СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к теме "Масштаб"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Интегрированный урок по теме "Масштаб" с задействованными учебными предметами: математика, технология, география.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к теме "Масштаб"»

Подготовили: Токарева Наталья Александровна, учитель математики Кимеева Ирина Александровна, учитель географии Лебедка Павел Алексеевич, учитель технологии  МАОУ Червишевская СОШ

Подготовили: Токарева Наталья Александровна, учитель математики

Кимеева Ирина Александровна, учитель географии

Лебедка Павел Алексеевич, учитель технологии

МАОУ Червишевская СОШ

Научится читать масштаб. Научиться пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно. Использовать полученные знания о масштабе для решения географических и математических задач. Рассмотреть связь двух наук на примере масштаба.

  • Научится читать масштаб. Научиться пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно. Использовать полученные знания о масштабе для решения географических и математических задач. Рассмотреть связь двух наук на примере масштаба.
  • Научится читать масштаб. Научиться пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно. Использовать полученные знания о масштабе для решения географических и математических задач. Рассмотреть связь двух наук на примере масштаба.
  • Научится читать масштаб. Научиться пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно. Использовать полученные знания о масштабе для решения географических и математических задач. Рассмотреть связь двух наук на примере масштаба.

Друг и брат- масштаб для карты

Знайте это, вы, друзья,

Шар земной, страну и город

Не увидеть без меня.

1 урок

1 урок

Экскурс в историю: Еще с древности, люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, т.к. ни один географический объект, например: реку, лес, поселок – невозможно изобразить в натуральную величину. Поэтому, на старинных чертежах местности нельзя определить, например, чему равна длина реки или дороги, какое расстояние между населенными пунктами и др.   План охотничьего угодья на древней серебряной вазе.          Вопрос : как вы думаете, что нужно сделать, чтобы план местности или карта были точными?

Экскурс в историю:

Еще с древности, люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, т.к. ни один географический объект, например: реку, лес, поселок – невозможно изобразить в натуральную величину.

Поэтому, на старинных чертежах местности нельзя определить, например, чему равна длина реки или дороги, какое расстояние между населенными пунктами и др.

План охотничьего угодья на древней серебряной вазе.

Вопрос :

как вы думаете, что нужно сделать, чтобы план местности или карта были точными?

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:  ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:  ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:  ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:  ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:   1.Что называется масштабом карты?   1.Что называется масштабом карты?   1.Что называется масштабом карты?   1.Что называется масштабом карты?   1.Что называется масштабом карты?   Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,  Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,  Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,  Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,  Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,  нанесенная на карту, уменьшена по отношению  к её действительным размерам на местности.  2.Прочитайте масштабы:  2.Прочитайте масштабы:  2.Прочитайте масштабы:  2.Прочитайте масштабы:  2.Прочитайте масштабы:   3. Какие виды масштабов мы знаем?  Именованный 1:1 000 Численный в 1 см 10 м Линейный : представляет собой линию, разделенную на равные отрезки. 4. Где и для чего используется масштаб?  1:500; 1:1000;1:5000

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:

  • ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
  • ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
  • ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
  • ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:

1.Что называется масштабом карты?

  • 1.Что называется масштабом карты?
  • 1.Что называется масштабом карты?
  • 1.Что называется масштабом карты?
  • 1.Что называется масштабом карты?

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,

  • Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,
  • Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,
  • Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,
  • Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия,

нанесенная на карту, уменьшена по отношению

к её действительным размерам на местности.

2.Прочитайте масштабы:

  • 2.Прочитайте масштабы:
  • 2.Прочитайте масштабы:
  • 2.Прочитайте масштабы:
  • 2.Прочитайте масштабы:

3. Какие виды масштабов мы знаем?

Именованный 1:1 000

Численный в 1 см 10 м

Линейный : представляет собой линию, разделенную на равные отрезки.

4. Где и для чего используется масштаб?

1:500; 1:1000;1:5000

Географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.
  • Географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.
Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.
  • Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.
       Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
  •        Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
       Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.
  •        Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.
в 1 см – 10 м  Переведите численный масштаб в именованный и наоборот Численный: а) в 1 см – 750 км 1:5 000 000 1:20 000    1:1 000;  Какой из масштабов крупнее?  а)1:25 ;б) 1:300;  в)1:50 000. б)1:75 000 000. Именованный:  а)в 1см – 50км;  б)в 1см – 200м     1:25 Вопрос классу

в 1 см – 10 м

Переведите численный масштаб в именованный и наоборот

Численный: а)

в 1 см – 750 км

1:5 000 000

1:20 000

1:1 000;

Какой из масштабов крупнее?

