Функция . График функции .
Линейные уравнения
- Задание: являются ли числа –1, 0, 2 корнями уравнения:
4х-8=х-2
– 0,3х = 6 1) 0,5; 2) -2; 3) – 20;
а) 2х+3=0 1)1,5; 2) -2/3; 3) – 1,5;
б) 0,5(8х – 3) = -3(2,5 – х)
Теоретическая разминка
- Что такое функция?
- Приведите примеры функции.
- Что такое аргумент функции?
- Что такое область определения функции?
- Что такое область значения функции?
- Как можно задавать функции?
- Что такое график функции?
На каком рисунке изображён график функции?
Историческая пауза
Начиная лишь с 17 века, в связи с проникновением в математику идеи переменных, понятие функции явно и вполне сознательно применяется.
Путь к появлению понятия функции заложили в 17 веке французские ученые Франсуа Виет и Рене Декарт; они разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Введено было единое обозначение: неизвестных - последними буквами латинского алфавита - x, y, z, известных - начальными буквами того же алфавита - a, b, c, ... и т.д. Под каждой буквой стало возможным понимать не только конкретные данные, но и многие другие; в математику пришла идея изменения. Тем самым появилась возможность записывать общие формулы.
Кроме того, у Декарта и Ферма (1601-1665) в геометрических работах появляется отчетливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат. В своей “Геометрии” в 1637 году Декарт дает понятие функции, как изменение ординаты точки в зависимости от изменения ее абсциссы; он систематически рассматривал лишь те кривые, которые можно точно представить с помощью уравнений, притом преимущественно алгебраических. Постепенно понятие функции стало отождествляться, таким образом, с понятием аналитического выражения - формулы.
Рене Декарт
Задание функции с помощью формулы
Формула позволяет для любого значения
аргумента находить соответствующее
значение функции путём вычислений.
Пример 1.
Найти значение функции y = x 3 + x
при х = - 2; х = 5; х = а; .
у = (-2) 3 + (-2) = -8 – 2 = -10
1.
у =
2.
у =
3.
Задание функции с помощью формулы
Формула позволяет для любого значения
аргумента находить соответствующее
значение функции путём вычислений.
Пример 1.
Найти значение функции y(x) = x 3 + x
при х = - 2; х = 5; х = а; х = 3а .
у = (-2) 3 + (-2) = -8 – 2 = -10
1.
у = 5 3 + 5 = 125 + 5 = 130
2.
у = а 3 + а
3.
у = (3 а ) 3 + 3 а = 27 а 3 + 3 а
4.
Машина движется по шоссе с постоянной скоростью
70 км/ч. За время t ч машина проходит путь
S = 70 · t км .
Легко вычислить пройденный путь за любое время:
Если t = 0,5 ,то
S =
S =
Если t = 1,5, то
S =
Если t = 2/7, то
S = 70 · t
Переменная - ?
Переменная -?
Машина движется по шоссе с постоянной скоростью
70 км/ч. За время t ч машина проходит путь
S = 70 · t км .
Легко вычислить пройденный путь за любое время:
Если t = 0,5, то
S = 70 · 0,5 = 35
Если t = 1,5, то
S = 70 · 1,5 = 105
Если t = 2/7, то
S = 70 · 2/7 = 2 0
S = 70 · t
Независимая переменная
АРГУМЕНТ
Зависимая переменная
ФУНКЦИЯ
Зависимость площади квадрата от длины его стороны
Зависимость объема куба от длины его ребра
V= ?
S = ?
Пусть а см – длина ребра куба, V см 3 – его объём.
Задайте формулой зависимость V от а .
Найдите значение функции V
при а = 0 , 2; 3/4 , 2,1.
Пусть а см – длина квадрата, S см 2 – его площадь.
Задайте формулой зависимость S от а .
Найдите значение функции S
при а = 0 , 2; 3/4 , 2,1.
Зависимость площади квадрата от длины его стороны
Зависимость объема куба от длины его ребра
V= а 3
S = а 2
S – функция,
а – аргумент
S= 0 , 2 2 =0,04
S= 3/4 2 =9/16
S = 2,1 2 =4,41
V – функция,
а – аргумент
V= 0 , 2 3 =0,0 08
V= 3/4 3 = 27 /6 4
V = 2,1 3 = 9 , 26
Функция задана формулой у = х 2 - 9 (№ 270)
Заполните таблицу
x
- 5
y
- 4
-3
0
2
6
Функция задана формулой у = 2/3х (№274)
Заполните таблицу
x
y
- 0,5
-2
4,5
0
9
Функция задана формулой у = х 2 - 9 (№ 270)
Заполните таблицу
x
- 5
y
- 4
-3
0
2
6
-9
-5
25
0
7
16
Функция задана формулой у = 2/3х (№274)
Заполните таблицу
x
y
- 0,5
-2
4,5
0
9
0
-3
3
6
-1/3
«Угадайте» формулу, с помощью которой записана функция у
х
0
у
7
5
-5
12
1
0
6
У = ?
х
у
0
7
1
-5
15
1
-9
3
У = ?
№ 273, стр. 57; № 276, стр. 57
Задайте формулой зависимость массы куска пробки от его объема, если известно, что плотность пробки равна 0, 18 г/см 3 . Найдите по формуле:
а) массу куска пробки, объем которого равен 240 см 3;
б)объем куска пробки, масса которого равна 64,8 г.
Формула у= -5х+6 задаёт некоторую функцию. При каком значении аргумента значение функции равно 6? 8?
