Подготовила: Бикшева Александра Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «Благодарновская СОШ»
2022-2023 учебный год
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру.
Как показали исследования многих учёных, из множества факторов влияющих на успеваемость школьников наиболее значительным является навык чтения. Проблема становления навыка чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. E ё успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать.
Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама не стоит.
Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.
И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребёнок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения?
Задуйте свечу. В цветочном магазине. Выдох со счетом. Обрызгайте белье
Использование скороговорки (хором): Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха). Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м. Мам, меду б нам, Мам, молока б нам.
Работа над скороговорками
- можно выделять цветным мелом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например:
С енька с С анькой вёз С оньку на с анках.
Ш ла С а ш а по ш о сс е и с о с ала с у ш ку.
- начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую, например:
Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.
1. Тает снег.
2. Идет дождь.
3. Небо хмурое.
4. Коля заболел.
5. Запели птицы.
6. Поле опустело.
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Формирование трёх умений
· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
· Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
· Ставить логическое ударение в предложении.
Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку!
Зафиксируйте взгляд в центре таблицы и найдите все цифры по порядку нарастания в цифровом ряду
(время выполнения — 25 с).
1
15
14
18
9
7
6
2
3
12
5
11
10
16
19
20
13
17
8
4
Прочитайте все слова, глядя только на цифру в центре.
ш
о
р
к
в
м
м
и
а
ч
у
о
е
е
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
-
-
-
-
2
-
-
-
-
-
-
-
-
3
м
-
-
4
-
-
-
-
-
-
а
-
5
-
-
-
-
6
-
л
-
о
-
-
-
7
-
-
-
-
д
-
-
-
-
ы
-
-
к
-
-
а
-
-
-
-
д
-
а
-
к
-
и
-
х
а
Злой волшебник нарочно замаскировал слова. Если вы их прочитаете, то лишите злого волшебника его силы.
ЧТЕНИЕ
Найди среди буквенного текста слова. Определи общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?
БВОСЛИКРПОСЛОНДГНЛВОЛКУАОКАРАСЬ
ВОРОНАПРСГАЛКАСКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ
ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ
ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС
ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП
ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАРП
Сильный ураган перемешал все слова.
Вам предстоит навести порядок и расставить все по местам, а для этого необходимо назвать все смешанные слова.
ПЕСНЯ
СКАЗКА
СТИХ
БАСНЯ
ЗАГАДКА
Прочитайте слова, разделите их на две группы – слова и псевдослова, то есть бессмысленные буквосочетания.
псевдослово
ДОРОГА
МЕТРО
ВУНКА
СЕКРЕТАРЬ
ПОЛОСЕКР
ШИФОНЬЕР
ПИШИФОР
ОЛУБЕТ
СВЕТОФОР
Имея слева ряд карточек с началом слов, а справа - с концом, быстро их сложите так, чтобы получились осмысленные слова.
опу
лад
коро
фета
шка
лест
ница
кон
поя
сок
ва
шоко
Мы совершаем путешествие по перевернутому миру. Вам важно быстро научиться в нем ориентироваться. Прочитайте перевернутый текст.
ЗА
ВЕС
Зи
ида
ЗИНАИДА
ЗАНАВЕС
При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.
Чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели, в конце урока рекомендую отводить несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все ученики читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети видят свои достижения.
Используя описанные приёмы, можно добиться оптимального чтения у своих учеников.
Спасибо за внимание!