СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку 2 Физические величины и их измерение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку № 2 "Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений". Учебник Перышкин А.В., 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку 2 Физические величины и их измерение»

         Физические величины  Измерение физических величин   Подготовил: Солнцев Максим Юрьевич, учитель физики МБОУ «Хохольский лицей»

Физические величины Измерение физических величин

Подготовил:

Солнцев Максим Юрьевич,

учитель физики

МБОУ «Хохольский лицей»

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Возможные варианты ответов Вариант 1  1. От греческого «фюзис», что означает «природа». 2. Астрономия (наука о небесных телах), Физика (изучает разнообразные явления природы), Химия (наука о веществах и их превращениях), Геология (строение, развитие Земли), География (географические объекты, описывает землю), Биология (наука о живой природе о ее строении и развитии), Экология (взаимоотношения организмов). 3. Кипение воды в чайнике. 4. Молния. Гром это звуковое последствие Молнии. 5. Ручка, Карандаш, Учебник. Вариант 2  1. Ломоносов. 2. Биология (наука о живой природе, ее строении и развитии), Физика (изучает разнообразные явления природы). 3. Гром. 4. Вполне логичным будет, что по законам физики, бумажный самолётик брошенный в классе летит в сторону, куда его с приложенной силой направляет рука. 5. Глина, Фарфор, Стекло.

Возможные варианты ответов

Вариант 1

1. От греческого «фюзис», что означает «природа».

2. Астрономия (наука о небесных телах), Физика (изучает разнообразные явления природы), Химия (наука о веществах и их превращениях), Геология (строение, развитие Земли), География (географические объекты, описывает землю), Биология (наука о живой природе о ее строении и развитии), Экология (взаимоотношения организмов).

3. Кипение воды в чайнике.

4. Молния. Гром это звуковое последствие Молнии.

5. Ручка, Карандаш, Учебник.

Вариант 2

1. Ломоносов.

2. Биология (наука о живой природе, ее строении и развитии), Физика (изучает разнообразные явления природы).

3. Гром.

4. Вполне логичным будет, что по законам физики, бумажный самолётик брошенный в классе летит в сторону, куда его с приложенной силой направляет рука.

5. Глина, Фарфор, Стекло.

Задание на повторение Какие из перечисленных явлений относятся к физическим: а)  закипела вода в чайнике; б) молоко прокисло в стакане; в) в печи сгорели дрова; г) булавка притянулась к намагниченным ножницам; д) стальной нож заржавел; е) распустился подснежник; ж) прозвенел звонок на урок?

Задание на повторение

  • Какие из перечисленных явлений относятся к физическим:

а) закипела вода в чайнике;

б) молоко прокисло в стакане;

в) в печи сгорели дрова;

г) булавка притянулась к намагниченным ножницам;

д) стальной нож заржавел;

е) распустился подснежник;

ж) прозвенел звонок на урок?

Задание на повторение В таблицу впишите номера словосочетаний, относящихся к … явлениям:   1) шар катится, 2) свинец плавится, 3) холодает, 4) слышны раскаты грома, 5) маятник часов колеблется, 6) звезды мерцают, 7) вода кипит, 8) наступает рассвет, 9) эхо, 10) плывет бревно, 11) снег тает, 12) облака движутся, 13) гроза, 14) летит голубь, 15) сверкает молния, 16) шелестит трава, 17) горит электрическая лампа. механические тепловые звуковые электрические световые

Задание на повторение

  • В таблицу впишите номера словосочетаний, относящихся к … явлениям:

1) шар катится, 2) свинец плавится, 3) холодает, 4) слышны раскаты грома, 5) маятник часов колеблется, 6) звезды мерцают, 7) вода кипит, 8) наступает рассвет, 9) эхо, 10) плывет бревно, 11) снег тает, 12) облака движутся, 13) гроза, 14) летит голубь, 15) сверкает молния, 16) шелестит трава, 17) горит электрическая лампа.

механические

тепловые

звуковые

электрические

световые

Задание на повторение Начертите таблицу и распределите в ней номера следующих слов:   1) свинец, 2) гром, 3) рельсы, 4) Луна, 5) пластмасса, 6) алюминий, 7) трактор, 8) кипение, 9) мед, 10) ракета, 11) буран, 12) наводнение, 13) вертолет, 14) асфальт, 15) стол, 16) серебро. тело вещество явление

Задание на повторение

  • Начертите таблицу и распределите в ней номера следующих слов:

1) свинец, 2) гром, 3) рельсы, 4) Луна, 5) пластмасса, 6) алюминий, 7) трактор, 8) кипение, 9) мед, 10) ракета, 11) буран, 12) наводнение, 13) вертолет, 14) асфальт, 15) стол, 16) серебро.

