СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку алгебры "Функции. График функции"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку алгебры "Функции. График функции"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку алгебры "Функции. График функции"»

Функция .  График функции .

Функция . График функции .

Линейные уравнения Задание: являются ли числа –1, 0, 2 корнями уравнения:  4х-8=х-2    Найдите корень уравнения  – 0,3х = 6  1) 0,5; 2) -2; 3) – 20;  Решите уравнение  а) 2х+3=0   1)1,5; 2) -2/3; 3) – 1,5;   б) 0,5(8х – 3) = -3(2,5 – х)

Линейные уравнения

  • Задание: являются ли числа –1, 0, 2 корнями уравнения:

4х-8=х-2

  • Найдите корень уравнения

0,3х = 6 1) 0,5; 2) -2; 3) – 20;

  • Решите уравнение

а) 2х+3=0 1)1,5; 2) -2/3; 3) – 1,5;

б) 0,5(8х – 3) = -3(2,5 – х)

Теоретическая разминка Что такое функция? Приведите примеры функции. Что такое аргумент функции? Что такое область определения функции? Что такое область значения функции? Как можно задавать функции?  Что такое график функции?

Теоретическая разминка

  • Что такое функция?
  • Приведите примеры функции.
  • Что такое аргумент функции?
  • Что такое область определения функции?
  • Что такое область значения функции?
  • Как можно задавать функции?
  • Что такое график функции?
На каком рисунке изображён график функции?

На каком рисунке изображён график функции?

Историческая пауза

Начиная лишь с 17 века, в связи с проникновением в математику идеи переменных, понятие функции явно и вполне сознательно применяется.

Путь к появлению понятия функции заложили в 17 веке французские ученые Франсуа Виет и Рене Декарт; они разработали единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Введено было единое обозначение: неизвестных - последними буквами латинского алфавита - x, y, z, известных - начальными буквами того же алфавита - a, b, c, ... и т.д. Под каждой буквой стало возможным понимать не только конкретные данные, но и многие другие; в математику пришла идея изменения. Тем самым появилась возможность записывать общие формулы.

Кроме того, у Декарта и Ферма (1601-1665) в геометрических работах появляется отчетливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат. В своей “Геометрии” в 1637 году Декарт дает понятие функции, как изменение ординаты точки в зависимости от изменения ее абсциссы; он систематически рассматривал лишь те кривые, которые можно точно представить с помощью уравнений, притом преимущественно алгебраических. Постепенно понятие функции стало отождествляться, таким образом, с понятием аналитического выражения - формулы.

Рене Декарт

Рене Декарт

Задание функции с помощью формулы Формула позволяет для любого значения аргумента находить соответствующее значение функции путём вычислений. Пример 1. Найти значение функции y = x 3 + x при х = - 2; х = 5; х = а; . у = (-2) 3 + (-2) = -8 – 2 = -10 1. у = 2. у = 3.

Задание функции с помощью формулы

Формула позволяет для любого значения

аргумента находить соответствующее

значение функции путём вычислений.

Пример 1.

Найти значение функции y = x 3 + x

при х = - 2; х = 5; х = а; .

у = (-2) 3 + (-2) = -8 – 2 = -10

1.

у =

2.

у =

3.

Задание функции с помощью формулы Формула позволяет для любого значения аргумента находить соответствующее значение функции путём вычислений. Пример 1. Найти значение функции y(x) = x 3 + x при х = - 2; х = 5; х = а; х = 3а . у = (-2) 3 + (-2) = -8 – 2 = -10 1. у = 5 3 + 5 = 125 + 5 = 130 2. у = а 3 + а  3. у = (3 а ) 3 + 3 а = 27 а 3 + 3 а 4.

Задание функции с помощью формулы

Формула позволяет для любого значения

аргумента находить соответствующее

значение функции путём вычислений.

Пример 1.

Найти значение функции y(x) = x 3 + x

при х = - 2; х = 5; х = а; х = 3а .

у = (-2) 3 + (-2) = -8 – 2 = -10

1.

у = 5 3 + 5 = 125 + 5 = 130

2.

у = а 3 + а

3.

у = (3 а ) 3 + 3 а = 27 а 3 + 3 а

4.

