В О Д О Р О С Л И
6
7
2
4
5
3
8
Н И З Ш И Е
Ш Л Я П К А
П А Р А З И Т Ы
Й
Г Р И Б Н И Ц А
С Л О Е В И Щ Е
Т Р У Т О В И К
С И М Б И О З
учитель биологии Деларова Е.В.
Гипотеза(предположение)
Если мы будем знать строение и способ питания, то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники
План работы
- Изучить строение лишайников.
2. Изучить способ питания лишайников.
3. Узнать, где обитают лишайники.
4. Изучить многообразие лишайников.
5. Выяснить значение лишайников в природе и для человека.
6.Сделать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.
«Растение – сфинкс» ?
Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла
Климент Аркадьевич Тимирязев
(1843-1920)
НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЛИШАЙНИКИ, НАЗЫВАЕТСЯ ЛИХЕНОЛОГИЯ (1803)
Г. де’ Бари
О.В. Баранецкий
А.С. Фаминицын
Эрик Ахариус –
«отец лихенологии»
Он выделил лишайники в самостоятельную группу
Гифы гриба
Вода
Минеральные соли
Минеральные соли
Клетки водорослей
Образуются
Органические вещества
Органические вещества
в процессе фотосинтеза
Показать процесс
Типы слоевищ
Листоватые
пармелия
Накипные
аспицилия
калоплака
сантория
лецидея
Кустистые
кладония
цетрария
уснея
Накипные лишайники
Листоватые лишайники
Кустистые лишайники
Способы размножения
бесполый
половой
вегетативно
кусочками слоевища
специализированные
группы клеток
Важный компонент биогеоценозов.
Первопоселенцы безжизненных пространств
Значение лишайников в природе
Участвуют в первичном почвообразовании
Виды - эдификаторы
Убежище для насекомых
Участвуют в разрушении горных пород
Пища для копытных животных
Применение в медицине
Индикаторы чистоты воздуха
Корм для северных оленей
Служат для определения возраста горных пород
Значение лишайников в народном хозяйстве и жизни человека
Пища для человека
Применение в парфюмерной промышленности
Сырьё для химической промышленности
Получение природных красителей
1. Кладония : а – в нормальном состоянии, б – в угнетенном состоянии. Дальнейшее загрязнение атмосферы приводит к тому, что лопасти лишайников окрашиваются в беловатый, коричневый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются и растение погибает.
2. Цетрария : а – в нормальном состоянии, б – в угнетенном состоянии. Беловатые слоевища лишайников в местах постоянных выбросов оксидов железа приобретают характерную бурую окраску.
3. Пельтигера: а – в нормальном состоянии, б – в угнетенном состоянии. Обычно по мере приближения к источнику загрязнения слоевища становятся толстыми и компактными.
1. Уснея: а – в нормальном состоянии, б – в угнетенном состоянии. Вблизи от источников загрязнения средняя длина «бородатых» лишайников обычно существенно уменьшается.
Ключ 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-В,Д,Е Критерии: 1-2 б – оценка«2» 3б – оценка «3» 4-5б– оценка «4» 6б – оценка «5»
Выводы урока:
ПОЧЕМУ ЛИШАЙНИКИ ЧАСТО НАЗЫВАЮТ «ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ВЫДУМКОЙ ПРИРОДЫ», А ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ К. А. ТИМИРЯЗЕВ НАЗВАЛ ИХ «РАСТЕНИЯМИ – СФИНКСАМИ»?
- Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли; Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы – создают “каркас” слоевища и обеспечивают водой и минеральными веществами
2. Лишайники неприхотливы, но требовательны к чистоте
воздуха.
3. Лишайники играют важную роль в природе и используются в
хозяйственной деятельности человека.
Домашнее задание
- §19, вопросы после параграфа и задания №65-67 в рабочей тетради (для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самооценки)
- Найдите лишайники возле дома, зарисуйте в тетрадь, определите форму слоевища( для тех, кто усвоил материал на «хорошо»)
- Составьте кроссворд на тему «Лишайники» (для тех, кто усвоил материал на «отлично»)