тело

вещество

явление

Задание на повторение 4. Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На наружной стороне специально охлаждаемого металлического сосуда получены капельки влаги. В каком случае явление образования росы изучалось путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта?

Задание на повторение

4. Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На наружной стороне специально охлаждаемого металлического сосуда получены капельки влаги. В каком случае явление образования росы изучалось путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта?

Проверяем! Какие из перечисленных явлений относятся к физическим: а) закипела вода в чайнике; б) молоко прокисло в стакане; в) в печи сгорели дрова; г) булавка притянулась к намагниченным ножницам; д) стальной нож заржавел; е) распустился подснежник; ж) прозвенел звонок на урок?

Проверяем!

  • Какие из перечисленных явлений относятся к физическим:

а) закипела вода в чайнике;

б) молоко прокисло в стакане;

в) в печи сгорели дрова;

г) булавка притянулась к намагниченным ножницам;

д) стальной нож заржавел;

е) распустился подснежник;

ж) прозвенел звонок на урок?

Проверяем! В таблицу впишите номера словосочетаний, относящихся к … явлениям:   1) шар катится, 2) свинец плавится, 3) холодает, 4) слышны раскаты грома, 5) маятник часов колеблется, 6) звезды мерцают, 7) вода кипит, 8) наступает рассвет, 9) эхо, 10) плывет бревно, 11) снег тает, 12) облака движутся, 13) гроза, 14) летит голубь, 15) сверкает молния, 16) шелестит трава, 17) горит электрическая лампа. механические  тепловые звуковые электрические световые 4, 15, 8, 6, 17 15, 13, 9, 14, 11 7, 3, 2, 10, 5, 1, 16 12 17

Проверяем!

  • В таблицу впишите номера словосочетаний, относящихся к … явлениям:

1) шар катится, 2) свинец плавится, 3) холодает, 4) слышны раскаты грома, 5) маятник часов колеблется, 6) звезды мерцают, 7) вода кипит, 8) наступает рассвет, 9) эхо, 10) плывет бревно, 11) снег тает, 12) облака движутся, 13) гроза, 14) летит голубь, 15) сверкает молния, 16) шелестит трава, 17) горит электрическая лампа.

механические

тепловые

звуковые

электрические

световые

4,

15,

8,

6,

17

15,

13,

9,

14,

11

7,

3,

2,

10,

5,

1,

16

12

17

Проверяем! Начертите таблицу и распределите в ней номера следующих слов:   1) свинец, 2) гром, 3) рельсы, 4) Луна, 5) пластмасса, 6) алюминий, 7) трактор, 8) кипение, 9) мед, 10) ракета, 11) буран, 12) наводнение, 13) вертолет, 14) асфальт, 15) стол, 16) серебро. тело вещество явление 6, 4, 12 11, 16 14, 7, 9, 5, 1, 13, 10, 3, 2, 8, 15

Проверяем!

  • Начертите таблицу и распределите в ней номера следующих слов:

1) свинец, 2) гром, 3) рельсы, 4) Луна, 5) пластмасса, 6) алюминий, 7) трактор, 8) кипение, 9) мед, 10) ракета, 11) буран, 12) наводнение, 13) вертолет, 14) асфальт, 15) стол, 16) серебро.

тело

вещество

явление

6,

4,

12

11,

16

14,

7,

9,

5,

1,

13,

10,

3,

2,

8,

15

Проверяем! 4 . Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На наружной стороне специально охлаждаемого металлического сосуда получены капельки влаги. В каком случае явление образования росы изучалось путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта? Первое – наблюдение , второе – опыт .

Проверяем!

4 . Летним утром на траве обнаружили капельки росы. На наружной стороне специально охлаждаемого металлического сосуда получены капельки влаги. В каком случае явление образования росы изучалось путем наблюдения, а в каком – путем постановки опыта?

Первое – наблюдение , второе – опыт .

Физические величины  Физические величины – это характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены при проведении опытов. длина масса объем температура площадь время Задание: Какие из приведенных ниже терминов обозначают физические величины: дом, глубина озера, высота дома, объем воды, холод, скорость поезда, автомобиль, длинная линейка?

Физические величины

Физические величины – это характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены при проведении опытов.

длина

масса

объем

температура

площадь

время

Задание:

Какие из приведенных ниже терминов обозначают физические величины: дом, глубина озера, высота дома, объем воды, холод, скорость поезда, автомобиль, длинная линейка?

А что значит измерить  физическую величину? Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с другой такой же (как говорят, однородной) физической величиной, принятой за единицу. Например, длину предмета сравнивают с единицей длины, массу тела сравнивают с единицей массы.

А что значит измерить физическую величину?

Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с другой такой же (как говорят, однородной) физической величиной, принятой за единицу.

