ТЕМА ПЕДСОВЕТА «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим.
Л.С. Выготский.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Личностные универсальные учебные действия
Действия
самоопределения
Действия нравственно-этического оценивания
Действия смыслообразования
1.Положительные нравственные качества;
2.Адекватное оценивание чужих поступков
1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность)
2.Профессиональное
3.Жизненное
1.Сформированная учебная мотивация
2.Осознанность учения и личная ответственность
3.Адекватное реагирование на трудности
ДЕЙСТВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
- 1.Адекватная самооценка –
реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в учебе, личной жизни, творчестве...
2. Рефлексия – форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий , деятельность самопознания.
Рефлексия позволяет
человеку осознать, что он делает в данный момент, где находится и куда следует двигаться, дабы развиваться .
ДЕЙСТВИЯ НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ
1.Положительные нравственные качества –
присвоение нравственных норм,
доброта, милосердие, внимание к младшим, старшим, трудолюбие, терпение, честность, справедливость, мужественность и другие.
Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу положительной личности.
- 2. Адекватная оценка других
связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки, главное – определение их сбалансированности.
3. Навыки конструктивного взаимодействия - общение в различных ситуациях с последующим выбором оптимальной модели поведения; чувства понимания и сопереживания другим людям, толерантность, отзывчивость.
Помогает ориентироваться в непростых жизненных ситуациях и находить из них достойные выходы.
ДЕЙСТВИЯ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ
1.Осознанность учения и личная ответственность - разумное действие, осмысленность , сознательность
ведет к преображению, развитию, способность отвечать за поступки и действия, позволяет прогнозировать последствия.
2. Понимание сущности усвоенного – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей, это включения новых знаний в систему имеющихся.
Влияет на успешность познавательной деятельности, активизирует все познавательные процессы и волевые усилия.
3. Сформированная учебная мотивация – осознание ребенком объективной важности учения, приводит к активному стремлению к знаниям, к поиску способов их приобретения.
Личностные УУД выражаются формулами:
- «Я и природа»,
- «Я и другие люди»,
- «Я и общество»,
- «Я и познание»,
- «Я и Я»
- Условия формирования личностных УУД
когда ребенок примеряет, выполняет в процессе урочной и внеурочной деятельности различные социальные роли
«гражданин»,
«школьник»,
«ученик»,
«собеседник»,
«одноклассник»,
«пешеход» и др.
Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД
Образовательные технологии,
применяемые в развитии ЛУУД
- Технология проблемного диалога.
- Технология проектной деятельности.
- ИКТ технологии.
- Технология ситуативного обучения.
- Технология продуктивного чтения.
- Технология уровней дифференциации.
1. Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
2. Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ.
1 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
2 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
3 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
4 класс
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
личностных УУД
Русский язык
Литературное чтение
жизненное самоопреде-ление
Математика
нравственно-этическая ориентация, самопознание, смыслоопреде-ление
Окружающий мир
смыслообра-зование
нравственно-этическая ориентация
Приёмы , используемые для формирования личностных
универсальных учебных действий
- «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом»
- Мини - исследование «Цветы Любви»
(- Беседа «Что такое любовь?»
-Чтение «Сказки о ветре»
-Игра «Фея Любви»
-Беседа о сердце
-Практическая работа: Рисунок «Цветы любви»
-Выставка работ)
- Волшебная радуга
- Игра «Красный, желтый, голубой».
.
- Составление рассказа о себе «Я – старательный
ученик».
Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как:
- адекватная самооценка;
- испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший
школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в
свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к
самому себе;
- формируется мотивационная основа учебной деятельности;
- вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне
положительного отношения к школе.
.
РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОРГАНИЗУЕМАЯ В СВОБОДНОЕ ОТ УРОКОВ ВРЕМЯ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ, ФОРМИРОВАНИЮ У НИХ ПОТРЕБНОСТИ К УЧАСТИЮ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРАКТИКАХ И САМОУПРАВЛЕНИИ, СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗНАЧИМЫХ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧАСТИИ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ ДОСУГЕ.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСОБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
- Возможность выбора содержания, видов, форм деятельности
- Возможность самостоятельной организации деятельности
- Более широкие временные рамки
- Используется предметная среда не только школы, но и социума
- Возможность смены детских коллективов
- Возможность участия в разновозрастных коллективах
- Все ли возможности используются максимально?
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самопрезентации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ :
1. Спортивно-оздоровительное: Работа спортивной секции. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья. Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.
Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях. Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
2. Общекультурное: Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
3. Общеинтеллектуальное: Предметные недели; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др. Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района. Разработка проектов к урокам.
4. Духовно-нравственное: Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; Выставки рисунков.
Тематические классные часы; Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
5. Социальное: Проведение субботников; Работа на пришкольном участке. Разведение комнатных цветов.
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общее для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- - в предложенных ситуациях общения и сотрудничества опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- - адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
- - выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника ;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера).
Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик » .
Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.