 Машина движется по шоссе с постоянной скоростью 70 км/ч. За время t  ч  машина проходит путь S = 70 · t км . Легко вычислить пройденный путь за любое время: Если t = 0,5 ,то S = S = Если t = 1,5, то S = Если t = 2/7, то S = 70 · t Переменная - ?  Переменная -?

Машина движется по шоссе с постоянной скоростью

70 км/ч. За время t ч машина проходит путь

S = 70 · t км .

Легко вычислить пройденный путь за любое время:

Если t = 0,5 ,то

S =

S =

Если t = 1,5, то

S =

Если t = 2/7, то

S = 70 · t

Переменная - ?

Переменная -?

Машина движется по шоссе с постоянной скоростью 70 км/ч. За время t  ч  машина проходит путь S = 70 · t км . Легко вычислить пройденный путь за любое время: Если t = 0,5, то S = 70 · 0,5 = 35 Если t = 1,5, то S = 70 · 1,5 = 105 Если t = 2/7, то S = 70 · 2/7 = 2 0 S = 70 · t Независимая переменная АРГУМЕНТ Зависимая переменная ФУНКЦИЯ

Машина движется по шоссе с постоянной скоростью

70 км/ч. За время t ч машина проходит путь

S = 70 · t км .

Легко вычислить пройденный путь за любое время:

Если t = 0,5, то

S = 70 · 0,5 = 35

Если t = 1,5, то

S = 70 · 1,5 = 105

Если t = 2/7, то

S = 70 · 2/7 = 2 0

S = 70 · t

Независимая переменная

АРГУМЕНТ

Зависимая переменная

ФУНКЦИЯ

Зависимость площади квадрата  от длины его стороны Зависимость объема куба  от длины его ребра  V= ? S = ? Пусть а  см – длина ребра куба, V  см 3 – его объём.  Задайте формулой зависимость V  от а .  Найдите значение функции V  при а = 0 , 2; 3/4 , 2,1. Пусть а см – длина квадрата, S  см 2 – его площадь.  Задайте формулой зависимость S от а .  Найдите значение функции S  при а = 0 , 2; 3/4 , 2,1.

Зависимость площади квадрата от длины его стороны

Зависимость объема куба от длины его ребра

V= ?

S = ?

Пусть а см – длина ребра куба, V см 3 – его объём.

Задайте формулой зависимость V от а .

Найдите значение функции V

при а = 0 , 2; 3/4 , 2,1.

Пусть а см – длина квадрата, S см 2 – его площадь.

Задайте формулой зависимость S от а .

Найдите значение функции S

при а = 0 , 2; 3/4 , 2,1.

Зависимость площади квадрата  от длины его стороны Зависимость объема куба  от длины его ребра  V= а 3 S = а 2 S – функция, а – аргумент S= 0 , 2 2 =0,04  S= 3/4 2 =9/16 S = 2,1 2 =4,41   V – функция, а – аргумент V= 0 , 2 3 =0,0 08 V= 3/4 3 = 27 /6 4 V = 2,1 3 = 9 , 26

Зависимость площади квадрата от длины его стороны

Зависимость объема куба от длины его ребра

V= а 3

S = а 2

S – функция,

а – аргумент

S= 0 , 2 2 =0,04

S= 3/4 2 =9/16

S = 2,1 2 =4,41

V – функция,

а – аргумент

V= 0 , 2 3 =0,0 08

V= 3/4 3 = 27 /6 4

V = 2,1 3 = 9 , 26

Функция задана формулой  у = х 2  - 9  (№ 270)  Заполните таблицу  x - 5 y - 4 -3 0 2 6       Функция задана формулой у = 2/3х (№274) Заполните таблицу x y - 0,5  -2 4,5 0 9

Функция задана формулой у = х 2 - 9 (№ 270)

Заполните таблицу

x

- 5

y

- 4

-3

0

2

6

Функция задана формулой у = 2/3х (№274)

Заполните таблицу

x

y

- 0,5

-2

4,5

0

9

Функция задана формулой  у = х 2  - 9  (№ 270)  Заполните таблицу  x - 5 y - 4 -3 0 2 6 -9 -5 25 0 7 16 Функция задана формулой у = 2/3х (№274) Заполните таблицу x y - 0,5  -2 4,5 0 9 0 -3 3 6 -1/3

Функция задана формулой у = х 2 - 9 (№ 270)

Заполните таблицу

x

- 5

y

- 4

-3

0

2

6

-9

-5

25

0

7

16

Функция задана формулой у = 2/3х (№274)

Заполните таблицу

x

y

- 0,5

-2

4,5

0

9

0

-3

3

6

-1/3

«Угадайте» формулу, с помощью которой записана функция у х 0 у 7 5 -5 12 1 0 6 У = ? х у 0 7 1 -5 15 1 -9 3 У = ?