Например, длину предмета сравнивают с единицей длины, массу тела сравнивают с единицей массы.

Единицы измерения в международной системе СИ  В международной системе единиц (СИ – система интернациональная): Ед. длины – метр , ед. времени – секунда , ед. массы – килограмм…

Единицы измерения в международной системе СИ

В международной системе единиц (СИ – система интернациональная):

Ед. длины – метр ,

ед. времени – секунда ,

ед. массы – килограмм…

Для измерения величин намного больше принятой единицы измерения используют кратные приставки. Их названия взяты из греческого языка. Для обозначения величин намного меньше принятой единицы измерения используют дольные приставки. Их названия взяты из латинского языка.

Для измерения величин намного больше принятой единицы измерения используют кратные приставки. Их названия взяты из греческого языка.

Для обозначения величин намного меньше принятой единицы измерения используют дольные приставки. Их названия взяты из латинского языка.

Примеры: 1 кило метр = 1 км = 1000 м=10 3 м  1 милли секунда=1 мс=0,001 с=10 -3 с Задание: 1 кг = … г 2 гс = … с 1 см = … м 4 мг = … г

Примеры:

1 кило метр = 1 км = 1000 м=10 3 м

1 милли секунда=1 мс=0,001 с=10 -3 с

Задание:

1 кг = … г

2 гс = … с

1 см = … м

4 мг = … г

Для измерения физических величин и проведения опытов используются различные физические приборы (специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов). Самыми простыми и часто встречающимися измерительными приборами являются линейки и термометры. Для измерения объемов жидкостей и небольших твердых тел пользуются мензурками или измерительными цилиндрами.

Для измерения физических величин и проведения опытов используются различные физические приборы (специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов).

Самыми простыми и часто встречающимися измерительными приборами являются линейки и термометры. Для измерения объемов жидкостей и небольших твердых тел пользуются мензурками или измерительными цилиндрами.

Для измерения различных физических величин используют самые разнообразные приборы. Такие, например, как часы, весы, транспортиры, барометры, манометры, амперметры, вольтметры.

Для измерения различных физических величин используют самые разнообразные приборы. Такие, например, как часы, весы, транспортиры, барометры, манометры, амперметры, вольтметры.

Шкала прибора  На измерительных приборах нанесены при помощи штрихов деления и написаны значения величин, соответствующие делениям. Интервалы между штрихами, около которых написаны числовые значения, могут быть дополнительно разделены на несколько делений, не обозначенных числами.

Шкала прибора

На измерительных приборах нанесены при помощи штрихов деления и написаны значения величин, соответствующие делениям. Интервалы между штрихами, около которых написаны числовые значения, могут быть дополнительно разделены на несколько делений, не обозначенных числами.

Задание 1: Сколько делений изображено на отрезке? Задание 2: Сравните количество делений на отрезках «а» и «б». Задание 3: Продолжите счет чисел на отрезках.

Задание 1:

Сколько делений изображено на отрезке?

Задание 2:

Сравните количество делений на отрезках «а» и «б».

Задание 3:

Продолжите счет чисел на отрезках.

Цена деления Цена деления шкалы измерительного прибора – это расстояние между ближайшими штрихами шкалы, выраженное в единицах измеряемой величины. (в сантиметрах или миллиметрах для линейки, в градусах для термометра и т.д.)

Цена деления

Цена деления шкалы измерительного прибора – это расстояние между ближайшими штрихами шкалы, выраженное в единицах измеряемой величины.

(в сантиметрах или миллиметрах для линейки, в градусах для термометра и т.д.)

 Чтобы определить цену деления шкалы измерительного прибора надо: Найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения. Из большего значения вычесть меньшее. Полученное число разделить на число делений, между этими числами.

Чтобы определить цену деления шкалы измерительного прибора надо:

  • Найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения.
  • Из большего значения вычесть меньшее.
  • Полученное число разделить на число делений, между этими числами.
Цена деления (ЦД) = 300 мл – 200мл = 10 мл 10

Цена деления (ЦД) =

300 мл – 200мл

= 10 мл

10

Приборы, предназначенные для измерения одной и той же физической величины, например, объема, могут иметь различную цену деления.

Приборы, предназначенные для измерения одной и той же физической величины, например, объема, могут иметь различную цену деления.

