Урок русского языка в 3 классе Тема урока: « Падеж имён существительных »
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книга, ручки и тетрадки? Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»!
Минутка чистописания
Орфографическая минутка повторяем словарные слова, записываем в рабочую тетрадь.
А..етит, анте..а, жу..ать, ко..ектив, ко..екция, килогра.., па..ажир, ра..тояние, тро..ейбус.
Сегодня изучим новые словарные слова. Запоминай и записывай в тетрадь. Их 7.
а гр о ном
а лма з
б а га ж
в и кт о рина
б о гат ст в о
бул ь доз е р
в о лшебник
Работа в группах
Задание : Прочитать
стихотворение , узнать
название падежа и падежные вопросы,
найти слова-подсказки для
облегчения определения
падежа
Заполним таблицу по результатам
исследования
Падежи
Вопросы
И. п. (есть)
Предлоги
Р. п. (нет)
Д.п. (рад)
В.п. (вижу)
Т.п. (доволен)
П.п. (думаю)
Улица «Именительного падежа»
Есть Кто ?
Что ?
И.п
Именительный
Что?
Кто?
Я - именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы Кто? и Что?
Ни с чем не спутает никто.
Постарайтесь запомнить вопросы именительного падежа. Вернемся к карте для того, чтобы сверить маршрут.
13
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КТО? ЧТО?
- Существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим.
- Львёнок поёт песенку.
- Поёт (кто?) львёнок.
Именительный падеж. Нет предлогов. Подлежащее!
Именительный
Что?
Кто?
На суку висит (что?)- ватрушка!
На заборе спит (кто?)- старушка!
С неба к нам летит (что?)- игрушка!
Соловьём свистит (кто?)- подружка!
На сосне сопит (кто?)- хрюшка!
Рассказала всё (кто?)- врушка!
Сочинили мир такой изумительный!
Что ж запомним мы падеж
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!
Постарайтесь запомнить вопросы именительного падежа. Вернемся к карте для того, чтобы сверить маршрут.
17
Улица «Родительного падежа»
Нет Кого ?Чего ?
у, около , от , без , из , до , для , вокруг , с , после
Р.п.
Р.п
Родительный
Чего?
Кого?
А я – падеж Родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – И вот он я;
Предлоги часто мне друзья:
ОТ, БЕЗ,ОКОЛО, ВОКРУГ и ДЛЯ.
И С, и До, и У, и Из –
До неба вверх и С неба вниз.
Запомните вопросы родительного падежа. Проверьте свои знания, нажав на вопрос.
19
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧЕГО?
- К существительному в родительном падеже нужно подставить слово НЕТ , при этом существительное не изменится.
- Нет ( чего ?) солнышка.
- Нет ( кого ?) старушки.
ПРЕДЛОГИ
- У
- ОТ,
- ДО,
- ИЗ,
- С,
- БЕЗ,
- ОКОЛО,
- ВОКРУГ.
- ДЛЯ
Родительный падеж. Кого? Чего?
Родительный Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО? Вот у меня нет брата И хомяков – ни одного… Всё мама виновата!
Родительный
Чего?
Кого?
Я до вечера гулял, я с ребятами играл.
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки языком я собирал.
За уроки мне пора, только манит всех игра.
… Вот стою я у доски и вздыхаю от тоски ...
Но падеж родительный
Запомню изумительный!
Запомните вопросы родительного падежа. Проверьте свои знания, нажав на вопрос.
24
Д.п .
Улица «Дательного падежа»
Дал Кому ?Чему ?
по, к
Дательный
Чему?
Кому?
Если б я названия
Падежам давал
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
Я подарки обожаю,
Я подарки всем дарю:
Братику, сестричке, псу.
А еще Кому? Чему?
По
К
Запомните вопросы дательного падежа. Проверь свои знания.
Карта поможет выбрать верный путь.
26
ДАТЕЛЬЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОМУ? ЧЕМУ?
- К существительному в дательном падеже нужно подставить слово ДАЮ или ДАРЮ , при этом существительное не изменится.
- Дарю ( кому ?) старушке.
- Даю ( чему ?) солнышку.
ПРЕДЛОГИ
Дательный падеж. Кому? Чему?
Дательный падеж .
Это яблоко, скажите, Я отдам КОМУ? ЧЕМУ? Может, Лене? Или Вите? Нет, пожалуй, никому…
Дательный
Чему?
Кому?
Братику, сестричке, псу,
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь
Всем подарки разнесу
И тогда домой вернусь!
По
К
Запомните вопросы дательного падежа. Проверь свои знания.
Карта поможет выбрать верный путь.
31
Ребята, берегите зрение!
Улица «Винительного падежа»
Виню Кого ?Что ?
через, про, на, за, под, о, во
В.п.
Р.п
Винительный
Что?
Кого?
Я - Винительный падеж,
Я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во Что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
ВО, ЧЕРЕЗ, ПРО и ЗА –
Предлоги Винительного падежа !
Запомни вопросы винительного падежа. Проверьте свои знания.
35
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧТО?
ПРЕДЛОГИ
- В,
- НА,
- ЗА,
- ПОД,
- ЧЕРЕЗ,
- ПРО
- К существительному в винительном падеже нужно подставить слово ВИНЮ, или ВИЖУ , при этом существительное не изменится.
- Вижу ( что ?) солнышко.
- Вижу ( кого ?) старушку.
