ПРОИЗВОДНАЯ
11 КЛАСС АЛГЕБРА
Автор презентации:
Попов Дмитрий Сергеевич
ПЛАН УРОКА:
- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
- Изучите материал, расположенный на слайдах 3 – 15, выпишите основные определения и формулы.
- Рассмотрите решение заданий (слайды 16-19).
- Выполните домашнее задание (слайд 21).
Функции достаточно часто встречаются при решении задач. Они могут быть как составными частями какого-то задания, так и отдельным номером. Разумеется, встречаются не только простые функции. Если открыть банк заданий, то мы удивимся, насколько сложными они бывают. Так что делать с такими сложными и непонятными функциями?
Производная – одно из самых важных понятий математического анализа. С её помощью можно описать поведение любой функции.
ПОЧЕМУ ФУНКЦИИ ПОХОЖИ НА АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ?
Предположим, мы хотим прокатиться на американских горках. Представим их вид сбоку: это череда подъемов и резких спусков. Мы можем с легкостью описать их: на каких участках будет подъем, а на каких спуск, насколько крутыми они будут, сколько раз вагончик преодолеет границу между подъемом и спуском или спуском или подъемом. Мы даже можем предположить, на каких участках вагончик разгоняется сильнее. Точно так же можно описать и любую функцию.
ПРЕДСТАВИМ НАШИ АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ В ВИДЕ ФУНКЦИИ
Функция будет на некоторых участках возрастать, а на некоторых убывать. Скорость ее изменения на разных участках будет разной.
Скорость изменения функции показывает, насколько сильно будет изменяться значение функции (то есть значение у ) при небольшом изменении переменной функции (то есть значения х ).
Отложим на нашем графике две точки: х и х 1 и поднимем из них прямые, которые пересекут график в точках А и В. Тогда точка А будет иметь координаты (х;у), а точка В — (х 1 ;у 1 ).
Представим, что наш вагончик проехал из точки А в точку В. Расстояние, которое он проехал по горизонтали, будет равно х 1 — х, а поднялся он на высоту у 1 — у. Для удобства дальнейших рассуждений примем эти расстояния за х и у.
Знак Δ “дельта” — означает изменение величины, то есть разность между тем, что было в точке А и стало в точке В.
Приращение функции — это разность между двумя значениями функции, то есть у.
Приращение аргумента — это разность между двумя значениями аргумента, то есть х.
Скорость изменения функции будет равна отношению приращения функции к приращению аргумента . При этом чем меньше будет приращение аргумента, тем точнее мы приблизимся к верному значению.
Отсюда мы получаем определение производной функции.
Производная функции — это понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции.
Если мы применим одинаковое приращение аргумента к разным участкам функции, то заметим, что приращение функции также будет разное . Где-то значение у изменится больше, где-то меньше. Именно так изменяется скорость функции на разных ее участках.
Нахождение производной называют дифференцированием.
Определение производной
Производной функции y= f(x) в точке x =x 0 называется предел отношения приращения функции ∆y в этой точке к приращению аргумента ∆x, при стремлении приращения аргумента к нулю.
Физический смысл производной
Пусть вдоль некоторой прямой движется точка по закону s= s(t), где s- пройденный путь, t- время, и необходимо найти скорость точки в момент t 0 .
К моменту времени t 0 пройденный путь равен s 0 = s(t 0 ), а к моменту (t 0 + ∆t) – путь s 0 + ∆s=s(t 0 +∆t).
Тогда за промежуток ∆t средняя скорость будет
Чем меньше ∆t, тем лучше средняя скорость характеризует движение точки в момент t 0 . Поэтому под скоростью точки в момент t 0 следует понимать предел средней скорости за промежуток от t 0 до t 0 +∆t, когда ∆t⇾0 , т.е.
Физический смысл производной функции в данной точке
.
Алгоритм нахождения производной
- Зафиксировать значение х 0 , найти f(x 0 ) .
- Дать аргументу х 0 приращение ∆ х , перейти в новую точку х 0 + ∆ х , найти f(x 0 + ∆ х) .
- Найти приращение функции: ∆ f = f(x 0 + ∆ х) – f(x 0 ) .
- Составить отношение .
- Вычислить lim .
- Этот предел и есть f ′ (x 0 ) .
∆ f
∆ х
∆ f
∆ х
∆ x→0
Вычислим производную функции y=x 2
Решение №776 (2)
Решение №777 (2)
Решение №778 (1)
Задание из доп. литературы
умею…
знаю…
Рефлексия
Закончи предложения…
Я
могу…
Домашнее задание
- Прочитать параграф 44.
- Решите № 776(1), 777(1), 778(2).
- Решите задание из дополнительной литературы:
Удачи в выполнении работы!