«Угадайте» формулу, с помощью которой записана функция у

х

0

у

7

5

-5

12

1

0

6

У = ?

х

у

0

7

1

-5

15

1

-9

3

У = ?

№ 273, стр. 57; № 276, стр. 57  Задайте формулой зависимость массы куска пробки от его объема, если известно, что плотность пробки равна 0, 18 г/см 3 . Найдите по формуле: а) массу куска пробки, объем которого равен 240 см 3;  б)объем куска пробки, масса которого равна 64,8 г.  Формула у= -5х+6 задаёт некоторую функцию. При каком значении аргумента значение функции равно 6? 8?

273, стр. 57; № 276, стр. 57

Задайте формулой зависимость массы куска пробки от его объема, если известно, что плотность пробки равна 0, 18 г/см 3 . Найдите по формуле:

а) массу куска пробки, объем которого равен 240 см 3;

б)объем куска пробки, масса которого равна 64,8 г.

Формула у= -5х+6 задаёт некоторую функцию. При каком значении аргумента значение функции равно 6? 8?

№ 273, стр. 57; № 276, стр. 57 m = v * р : а) m =240*0,18  m =43,2  б) 64,8= V *0,18  V =6 4 , 8 :0,18  V = 360  х=6  -5х+6=6, -5х=6-6 - 5х=0, х=0 х=8 -5х+6=8, - 5х=8-6, -5х=2, х=-0,4

273, стр. 57; № 276, стр. 57

m = v * р :

а) m =240*0,18

m =43,2

б) 64,8= V *0,18

V =6 4 , 8 :0,18

V = 360

  • х=6

-5х+6=6, -5х=6-6

- 5х=0, х=0

  • х=8

-5х+6=8, - 5х=8-6,

-5х=2, х=-0,4

«В гостях у медиков»  Медики установили, что для нормального развития ребенок, младше 18 лет должен спать в сутки t часов,  t = 17 – T /2 , где T - возраст ребенка, T  - Если считать что вам 13 лет. Сколько часов в сутки вы должны спать? - А сколь лет школьнику, который спит 10 часов в сутки? Скажите, как называется зависимость между  t и T ?

«В гостях у медиков»

Медики установили, что для нормального развития ребенок, младше 18 лет должен спать в сутки t часов,

t = 17 – T /2 , где T - возраст ребенка, T

  • - Если считать что вам 13 лет. Сколько часов в сутки вы должны спать?

- А сколь лет школьнику, который спит 10 часов в сутки?

  • Скажите, как называется зависимость между

t и T ?

«Сказочный мир»  Во дворце подводного царства очень много ( у) зеркал. В первом зале дворца в 4 раза больше, чем во втором (х), а в третьем на 40 зеркал больше, чем во втором. Задайте функцию формулой. Сколько зеркал в каждом зале, если у=280?

«Сказочный мир»

Во дворце подводного царства очень много ( у) зеркал. В первом зале дворца в 4 раза больше, чем во втором (х), а в третьем на 40 зеркал больше, чем во втором. Задайте функцию формулой. Сколько зеркал в каждом зале, если у=280?

«Сказочный мир» у = х+4х+(х+40) 280 = х+4х+(х+40) х+4х+х+40 = 280 6х = 280, х=40 Ответ: В первом – 160 Во втором - 40 В третьем – 80

«Сказочный мир»

у = х+4х+(х+40)

280 = х+4х+(х+40)

х+4х+х+40 = 280

6х = 280, х=40

Ответ:

В первом – 160

Во втором - 40

В третьем – 80

     Метеорология Медицина Сейсмология Графики вокруг нас Математика, физика Статистика Экономика

Метеорология

Медицина

Сейсмология

Графики

вокруг

нас

Математика,

физика

Статистика

Экономика

«Метеорология»  Зависимость  температуры воздуха  от времени суток Т 0 ,С 4 2 t , ч  0 14 8 10 12 20 18 16 22 6 4 2 24 -2  Т= t = 4ч -4   Т= t = 12ч  -6  Т= t = 14ч  Переменная  t  - ? переменная Переменная  T - ? переменная Т= t = 24ч

