Гиперактивность у детей
Автор : Цыкалова Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида г. Россоши
Гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. “Активный” – от латинского “activus” – деятельный, действенный. “Гипер” – от греческого “Hyper” – над, сверху – указывает на превышение нормы.
Гиперактивность чаще
встречается у детей и
подростков, чем у
взрослых людей, так как
вызывается эмоциями.
Гиперактивность у детей
проявляется
несвойственными для
нормального,
соответствующего
возрасту, развития
ребёнка
невнимательностью,
отвлекаемостью,
импульсивностью.
В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство.
Признаки, являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных детей 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, такой ребенок корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
8. Не может играть тихо, спокойно.
9. Болтливый.
10. Часто мешает другим, пристает к окружающим.
11. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
12. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений не ищет.
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растёт с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идёт полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространённость синдрома составляет 3—10 %
Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу- 8— 10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.
Не спешите ставить своему ребёнку диагноз !!!
Гиперактивность (синдром дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов.
Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок уже посещает школу и начались проблемы с учёбой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребёнка, теряется интерес к учёбе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Как помочь гиперактивному ребёнку?
- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
- Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.
- Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его
Организация благоприятной обстановки в семье:
- Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»).
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Уважаемые родители!
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.