МОБУ СОШ № 16
Макарова Е.В.
21 .11.2011
Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
• Что я хочу получить в результате диагностики?
• Как я буду работать с полученным материалом?
• Что может измениться в лучшую сторону, если
такая диагностика будет проведена?
психолого-педагогическая диагностика
анализ результатов
коррекционные мероприятия
выявление проблемы
Необходимая информация
Методы и методики
Правовая, психолого- педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания
Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…
Необходимая информация
Социально-демографическая характеристика семьи:
- социально-демографический портрет семьи;
- организация и принципы семейного воспитания;
- взаимоотношения родителей со школой.
Методы и методики
Анкеты и тесты для родителей
Сочинения и рисунки учащихся
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование
Методика незаконченных предложений.
Необходимая информация
- Информационные запросы родителей;
- ориентация родителей в сфере образования,
- наличие свободного времени,
материальных и профессиональных возможностей
Методы и методики
Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».
Необходимая информация
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы
Методы и методики
Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
- Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
- Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем. Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.
- Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
- Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
- Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
- Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Социально-демографическая характеристика семьи:
1) социально-демографический портрет семьи;
2) организация и принципы семейного воспитания;
3) взаимоотношения родителей со школой
1
1
2
2
2
3
1) Правовая, психолого- педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания
2) Информационные запросы родителей
3) Наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей…
1
2
3
3 – высокий уровень удовлетворенности 2 K " width="640"
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы и деятельностью образовательного учреждения
K 3 – высокий уровень удовлетворенности
2
K
- в познании основ наук;
- в подготовке к выбору профессии;
- в раскрытии и развитии способностей ребенка;
- в подготовке ребенка к самостоятельной жизни;
- Индивидуальные беседы и консультации. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Поддерживание контактов.
- Родительские собрания в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом.
- Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
- Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
- Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: поделись творческими умениями, презентуй свою семью, (весёлые старты, культпоходы, экскурсии вместе с родителями)
- Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент …)
- Индивидуальные встречи и посещение на дому
- Совместное участие к подготовке праздников
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д. Добсон
Доктор философии,
основатель и президент
организации «В фокусе семья»
США.