«Метеорология» Зависимость температуры воздуха от времени суток

Т 0

4

2

t , ч

0

14

8

10

12

20

18

16

22

6

4

2

24

-2

Т=

t = 4ч

-4

Т=

t = 12ч

-6

Т=

t = 14ч

Переменная t - ? переменная

Переменная T - ? переменная

Т=

t = 24ч

 Зависимость  температуры воздуха  от времени суток Т 0 ,С 4 2 t , ч  0 14 8 10 12 20 18 16 22 6 4 2 24 -2 о Т= -6 С t = 4ч -4 о  Т= 2 С t = 12ч о -6  Т= 4 С t = 14ч о Т= -4 С t = 24ч Переменная  t  - независимая переменная Переменная  T - зависимая переменная

Зависимость температуры воздуха от времени суток

Т 0

4

2

t , ч

0

14

8

10

12

20

18

16

22

6

4

2

24

-2

о

Т= -6 С

t = 4ч

-4

о

Т= 2 С

t = 12ч

о

-6

Т= 4 С

t = 14ч

о

Т= -4 С

t = 24ч

Переменная t - независимая переменная

Переменная T - зависимая переменная

График скорости машины v в зависимости от  времени t v, км/ч 1 3 4 6 7 9 100 Описание движения машины 5 0 t, ч 0 В течении 1-го часа машина разгоняется до скорости -? От 1ч до 3ч машина движется - ? От 3ч до 4ч машина - ? От 4ч до 6ч машина -? От 6ч до 7ч машина - ? От 7ч до 9ч машина - ?

График скорости машины v в зависимости от времени t

v, км/ч

1

3

4

6

7

9

100

Описание движения машины

5 0

t, ч

0

В течении 1-го часа машина разгоняется до скорости -?

От 1ч до 3ч машина движется - ?

От 3ч до 4ч машина - ?

От 4ч до 6ч машина -?

От 6ч до 7ч машина - ?

От 7ч до 9ч машина - ?

График скорости машины v в зависимости от  времени t v, км/ч 1 3 6 2 5 0 Из графика можно найти скорость машины v в любой момент времени t : t, ч 4 0 Если t = 0,5, то v= ? Если t = 1,5, то v = ? Если t = 3,5, то v =?   B Используется триггер. При нажатии на жёлтый прямоугольник – ответ на вопрос, какова скорость. При нажатии на розовый прямоугольник – проверка правильности ответа по графику Если t = 5, то v =?   t – выбираем произвольно.  v – независимая переменная. 24

График скорости машины v в зависимости от времени t

v, км/ч

1

3

6

2

5 0

Из графика можно найти скорость

машины v в любой момент времени t :

t, ч

4

0

Если t = 0,5, то v= ?

Если t = 1,5, то v = ?

Если t = 3,5, то v =?

B Используется триггер. При нажатии на жёлтый прямоугольник – ответ на вопрос, какова скорость. При нажатии на розовый прямоугольник – проверка правильности ответа по графику

Если t = 5, то v =?

t выбираем произвольно.

v независимая переменная.

24

v, км/ч График скорости машины v в зависимости от  времени t 1 3 6 2 Из графика можно найти скорость машины v в любой момент времени t : 5 0 t, ч 4 0 Если t = 0,5, то v=25 Если t = 1,5, то v=50    Если t = 3,5, то v= 25 B Используется триггер. При нажатии на жёлтый прямоугольник – ответ на вопрос, какова скорость. При нажатии на розовый прямоугольник – проверка правильности ответа по графику Если t = 5, то v= 0  t – выбираем произвольно.  v – независимая переменная. 24

v, км/ч

График скорости машины v в зависимости от времени t

1

3

6

2

Из графика можно найти скорость

машины v в любой момент времени t :

5 0

t, ч

4

0

Если t = 0,5, то v=25

Если t = 1,5, то v=50

Если t = 3,5, то v= 25

B Используется триггер. При нажатии на жёлтый прямоугольник – ответ на вопрос, какова скорость. При нажатии на розовый прямоугольник – проверка правильности ответа по графику

Если t = 5, то v= 0

t выбираем произвольно.

v независимая переменная.