Винительный падеж.
Я – Винительный падеж , Обвиняю всюду всех. Нету никаких надежд, Что не допущу огрех. Слово «вижу» подставляй И меня определяй.
Винительный
Что?
Кого?
Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научились мы летать!
Как взлетим под потолок
Да махнем через порог ,
Вылетаем за окошко ,
Держим курс мы на лужок .
Вижу школу , вижу сад -
Называю всё подряд!
Вижу вишню , вижу сливу ,
До чего вокруг красиво!
Ненавидим обвинять,
Будем всех перечислять.
Что увидим и Кого-
Назовем до одного!
Запомни вопросы винительного падежа. Проверьте свои знания.
39
Улица «Творительного падежа»
Доволен Кем ? Чем ?
с, со, перед, за, под, над, между
Т.п.
КЕМ?
ЧЕМ?
Творительный
Я Творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! С кем? Творите! Чем?
Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам ПЕРЕД, ПОД и НАД
В любой момент я очень рад.
Запомните вопросы творительного падежа и выполните задание.
41
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КЕМ? ЧЕМ?
- К существительному в творительном падеже нужно подставить слово ТВОРЮ , при этом существительное не изменится.
- Творю ( чем ?) карандашом.
- Творю ( кем ?) лисой.
ПРЕДЛОГИ
Творительный падеж
Творительный
Хочу я песни сочинять. С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать? Писать мне ручкой иль пером, Или цветным карандашом?
КЕМ?
ЧЕМ?
Творительный
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже творительном.
Что там долго говорить.
Вот решился я … творить!
- Что там долго говорить. Вот решился я … творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я- художник, я- творец!
Ух, какой я молодец!
- Я- художник, я- творец! Ух, какой я молодец!
Запомните вопросы творительного падежа и выполните задание.
45
КЕМ?
Творительный
ЧЕМ?
Запомните вопросы творительного падежа и выполните задание.
46
Улица «Предложного падежа»
Расскажу О ком? О чём?
при, о, об, на, в, во
П.п .
Предложный
О ЧЕМ?
О КОМ?
А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ .
Со мною случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ?, О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет В, и О , и ПРИ -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЕМ мечтать и В ЧЕМ гулять.
В зарослях можно познакомиться с вопросами предложного падежа. Проверьте свои знания, нажав на вопрос.
48
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ О КОМ? О ЧЁМ?
Существительные в Предложном падеже ВСЕГДА употребляются с предлогом .
- К существительному в предложном падеже нужно подставить слово МЕЧТАЮ или ДУМАЮ , при этом существительное не изменится.
- Мечтаю ( о чём? ) о солнышке.
- Мечтаю ( о ком? ) о собаке.
Предложный падеж.
Предложный
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ? О школе, о глаголах. Верней, я думаю о том, Как надоела школа…
Зато теперь все падежи Я твёрдо заучила. Попробуй тоже так учи, Ведь знанья – это СИЛА!!!
О ЧЕМ?
О КОМ?
Предложный
На уроке я скучаю,
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне .
Буду в ней сидеть на троне.
- Я мечтаю о короне . Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне
Чтоб кататься при луне .
В зарослях можно познакомиться с вопросами предложного падежа. Проверьте свои знания, нажав на вопрос.
52
Я мечтаю о серёжках ,
Я мечтаю о сапожках ,
- Я мечтаю о серёжках , Я мечтаю о сапожках ,
Вечерами, в полумгле
Я мечтаю об орле :
Буду с ним летать на воле
Буду я учиться в школе
- Буду с ним летать на воле Буду я учиться в школе
Ой, мечтаю я уже…
О предложном падеже!
Не забудьте вернуться к карте.
52
Р.п.
В.п.
нет
Д.п.
вижу
Кого?
Чего?
И.п.
дать
Кого?
Что?
Кому?
Чему?
Кто?
Что?
Т.п.
горжусь
Кем?
Чем?
П.п.
думаю
О ком?
О чем?
Как определить падеж имён существительных ?
- Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме, нет (чего?) дождя .
- Затем по вопросу и предлогу
- определить падеж.
Алгоритм
определения падежа :
1. Найти слово , которое командует существительным .
2. Поставь вопрос от слова –командира к данному слову.
3. Узнай и укажи падеж.
Определите падежи у слова «банты»:
В.п.
Банты Алла потеряла,
И о бантах плачет Алла.
«Нету бантов !» Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели,
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла;
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада,
Ей других совсем не надо!
П.п.
Р.п.
И.п.
Т.п.
Д.п.
Д.п .
И.п
П.п .
Р.п .
В.п .
Т.п .
Дальше
Помощь
И.п.
Р.п.
В.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
Дальше
Помощь
И.п.
Р.п.
В.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
Дальше
Помощь
И.п.
Р.п.
В.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
Дальше
Помощь
Р.п.
И.п.
В.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
Дальше
Помощь
П.п.
Д.п.
Т.п.
Р.п.
В.п.
И.п.
Помощь
Дальше
Вспомни и ответь на вопросы:
- Как называется изменение имён существительных по вопросам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Что такое склонение?
- Как определить падеж у существительных в предложении?
Оцените наш урок.
- Сегодня я …
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
Домашнее задание:
- Вспомни всё то, о чём говорили сегодня на уроке.
- Выучи названия падежей, вспомога-тельные слова, падежные вопросы.