№ 273, стр. 57; № 276, стр. 57
m = v * р :
а) m =240*0,18
m =43,2
б) 64,8= V *0,18
V =6 4 , 8 :0,18
V = 360
-5х+6=6, -5х=6-6
- 5х=0, х=0
-5х+6=8, - 5х=8-6,
-5х=2, х=-0,4
«В гостях у медиков»
Медики установили, что для нормального развития ребенок, младше 18 лет должен спать в сутки t часов,
t = 17 – T /2 , где T - возраст ребенка, T
- - Если считать что вам 13 лет. Сколько часов в сутки вы должны спать?
- А сколь лет школьнику, который спит 10 часов в сутки?
- Скажите, как называется зависимость между
t и T ?
«Сказочный мир»
Во дворце подводного царства очень много ( у) зеркал. В первом зале дворца в 4 раза больше, чем во втором (х), а в третьем на 40 зеркал больше, чем во втором. Задайте функцию формулой. Сколько зеркал в каждом зале, если у=280?
«Сказочный мир»
у = х+4х+(х+40)
280 = х+4х+(х+40)
х+4х+х+40 = 280
6х = 280, х=40
Ответ:
В первом – 160
Во втором - 40
В третьем – 80
Метеорология
Медицина
Сейсмология
Графики
вокруг
нас
Математика,
физика
Статистика
Экономика
«Метеорология» Зависимость температуры воздуха от времени суток
Т 0 ,С
4
2
t , ч
0
14
8
10
12
20
18
16
22
6
4
2
24
-2
Т=
t = 4ч
-4
Т=
t = 12ч
-6
Т=
t = 14ч
Переменная t - ? переменная
Переменная T - ? переменная
Т=
t = 24ч
Зависимость температуры воздуха от времени суток
Т 0 ,С
4
2
t , ч
0
14
8
10
12
20
18
16
22
6
4
2
24
-2
о
Т= -6 С
t = 4ч
-4
о
Т= 2 С
t = 12ч
о
-6
Т= 4 С
t = 14ч
о
Т= -4 С
t = 24ч
Переменная t - независимая переменная
Переменная T - зависимая переменная
График скорости машины v в зависимости от времени t
v, км/ч
1
3
4
6
7
9
100
Описание движения машины
5 0
t, ч
0
В течении 1-го часа машина разгоняется до скорости -?
От 1ч до 3ч машина движется - ?
От 3ч до 4ч машина - ?
От 4ч до 6ч машина -?
От 6ч до 7ч машина - ?
От 7ч до 9ч машина - ?
График скорости машины v в зависимости от времени t
v, км/ч
1
3
6
2
5 0
Из графика можно найти скорость
машины v в любой момент времени t :
t, ч
4
0
Если t = 0,5, то v= ?
Если t = 1,5, то v = ?
Если t = 3,5, то v =?
B Используется триггер. При нажатии на жёлтый прямоугольник – ответ на вопрос, какова скорость. При нажатии на розовый прямоугольник – проверка правильности ответа по графику
Если t = 5, то v =?
t – выбираем произвольно.
v – независимая переменная.
24
v, км/ч
График скорости машины v в зависимости от времени t
1
3
6
2
Из графика можно найти скорость
машины v в любой момент времени t :
5 0
t, ч
4
0
Если t = 0,5, то v=25
Если t = 1,5, то v=50
Если t = 3,5, то v= 25
B Используется триггер. При нажатии на жёлтый прямоугольник – ответ на вопрос, какова скорость. При нажатии на розовый прямоугольник – проверка правильности ответа по графику
Если t = 5, то v= 0
t – выбираем произвольно.
v – независимая переменная.
24
По графику перемещения равномерно движущегося тела определите: а) перемещение тела за 5 ч; б) скорость тела
Медицина. Кардиограмма работы сердца
Сейсмология
Сейсмограф
Сейсмограмма
Сейсмограмма
Экономика. Сокращение добычи руды на Никопольских марганцевых копальнях в годы экономического кризиса1900-1903 гг. ( в тыс. пудов )
Математика. По графику функции, изображённому на рисунке, найти:
1) значение функции при х = 2; 3;
2) значение аргумента при котором у = 0,5; 4
3)Укажите область определения и область значения функции
.
4
х = 2
у =
х = 2
1.
х = 3
у =
2
х =
у = 0,5
2.
у = 4
х =
3
4
.
По графику функции, изображённому на рисунке, найти:
1) значение функции при х = 2; 3;
- значение аргумента при котором у = 0,5; 4
- -2≤ х ≤ 4,5 ; 0 ≤ у ≤ 5,5
4
х = 2
у = 3
х = 2
1.
у = 2
х = 3
2
у = 0,5
х = 1
2.
у = 4
х = 4
4
3
В рассмотренных примерах
каждому значению независимой
переменной соответствует
единственное значение
зависимой переменной.
Зависимость одной переменной
от другой называют
функциональной зависимостью
или функцией.
3. №287
Самостоятельная работа
- Найдите значение функции у = 3x + 1
1. Мама купила несколько конфет ( d ) по 5 рублей за конфету и одну шоколадку за 65 рублей. Сколько она заплатила за всю покупку ( n )? Найдите значение n , если d = 6
при х = - 1 .
а) 2, б) 4 , в) – 2 .
2. Функция задана формулой
у = - 2х + 3.
Найдите х, если у = 0.
а) х = 2/3, б) – 3/2, в) 3/2
3. № 285
а) 70 , б) 95 , в) 76 .
2. Функция задана
формулой у = - х/2 + 3. Заполнить
х
у
1
-3
0,5
-1
Итоги урока. Д/з.
- Чему научились?
- Что показалось особенно трудным?
- Что понравилось?
творческое задание : составить кроссворд по теме «Функция» (5-10 слов)