Цели урока:
- Углубить представление о жанре басни;
- Расширить читательский кругозор;
- Учить правильно понимать смысл и мораль басен;
- Учить выразительно читать басни;
- Учить элементам сравнительного анализа текстов .
Назначение басен
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир?
и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом.
На второй вопрос – басней.»
(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)
БАСНЯ КАК ЖАНР
Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Басня состоит из вступления, описания событий и морали.
С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания:
Аллегория (греч.) – иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.
Эзопов язык –
речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.
Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Особенности жанра басни
- Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
- В басне высмеиваются людские пороки;
- Басня имеет поучение, мораль.
Древняя Греция
Родоначальником
жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,
живший в VI веке до н.э.
В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем
Жаном
де Лафонтеном
В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке –
в творчестве
В.К.Тредиаковского,
А.П. Сумарокова, В.И. Майкова,
И.И. Дмитриева, И.И. Хемницера,
М.В. Ломоносова.
Самую широкую известность получили басни, созданные
И.А. Крыловым
(1769-1844).
«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»
«Зеркало и Обезьяна»
Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают: Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра.
«Петух и Кукушка»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
«Ворона и Лисица»
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
«Мартышка и очки»
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
«Слон и Моська»
Пускай же говорят собаки: "Ай моська! знать она сильна, Что лает на слона!"
- Определите названия басен, откуда взяты эти строчки:
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
как ни садитесь,
Все в музыканты
не годитесь.
Басня «Квартет»
то их полижет…
Очки не действуют никак!
Басня «Мартышка и очки»
В чем толку не поймут,
То все у них пустяк.
Басня «Петух и Жемчужное зерно»
2. Закончите крылатые выражения:
- Ты всё пела? Это дело…
- Кукушка хвалит петуха…
- Чем кумушек считать трудиться…
- А ларчик просто…
- У сильного всегда…
- А Васька слушает…
- Слона-то я и…
- Ай, Моська! Знать она…
3. Помогите герою басни найти свою пару:
- Свинья
- Петух
- Моська
- Ворона
- Ягненок
- Стрекоза
4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен?
Памятник И.А. Крылову в Санкт- Петербурге в Летнем Саду
Жанр басни в XX веке…
Грибы
Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет поганки!
- Как я красив! Красив и ядовит! –
А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.
И потому его никто не замечал…
С.В. Михалков
Жанр басни в XXI веке…
Вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?
Великие баснописцы
Красавица Стрекозка,
Оса, Пчела и Божия коровка
Решили басню написать.
Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть.
Достали ручки, скрепки, кнопки и листок
И сели дружно под дубок.
Сидят, сидят листок же всё пустой.
«Подружки, стой! – кричит Стрекозка.
Чтоб лучше басню написать,
Давайте сядем на кровать.
На мягком месте лучше думать!
И басня сложится, как знать?»
Слава Васильев