а)1:25 ;б) 1:300;

в)1:50 000.

б)1:75 000 000.

Именованный:

а)в 1см – 50км;

б)в 1см – 200м

1:25

Вопрос классу

Что называют отношением двух чисел (величин)? Что показывает отношение двух чисел? Найдите отношение: Что означают эти отношения ? 1:4000 1:5 000 000  1:23 Работа в тетрадях. Фронтальная проверка. 14

Что называют отношением двух чисел (величин)?

Что показывает отношение двух чисел?

Найдите отношение:

Что означают эти отношения ?

1:4000

1:5 000 000

1:23

Работа в тетрадях. Фронтальная проверка.

14

Задача:  Расстояние между городами Рославлем и Десногорском на местности в 30 км изображено на карте отрезком в 1см. Определить масштаб карты 1см . 30км М А С Ш Т А Б К А Р Т Ы 1:3 000 000

Задача:

Расстояние между городами Рославлем и Десногорском на местности в 30 км изображено на карте отрезком в 1см.

Определить масштаб карты

1см

.

30км

М А С Ш Т А Б К А Р Т Ы

1:3 000 000

650км  Стр.135 задача №822   Длина железной дороги Москва – Санкт- Петербург приближенно равна 650км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1:10 000 000 Москва Санкт- Петербург

650км

Стр.135 задача №822

Длина железной дороги Москва – Санкт- Петербург приближенно равна 650км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб

1:10 000 000

Москва

Санкт- Петербург

 1способ РЕШЕНИЕ 650 км = 65 000 000 см, 1)65 000 000 : 10 000 000 = 6,5 ( см )-длина железной дороги на карте 6,5 см Ответ: 6,5 см  2способ.   На карте на местности  х см 650км=65 000 000см  1cм 10 000 000 см    Решение Пусть х см длина железной дороги на карте Составим пропорцию: Х:1=65 000 000:10 00 000 Х*10 000 000=1*65 000 000 Х=65 000 000:10 000 000 Х=6,5 6,5см- длина железной дороги на картеОтвет:6,5см

1способ

РЕШЕНИЕ

650 км = 65 000 000 см,

1)65 000 000 : 10 000 000 = 6,5 ( см )-длина

железной дороги на карте 6,5 см

Ответ: 6,5 см

2способ.

На карте на местности

х см 650км=65 000 000см

1cм 10 000 000 см

Решение

Пусть х см длина железной дороги на карте

Составим пропорцию:

Х:1=65 000 000:10 00 000

Х*10 000 000=1*65 000 000

Х=65 000 000:10 000 000

Х=6,5

6,5см- длина железной дороги на картеОтвет:6,5см

Практическая работа: найти расстояние между городами  Рославлем и Смоленском . Масштаб карты: 1:1 500 000  в1см-15км

Практическая работа: найти расстояние между городами

Рославлем и Смоленском .

Масштаб карты: 1:1 500 000

в1см-15км

 Чертеж.

Чертеж.

Появление чертежей связано с практической деятельностью человека — строительством укреплений, городских построек.    Первоначально их выполняли  прямо на земле . Самым древним известным изображением (за 2500 лет до нашей эры) является карта – вавилонский чертеж, исполненный на глиняной плитке. На нем показаны реки, города, горные хребты. 

Появление чертежей связано с практической деятельностью человека — строительством укреплений, городских построек.

Первоначально их выполняли прямо на земле .

Самым древним известным изображением (за 2500 лет до нашей эры) является карта – вавилонский чертеж, исполненный на глиняной плитке. На нем показаны реки, города, горные хребты. 

Археологами были обнаружены чертежи, выполненные на камне, папирусе, глиняных дощечках, пергаменте, а более поздние — на бумаге. Фасад и вид сбоку молельни, изображенные на папирусе.  XVIII династия.   Художник - Леонардо да Винчи. Чертежи механизмов для подъема воды.

Археологами были обнаружены чертежи, выполненные на камне, папирусе, глиняных дощечках, пергаменте, а более поздние — на бумаге.