24

По графику перемещения равномерно движущегося тела определите: а) перемещение тела за 5 ч; б) скорость тела

По графику перемещения равномерно движущегося тела определите: а) перемещение тела за 5 ч; б) скорость тела

Медицина. Кардиограмма работы сердца

Медицина. Кардиограмма работы сердца

Сейсмология Сейсмограф  Сейсмограмма  Сейсмограмма

Сейсмология

Сейсмограф

Сейсмограмма

Сейсмограмма

Экономика. Сокращение добычи руды на Никопольских   марганцевых копальнях в годы экономического кризиса1900-1903 гг. ( в тыс. пудов )

Экономика. Сокращение добычи руды на Никопольских марганцевых копальнях в годы экономического кризиса1900-1903 гг. ( в тыс. пудов )

Математика. По графику функции, изображённому на рисунке, найти: 1) значение функции при х = 2; 3; 2) значение аргумента при котором у = 0,5; 4 3)Укажите область определения и область значения функции . 4 х = 2 у = х = 2 1. х = 3 у = 2 х = у = 0,5 2. у = 4 х = 3 4

Математика. По графику функции, изображённому на рисунке, найти:

1) значение функции при х = 2; 3;

2) значение аргумента при котором у = 0,5; 4

3)Укажите область определения и область значения функции

.

4

х = 2

у =

х = 2

1.

х = 3

у =

2

х =

у = 0,5

2.

у = 4

х =

3

4

. По графику функции, изображённому на рисунке, найти: 1) значение функции при х = 2; 3; значение аргумента при котором у = 0,5; 4 -2≤ х ≤ 4,5 ; 0 ≤ у ≤ 5,5  4 х = 2 у = 3  х = 2 1. у = 2 х = 3 2 у = 0,5 х = 1  2. у = 4 х = 4 4 3

.

По графику функции, изображённому на рисунке, найти:

1) значение функции при х = 2; 3;

  • значение аргумента при котором у = 0,5; 4
  • -2≤ х ≤ 4,5 ; 0 ≤ у ≤ 5,5

4

х = 2

у = 3

х = 2

1.

у = 2

х = 3

2

у = 0,5

х = 1

2.

у = 4

х = 4

4

3

В рассмотренных примерах каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. Зависимость одной переменной от другой называют функциональной зависимостью или функцией.

В рассмотренных примерах

каждому значению независимой

переменной соответствует

единственное значение

зависимой переменной.

Зависимость одной переменной

от другой называют

функциональной зависимостью

или функцией.

3. №287 Самостоятельная работа Найдите значение функции у = 3x + 1  1.  Мама купила несколько конфет ( d ) по 5 рублей за конфету и одну шоколадку за 65 рублей. Сколько она заплатила за всю покупку ( n )? Найдите значение n , если d = 6 при х = - 1 . а) 2, б) 4 , в) – 2 .  2. Функция задана формулой  у = - 2х + 3. Найдите х, если у = 0. а) х = 2/3, б) – 3/2, в) 3/2 3. № 285 а) 70 , б) 95 , в) 76 . 2. Функция задана формулой у = - х/2 + 3. Заполнить  х у 1 -3 0,5 -1

3. №287

Самостоятельная работа

  • Найдите значение функции у = 3x + 1

1. Мама купила несколько конфет ( d ) по 5 рублей за конфету и одну шоколадку за 65 рублей. Сколько она заплатила за всю покупку ( n )? Найдите значение n , если d = 6

при х = - 1 .

а) 2, б) 4 , в) – 2 .

2. Функция задана формулой

у = - 2х + 3.

Найдите х, если у = 0.

а) х = 2/3, б) – 3/2, в) 3/2

3. № 285

а) 70 , б) 95 , в) 76 .

2. Функция задана

формулой у = - х/2 + 3. Заполнить

х

у

1

-3

0,5

-1

Итоги урока. Д/з.  Итоги урока. Чему научились? Что показалось особенно трудным? Что понравилось? Д/з. творческое задание : составить кроссворд по теме «Функция» (5-10 слов)

Итоги урока. Д/з.

  • Итоги урока.
  • Чему научились?
  • Что показалось особенно трудным?
  • Что понравилось?
  • Д/з.

творческое задание : составить кроссворд по теме «Функция» (5-10 слов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!