МОУ "Дульдургинская средняя
общеобразовательная школа"
XVII региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Методы извлечения квадратных корней
Автор работы: Дамдинова Елена Баяровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Дульдургинская средняя общеобразовательная школа«
ученица 9 - а класса
Научный руководитель: Кибирева Ирина Валерьевна учитель математики
высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Дульдургинская средняя общеобразовательная школа"
20 14 г.
Задачи в древности
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
Вавилонская таблица квадратов
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
Извлечения корней в древности
Китайский трактат
Герон Александрийский
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
МЕТОДЫ ИЗВЛЕЧЕНИЯ КВАДРАТНОГО КОРНЯ
Правильному применению методов можно научиться, только применяя их на разнообразных примерах.
Г. Цейтен
- Арифметический метод
- Геометрический метод
- Метод Герона Александрийского
- Вавилонский метод
- Метод оценки
- Извлечение квадратного корня столбиком
- Таблица квадратов
МБОУ ДСОШ №1 с.Дульдурга, Дамдинова Елена
- Цель : изучить различные методы приближенного извлечения квадратных корней , выявить наиболее эффективные и познакомить с ними своих сверстников.
Объект исследования: Квадратный корень
Предмет исследования: Методы извлечения корней
Методы и приемы исследования –
1)Работа с литературой 3)Сравнение 5)Тестирование
2)Расчеты 4)Анализ
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
Гипотеза : Если изучить методы извлечения корня, то можно не только самому овладеть ими, но и познакомить с ними своих сверстников и использовать их при вычислении.
- 1)Изучить литературу по теме
- 2)Найти и изучить методы извлечения квадратных корней
- 3)Учиться применять их на
практике
- 4)Ознакомить своих сверстников с более простыми методами извлечения корня
Для квадратов чисел верны следующие неравенства:
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ
То есть, узнать целую часть квадратного корня числа можно, вычитая из него все нечётные числа по порядку, пока остаток не станет меньше следующего вычитаемого числа или равен нулю, и посчитать количество выполненных действий.
Например, так:
Вычислить
- 9 − 1 = 8; 8 − 3 = 5; 5 − 5 = 0.
2. Выполнено 3 действия
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
Геометрический метод
.
Извлечение квадратного корня методом геометрических построений
| BH | =
В частности, если | АH | = 1, а | HC | = х, то | BH | =
Вавилонский метод, приписанный Герону Александрийскому
Вычислите :
Решение: Ближайший к
720 квадрат числа есть
729, = 27. Разделим 720 на
27=
Разделим результат на 2,
Получим . Это и есть
результат. Если возвести это
число в квадрат, получим .
Погрешность составляет 1/36 единицы.
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
ВАВИЛОНСКИЙ МЕТОД
Алгоритм извлечения квадратного корня древневавилонским способом.
1 . Представить число с в виде суммы а²+b, где а² ближайший к числу с точный квадрат натурального числа а (а² ≈ с );
2. Приближенное значение корня вычисляется по формуле:
Пример 2 : вычислить
Результат извлечения корня с помощью калькулятора равен 5,292.
= 58 .
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
МЕТОД ОЦЕНКИ
Алгоритм извлечения квадратного корня методом оценки
- Ограничить искомый корень сверху и снизу числами, кратными 10, сократив диапазон поиска до 10 чисел;
- На основании зависимости последней цифры квадрата от цифры единиц числа отсеять те, которые не могут быть корнями.
3. Возвести эти числа в квадрат. То из них, квадрат
которого равен исходному числу, и будет корнем.
Пример 1 . Вычислить .
Решение. Шаг № 1 - ограничение корней . Определяем между какими
числами кратными десяти расположен корень данного числа.
Шаг № 2 - отсев лишних чисел.
Шаг № 3 – финальные вычисления.
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
ИЗВЛЕЧЕНИЕ КВАДРАТНОГО КОРНЯ СТОЛБИКОМ
Извлечения квадратного корня столбиком
МБОУ ДСОШ с.Дульдурга, Дамдинова Елена
Метод извлечения квадратных корней с использованием таблицы квадратов
Знакомство с методами извлечения корней
.
МБОУ ДСОШ №1 с.Дульдурга, Дамдинова Елена
ИССЛЕДОВАНИЕ
Цель исследования: «Выявление способов извлечения квадратного корня, которыми владеют старшеклассники МБОУ ДСОШ и использование их в решениях» .
Методы исследования:
- анкетирование,
- сбор информации,
- анализ.
Обработка анкетных данных учащихся 9-11 классов позволила сделать следующий вывод: старшеклассники, при извлечении корней, чаще всего пользуются калькуляторами, таблицей квадратов двузначных чисел, иногда используют метод разложения на множители.
МБОУ ДСОШ №1 с.Дульдурга, Дамдинова Елена
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МБОУ ДСОШ №1 с.Дульдурга, Дамдинова Елена
Знакомство с методами извлечения корней
.
МБОУ ДСОШ №1 с.Дульдурга, Дамдинова Елена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе решения многих математических задач приходится оперировать с квадратными корнями. Представленные методы позволят всем, кто заинтересуется данной темой, овладеть навыками вычисления квадратного корня, использовать при решении задач и не зависеть от наличия в кармане калькулятора.
Практическая значимость : возможность использования методов в качестве рекомендаций на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА, кружках. факультативах
МБОУ ДСОШ №1 с.Дульдурга, Дамдинова Елена
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
МБОУ ДСОШ №1 с.Дульдурга, Дамдинова Елена