Задачи с практическим содержанием в процессе обучения математике
Цель мастер класса — описать роль и место, которые выполняют и занимают задачи с практическим содержанием в процессе обучения математике, потренироваться решать и составлять такие задачи.
Задачи мастер класса:
1. Раскрыть понятие задачи с практическим содержанием 2. Описать методику решения задач с практическим содержанием 3. Охарактеризовать какую роль выполняют и какое место занимают задачи с практическим содержанием в процессе обучения математике 4. Описать применение практических задач в мотивации обучения математике
Виды задач с практическим содержанием
Задачи на движение
Задачи на производительность
Задачи на смеси и сплавы
Задачи на проценты
Житейские задачи
Экономические задачи
Исторические или старинные задачи
Геометрические задачи
Для чего учиться решать практические задачи
- Главная цель решения таких задач — сформировать умение решать задачи, которые могут встретиться каждому в реальной жизни
- Показать ученикам важность и практическую нужность изучения математики
- Решение задач практического содержания в короткой перспективе пригодится для сдачи экзаменов
- В долгой перспективе пригодится в любой профессии либо увлечении, потому что решать и ставить задачи людями приходится постоянно, чем бы они не занимались
Чтобы научиться решать задачу с практическим содержанием, необходимо:
- Уметь анализировать условие данной задачи
- Уметь применять полученные ранее знания на практике, т.е. понимать, когда и какие знания нужно использовать
- Уметь абстрагироваться и находить общее решение, которое можно будет использовать при решении другой задачи
- Нужно контролировать и проверять каждое своё действие, т.е. проводить самоконтроль
Особенность процесса решения задач с практическим содержанием
1. Необходимо более детально анализировать текст задачи
2. Проверить задачу на избыток и недостаток условий
3. Выявить взаимную связь с другими разделами математики и с различными сферами деятельности
4. Правильно составить математическую модель для решения, не упустив важных условий задачи
5. Необходимо верно интерпретировать полученный результат
Этапы решения задачи по Л.В. Виноградовой
- поиск пути решения — выдвижение гипотез — составление плана решения
- реализация полученного плана
- исследование полученного решения — «взгляд назад»
На деле эти этапы резко друг от друга не отделены»
Роль практических задач
- Раскрывают всё многообразие практического применения математических знаний, полученных на уроках
- Закрепляют и углубляют данные знания на практике
- Наглядно иллюстрируют учебный материал
- Развивают логическое, познавательное мышление
- Учат детей самостоятельно принимать решение и видеть значимость изучения математики в целом.
- У обучающихся повысится активная деятельность, улучшатся мыслительные операции, произойдет прочное усвоение математических знаний, будут формироваться математические навыки.
Способы мотивации учеников с помощью практических задач
- Изначально рассмотреть какие-либо физические явления или технические проблемы и на основе этого сформулировать для решения практическую задачу
- Для мотивации обучения математике использовать исторические или старинные задачи
- Перед изучением новой темы предложить практическую задачу, которая изначально покажется ученикам простой и ответ на которую они дадут незамедлительно, но полученные ответы окажутся разными
В жилом доме всего 215 квартир. Сколько из них однокомнатных, если известно, что трёхкомнатных квартир на 10 меньше, чем двухкомнатных, и на 5 больше, чем однокомнатных?
Однокомнатная - ?
Двухкомнатная - ?
Трёхкомнатная - ? на 10 м., чем 2к, на 5 б., чем 1к
Однокомнатная - х
Двухкомнатная – х+5+10
Трёхкомнатная – х+5
x + ( x +5+10) + ( x +5) = 215
3 x = 195
x = 65
Ответ: 65 однокомнатных квартир в жилом доме.
Способы мотивации учеников с помощью практических задач
4. В начале урока предложить практическую задачу, ответом на которую будет некруглое число. Дети подумают, что допустили где-то ошибку и получили неверный ответ
5. Для мотивации обучения использовать практические задачи из банка заданий для экзаменов
6. Задачи с практическим содержанием использовать на уроке для того, чтобы показать дальнейшую перспективу применения полученных знаний в повседневной жизни.
Задача 1 . Известно, что площадь г. Луганска равна 269,61 км кв, а площадь г. Кировска равна 34,94 км кв . Во сколько раз площадь Луганска больше площади г. Кировска? Ответ округлите до десятых.
1) 269,61 : 34,94 = 26961 : 3494 = 7,71… = 7,7 раз
Ответ: площадь Луганска в 7,7 раза больше.
Задача 2 . Длина ямы равна 2 м, ширина 5 м, а её высота равна 3 м. Сколько нужно кирпича, чтобы выложить эту яму, если в одном метре квадратном 40 кирпичей?
1) 2 х 5 = 10 (м. кв) площадь дна ямы
2) (2 + 5) х 2 = 14 (м) периметр пола
3) 14 х 3 = 42( м кв) площадь боковой поверхности ямы
4) 10 + 42 = 52 (м кв ) площадь, которую надо выложить кирпичом
5) 52 х 40 = 2080 (шт.) кирпичей потребуется для ямы
Задача 3. Расстояние на карте ЛНР между г. Луганск и г. Кировск равно 2 см. Найти расстояние на местности, если масштаб карты 1 : 5000000.
- 5000000 х 2 = 10000000 (см)
- 10000000 см = 100000 м = 100 км
Ответ: между городами расстояние 100 км
Задача 4 . Один килограмм мяса стоит 320 рублей. Мама купила 1,5 килограмма мяса и отдала 1 тысячу рублей. Сколько рублей сдачи мама должна получить?
1) 320 х 1,5 = 480 (р) отдали за мясо
2) 1000 – 480 = 520 (р) получили сдачи
Ответ: мама должна получить сдачи 520 р
Задача 5 . Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?
1) С 10 утра до 10 вечера 12 часов
2) 16 – 15 = 1 час перерыв
3) 12 – 1 = 11 часов в день открыт магазин
Задача 6. Сколько штук обрезной доски нужно для 2 кубов досок, если одна обрезная доска имеет размеры 15 см *4 см *6,5 м? Ответ округлите до целых
1) 15 х 4 = 60 см кв 2) 6,5 м = 650 см
3) 60 х 650 = 39000 см куб 4) 2м куб = 2000000 см куб
5) 2000000 : 39000 = 2000 : 39 = 51, 2 = 51(доска)