роль И.А.Крылова  в развитии и становлении жанра басни в русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Басни в литературе" 6 класс»

Цели урока:  Углубить представление о жанре басни;  Расширить читательский кругозор;  Учить правильно понимать смысл и мораль басен;  Учить выразительно читать басни;  Учить элементам сравнительного анализа текстов .

Цели урока:

  • Углубить представление о жанре басни;
  • Расширить читательский кругозор;
  • Учить правильно понимать смысл и мораль басен;
  • Учить выразительно читать басни;
  • Учить элементам сравнительного анализа текстов .
Назначение басен «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?  и как должен вести себя в этом мире человек?  На первый вопрос он ответил мифом.  На второй вопрос – басней.» (М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)

Назначение басен

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?

и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом.

На второй вопрос – басней.»

(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)

БАСНЯ КАК ЖАНР Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали. С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания: Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д. Эзопов язык –  речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла. Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

БАСНЯ КАК ЖАНР

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания:

Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Эзопов язык –

речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Особенности жанра басни Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей; В басне высмеиваются людские пороки; Басня имеет поучение, мораль.

Особенности жанра басни

  • Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
  • В басне высмеиваются людские пороки;
  • Басня имеет поучение, мораль.
Древняя Греция Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп , живший в VI веке до н.э.

Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В.К.Тредиаковского,  А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,  И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера, М.В. Ломоносова.

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –

в творчестве

В.К.Тредиаковского,

А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,

И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,

М.В. Ломоносова.

Самую широкую известность получили басни, созданные  И.А. Крыловым (1769-1844). «Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

(1769-1844).

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

«Зеркало и Обезьяна»  Таких примеров много в мире:  Не любит узнавать никто себя в сатире.  Я даже видел то вчера:  Что Климыч на руку нечист, все это знают:  Про взятки Климычу читают,  А он украдкою кивает на Петра.

«Зеркало и Обезьяна»

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают: Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.

«Петух и Кукушка»  За что же, не боясь греха,  Кукушка хвалит Петуха?  За то, что хвалит он Кукушку.

«Петух и Кукушка»

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

«Ворона и Лисица»  Уж сколько раз твердили миру,  Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,  И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Мартышка и очки»  К несчастью, то ж бывает у людей:  Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,  Невежда про нее свой толк все к худу клонит;  А ежели невежда познатней,  Так он ее еще и гонит.

«Мартышка и очки»

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

«Слон и Моська»  Пускай же говорят собаки:

«Слон и Моська»

Пускай же говорят собаки: "Ай моська! знать она сильна, Что лает на слона!"

Определите названия басен, откуда взяты эти строчки:  Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, Только мука. Басня «Лебедь, Рак и Щука»
  • Определите названия басен, откуда взяты эти строчки:

  • Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

 А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. Басня «Квартет»
  • А вы, друзья,

как ни садитесь,

Все в музыканты

не годитесь.

Басня «Квартет»

То их понюхает, то их полижет… Очки не действуют никак! Басня «Мартышка и очки»
  • То их понюхает,

то их полижет…

Очки не действуют никак!

Басня «Мартышка и очки»

Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, То все у них пустяк. Басня «Петух и Жемчужное зерно»
  • Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут,

То все у них пустяк.

Басня «Петух и Жемчужное зерно»

2. Закончите крылатые выражения:  Ты всё пела? Это дело…  Кукушка хвалит петуха…  Чем кумушек считать трудиться… А ларчик просто… У сильного всегда… А Васька слушает…  Слона-то я и… Ай, Моська! Знать она…

2. Закончите крылатые выражения:

  • Ты всё пела? Это дело…
  • Кукушка хвалит петуха…
  • Чем кумушек считать трудиться…
  • А ларчик просто…
  • У сильного всегда…
  • А Васька слушает…
  • Слона-то я и…
  • Ай, Моська! Знать она…
3. Помогите герою басни найти свою пару:  Свинья Петух Моська Ворона Ягненок Стрекоза

3. Помогите герою басни найти свою пару:

  • Свинья
  • Петух
  • Моська
  • Ворона
  • Ягненок
  • Стрекоза
4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?

4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?

Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду

Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду

Жанр басни в XX веке… Грибы Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: Смотрите на меня! Заметней нет поганки! Как я красив! Красив и ядовит! – А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал. И потому его никто не замечал… С.В. Михалков

Жанр басни в XX веке…

Грибы

Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

  • Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
  • Как я красив! Красив и ядовит! –

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

С.В. Михалков

Жанр басни в XXI веке… Вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Жанр басни в XXI веке…

Вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Великие баснописцы Красавица Стрекозка, Оса, Пчела и Божия коровка Решили басню написать. Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть. Достали ручки, скрепки, кнопки и листок И сели дружно под дубок.   Сидят, сидят листок же всё пустой. «Подружки, стой! – кричит Стрекозка. Чтоб лучше басню написать, Давайте сядем на кровать. На  мягком месте лучше думать! И басня сложится, как знать?»   Слава Васильев

Великие баснописцы

Красавица Стрекозка,

Оса, Пчела и Божия коровка

Решили басню написать.

Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть.

Достали ручки, скрепки, кнопки и листок

И сели дружно под дубок.

 

Сидят, сидят листок же всё пустой.

«Подружки, стой! – кричит Стрекозка.

Чтоб лучше басню написать,

Давайте сядем на кровать.

На  мягком месте лучше думать!

И басня сложится, как знать?»

 

Слава Васильев