Фасад и вид сбоку молельни, изображенные на папирусе. XVIII династия.

Художник - Леонардо да Винчи.

Чертежи механизмов для подъема воды.

 В зависимости от содержания, чертежи подразделяют на следующие: чертежи  деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, монтажные и др.

В зависимости от содержания, чертежи подразделяют на следующие: чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, монтажные и др.

Чертёж детали  – это документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для её изготовления и контроля.  Перед выполнением чертежа необходимо выяснить назначение детали, конструктивные особенности, найти сопрягаемые поверхности. На учебном чертеже детали достаточно показать изображение, размеры и марку материала.

Чертёж детали  – это документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для её изготовления и контроля. Перед выполнением чертежа необходимо выяснить назначение детали, конструктивные особенности, найти сопрягаемые поверхности. На учебном чертеже детали достаточно показать изображение, размеры и марку материала.

Спецификация сборочного чертежа вентиля

Спецификация сборочного чертежа вентиля

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

2 урок Практическая работа

2 урок

Практическая работа

Выполнение теста по географии

Выполнение теста по географии

Подготовка мини – проекта по математике

Подготовка мини – проекта по математике

Выполнение чертежа по технологии

Выполнение чертежа по технологии

3 урок: обобщения и систематизации

3 урок: обобщения и систематизации

Масштаб

Масштаб

Защита мини – проекта по математике

Защита мини – проекта по математике

Защита мини – проекта по математике

Защита мини – проекта по математике

Представление чертежа по технологии

Представление чертежа по технологии

Блиц опрос.  Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в 100 раз меньше, чем на местности. Масштаб карты 1:400 000 . Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние 4км    10 см на карте соответствует 10 км на местности . Определите масштаб карты Каков масштаб карты?   5 3 1 Ответ: 1:100 Ответ: 1:100 000 Ответ: 1 см Масштаб карты 1:5000.Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?   Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России соответствует  2 см, масштаб карты 1:25 000 000. Определите расстояние между городами  Масштаб карты  1:20 000 000 Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см.   2 4 6 Ответ- 500 км Ответ- в 5000 раз Ответ- 800 км

Блиц опрос.

Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в 100 раз меньше, чем на местности.

Масштаб карты

1:400 000 .

Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние 4км

10 см на карте соответствует 10 км на местности . Определите масштаб карты

Каков масштаб карты?

5

3

1

Ответ: 1:100

Ответ: 1:100 000

Ответ: 1 см

Масштаб карты 1:5000.Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?

Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России соответствует

2 см, масштаб карты 1:25 000 000.

Определите расстояние между городами

Масштаб карты

1:20 000 000

Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком

4 см.

2

4

6

Ответ- 500 км

Ответ- в 5000 раз

Ответ- 800 км

Определение величины масштаба  в географии и математике Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности ??? ??? Страница 1 Страница 1

Определение величины масштаба в географии и математике

  • Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности
  • Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности

???

???

Страница 1

Страница 1

Виды масштабов  в географии и математике. Численный  Именованный  Численный  Именованный  Линейный

Виды масштабов в географии и математике.

  • Численный
  • Именованный
  • Численный
  • Именованный
  • Линейный
Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши- ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши- ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Модель пожарной машины в уменьшенном масштабе Модель атома в высоком масштабе увеличения

Модель пожарной машины в уменьшенном масштабе

Модель атома в высоком масштабе увеличения

 Ч И Л Е Н Н Ы Й 1. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане  2 Вид масштаба 3. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности  4.Вид масштаба  В Е Л И Ч И Н М А С Ш Т А Б А М А С Т А Б И М Е Н О В Н Н Ы Й

Ч И Л Е Н Н Ы Й

1. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане

2 Вид масштаба

3. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности

4.Вид масштаба

В Е Л И Ч И Н М А С Ш Т А Б А

М А С Т А Б

И М Е Н О В Н Н Ы Й

-Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку , я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке -Урок был интересен, но я только присутствовал на уроке, руку поднимал редко, так как правила знал плохо -Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь

удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку , я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке

-Урок был интересен, но я только присутствовал на уроке,

руку поднимал редко, так как правила знал плохо

-Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем

идет речь

 Об умном человеке говорят: “ масштабно мыслит”. Будем этому учиться!

Об умном человеке говорят:

“ масштабно мыслит”.

Будем этому учиться!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!