«Информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе»
Подготовил:
Заведующий МДОУ № 386
Сухарева О.Г.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация образования -
это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, всесторонне развивает ребёнка.
Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по направлениям работы:
Компьютерные логопедические программы:
1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
2. Обучающая и развивающая игра
«Веселые игры для развития
речи и слуха»
3. Компьютерная обучающая игра
«Веселая читайка»
4. Компьютерная обучающая программа
«Баба-Яга учится читать»
5.Компьютерная обучающая программа «Баба – Яга учится считать» 6.Программа «Говорящая русская азбука Azbuka Pro» 7.Детская развивающая игра «Домашний логопед. Учимся говорить правильно» 8.Мультимедийная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» 9.Развивающий мультфильм Р.Саакянца «А,Б,В,Г,Д. Учимся читать»
По различным направлениям лого-коррекционной работы широко используются мультимедийные презентации, которые позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.
Для повышения эффективности логопедических занятий целесообразно использовать двухполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными.
Презентационные материалы применяются для:
• развития фонематического восприятия, развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
• усвоения лексических тем;
• развития навыков словообразования и словоизменения;
• развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
• развития речевого дыхания;
• гимнастики для глаз;
• автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
• дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
В лого-коррекционной работе важно использовать такие аудиопрограммы:
1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
3. «10 мышек – пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой
4. Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика. 5. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева. 6. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова. 7. Аудиокниги сказок, потешек и др.
Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.