Определите цену деления

Определите цену деления

Объем жидкости = 100 мл + 6 *10 мл = 160 мл 1 см 3 =1 мл 1 м=100 см=10 2 см 1 м 3 = 1000000 см 3 = 1000000 мл= = 10 6 см 3 =10 6 мл 1 см=0,01 м=10 -2 м 1 см 3 =1 мл=0,000001 м 3 =10 -6 м 3 Объем жидкости = 160 мл = 160 см 3 = =160*10 -6 м 3 = =0,00016 м 3 =16*10 -5 м 3

Объем жидкости =

100 мл + 6 *10 мл = 160 мл

1 см 3 =1 мл

1 м=100 см=10 2 см

1 м 3 = 1000000 см 3 = 1000000 мл= = 10 6 см 3 =10 6 мл

1 см=0,01 м=10 -2 м

1 см 3 =1 мл=0,000001 м 3 =10 -6 м 3

Объем жидкости = 160 мл = 160 см 3 = =160*10 -6 м 3 =

=0,00016 м 3 =16*10 -5 м 3

Предложите способ определения объема твердого тела, если в вашем распоряжении имеется мензурка с водой. Задание:

Предложите способ определения объема твердого тела, если в вашем распоряжении имеется мензурка с водой.

Задание:

Задание:   определите объем твердого тела.

Задание: определите объем твердого тела.

ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ Погрешность измерения  — отклонение измеренного значения величины от её истинного (действительного) значения. Погрешность измерения является характеристикой точности измерения. Источниками погрешностей при измерениях являются: неточность самих измерительных приборов способ снятия показаний с прибора непостоянство измеряемой величины

ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ

Погрешность измерения  — отклонение измеренного значения величины от её истинного (действительного) значения. Погрешность измерения является характеристикой точности измерения.

Источниками погрешностей при измерениях являются:

  • неточность самих измерительных приборов
  • способ снятия показаний с прибора
  • непостоянство измеряемой величины
Погрешность измерений равна цене деления шкалы измерительного прибора! Длина карандаша  l  =13,7 см. Погрешность измерения равна  ∆ l= 0,5 мм = 0,05 см. Длину карандаша можно записать:  L =( l ± ∆ l ) L =(13,7 ± 0,05) см Длина карандаша лежит в пределах от 13,65 см до 13,75 см

Погрешность измерений равна цене деления шкалы измерительного прибора!

Длина карандаша l =13,7 см.

Погрешность измерения равна l= 0,5 мм = 0,05 см.

Длину карандаша можно записать:

L =( l ± ∆ l )

L =(13,7 ± 0,05) см

Длина карандаша лежит в пределах от 13,65 см до 13,75 см

А если мы возьмем линейку с другой шкалой? ЦД=(2-1)/5=0,2 см Длина карандаша  l  =13,7 см. Погрешность измерения равна  ∆ l= 0,1 см. Длину карандаша можно записать: L =(13,7 ± 0, 1 ) см Длина карандаша лежит в пределах от 13,6 см до 13,8 см РАСБРОС ЗНАЧЕНИЙ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПОЛУЧАЕТСЯ БОЛЬШЕ!

А если мы возьмем линейку с другой шкалой?

ЦД=(2-1)/5=0,2 см

Длина карандаша l =13,7 см.

Погрешность измерения равна l= 0,1 см.

Длину карандаша можно записать:

L =(13,7 ± 0, 1 ) см

Длина карандаша лежит в пределах от 13,6 см до 13,8 см

РАСБРОС ЗНАЧЕНИЙ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПОЛУЧАЕТСЯ БОЛЬШЕ!

ВЫВОД Чем меньше цена деления шкалы прибора, тем больше точность измерений с помощью этого прибора, а погрешность измерений будет меньше. При записи величин, с учетом погрешности, пользуются формулой:  А = а + ∆а, где А – измеряемая величина, а – результат измерений, ∆а – погрешность измерений (абсолютная погрешность).

ВЫВОД

Чем меньше цена деления шкалы прибора, тем больше точность измерений с помощью этого прибора, а погрешность измерений будет меньше.

При записи величин, с учетом погрешности, пользуются формулой:

А = а + ∆а,

где А – измеряемая величина, а – результат измерений, ∆а – погрешность измерений (абсолютная погрешность).

Закрепление Приведите примеры физических величин.  Составьте по рис. 6 – 9 (стр. 8,9) учебника смысловые пары по принципу «название прибора – измеряемая величина».  Объясните словами, что такое шкала прибора.  Что нужно сделать, чтобы определить цену деления измерительного прибора?

Закрепление

  • Приведите примеры физических величин.
  • Составьте по рис. 6 – 9 (стр. 8,9) учебника смысловые пары по принципу «название прибора – измеряемая величина».
  • Объясните словами, что такое шкала прибора.
  • Что нужно сделать, чтобы определить цену деления измерительного прибора?
Домашнее задание. 1) § 4, 5, вопросы после параграфов. 2) упражнение 1; 3) задание 1 после § 4; 4) задание 1 после § 5.

Домашнее задание.

1) § 4, 5, вопросы после параграфов.

2) упражнение 1;

3) задание 1 после § 4;

4) задание 1 после § 5.