СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Строение клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 9 классе "Строение клетки"»

МБОУ «Истоминская ООШ» Балахнинского района Нижегородской области Тема: «Строение клетки». Автор: Шпилевская Е.В. учитель биологии МБОУ «Истоминская ООШ»

МБОУ «Истоминская ООШ» Балахнинского района Нижегородской области

Тема: «Строение клетки».

Автор: Шпилевская Е.В. учитель биологии МБОУ «Истоминская ООШ»

История создания Клеточной теории 1665 г – открытие Робертом Гуком клеток растений 1674 г – Антоний ван Левенгук изучал простейших и отдельные клетки животных 1781 г Ян Пуркинье описал клеточное ядро 1838 г. Матиас Шлейден высказал идею о том, что клетка является основной структурной единицей растений и ставил вопрос о возникновении новых клеток в организме 1839 г Теодор Шванн, основываясь на работах Шлейдена, излагает первую версию клеточной теории: : Все живые существа состоят из клеток Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности Каждая клетка самостоятельна, деятельность организма является суммой процессов жизнедеятельности составляющих его клеток  1859 г Рудольф Вирхов сформулировал еще одно положение клеточной теории : - Всякая клетка происходит из другой клетки

История создания Клеточной теории

1665 г – открытие Робертом Гуком клеток растений

1674 г – Антоний ван Левенгук изучал простейших и отдельные клетки животных

1781 г Ян Пуркинье описал клеточное ядро

1838 г. Матиас Шлейден высказал идею о том, что клетка является основной структурной единицей растений и ставил вопрос о возникновении новых клеток в организме

1839 г Теодор Шванн, основываясь на работах Шлейдена, излагает первую версию клеточной теории: :

  • Все живые существа состоят из клеток
  • Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности
  • Каждая клетка самостоятельна, деятельность организма является суммой процессов жизнедеятельности составляющих его клеток

1859 г Рудольф Вирхов сформулировал еще одно положение клеточной теории :

- Всякая клетка происходит из другой клетки

Современная клеточная теория I . Клетка – универсальная структурная единица живого. II . Клетки размножаются путём деления. III . Клетки хранят, перерабатывают, реализуют и передают наследственную информацию. IV . Клетка – это самостоятельная живая система, отражающая определенный структурный уровень организации живой материи. V . Многоклеточные организмы – это комплекс взаимодействующих систем различных клеток, обеспечивающих организму рост, развитие, обмен веществ и энергии. VI . Клетки всех организмов сходных между собой по строению, химическому составу и функциям. Содержание

Современная клеточная теория

I . Клетка – универсальная структурная единица живого.

II . Клетки размножаются путём деления.

III . Клетки хранят, перерабатывают, реализуют и передают наследственную информацию.

IV . Клетка – это самостоятельная живая система, отражающая определенный структурный уровень организации живой материи.

V . Многоклеточные организмы – это комплекс взаимодействующих систем различных клеток, обеспечивающих организму рост, развитие, обмен веществ и энергии.

VI . Клетки всех организмов сходных между собой по строению, химическому составу и функциям.

Содержание

Строение клетки Содержание

Строение клетки

Содержание

Плазматическая мембрана 1. Изображение. 2. Структура :  два слоя липида (бислой)  между двумя слоями белка 3. Функции:  а) Барьерная функция;  б) Защитная функция;  в) Избирательная функция;  г) Соединительная функция. Строение клетки

Плазматическая мембрана

1. Изображение.

2. Структура :

два слоя липида (бислой)

между двумя слоями белка

3. Функции:

а) Барьерная функция;

б) Защитная функция;

в) Избирательная функция;

г) Соединительная функция.

Строение клетки

Ядро  Изображение. 2. Структура: самая крупная органелла, заключенная в оболочку из двух мембран, пронизанную ядерными порами. Содержит хроматин – в такой форме раскрученные хромосомы находятся в интерфазе. Содержит также структуру, называемую ядрышком. 3. Функции: а) Ядро является местом хранения наследственной информации; б) Контроль за работой органоидов и всей клетки в целом. Строение клетки

Ядро

  • Изображение.

2. Структура: самая крупная органелла, заключенная в оболочку из двух мембран, пронизанную ядерными порами. Содержит хроматин – в такой форме раскрученные хромосомы находятся в интерфазе. Содержит также структуру, называемую ядрышком.

3. Функции:

а) Ядро является местом хранения наследственной информации;

б) Контроль за работой органоидов и всей клетки в целом.

Строение клетки

Рибосомы 1. Изображение. 2. Структура: очень мелкие органеллы, состоящие из двух субчастиц – большой и малой. Содержат белок и РНК приблизительно в равных долях. Рибосомы, обнаруживаемые в митохондриях (а также в хлоропластах – у растений) ещё мельче. 3. Функция: синтез белка. Строение клетки

Рибосомы

1. Изображение.

2. Структура: очень мелкие органеллы, состоящие из двух субчастиц – большой и малой. Содержат белок и РНК приблизительно в равных долях. Рибосомы, обнаруживаемые в митохондриях (а также в хлоропластах – у растений) ещё мельче.

3. Функция: синтез белка.

Строение клетки

Эндоплазматическая  сеть 1.Изображение. 2. Структура: Система каналов и плоскостей в клетке. Делится на два вида: а) гранулированная; б) гладкая. 3.Функции : а) Синтез; б) Накопление и транспорт питательных веществ; в) Связь между органоидами. Строение клетки

Эндоплазматическая сеть

1.Изображение.

2. Структура: Система каналов и плоскостей в клетке. Делится на два вида: а) гранулированная; б) гладкая.

3.Функции :

а) Синтез;

б) Накопление и транспорт питательных веществ;

в) Связь между органоидами.

Строение клетки

Митохондрии 1. Изображение. 2. Структура: митохондрия окружена оболочкой из двух мембран; внутренняя мембрана образует складки (кристы); содержит матрикс, в котором находятся небольшое количество рибосом, одна кольцевая молекула ДНК и фосфатные гранулы 3. Функции: а) Окисление питательных веществ; б) образование молекул АТФ, богатых    энергией. Строение клетки

Митохондрии

1. Изображение.

2. Структура: митохондрия окружена оболочкой из двух мембран; внутренняя мембрана образует складки (кристы); содержит матрикс, в котором находятся небольшое количество рибосом, одна кольцевая молекула ДНК и фосфатные гранулы

3. Функции:

а) Окисление питательных веществ;

б) образование молекул АТФ, богатых энергией.

Строение клетки

Аппарат Гольджи 1. Изображение. 2. Структура: стопка уплощенных мембранных мешочков – цистерн. На одном конце стопки мешочки непрерывно образуются, а с другого – отшнуровываются в виде пузырьков. Стопки могут существовать в виде дискретных диктиосом, как в растительных клетках, или образовывать пространственную сеть, как во многих животных клетках. 3. Функции: а) Образование лизосомов; б) Транспортная функция в) Восстановление поврежденных участков мембран клетки. Строение клетки

Аппарат Гольджи

1. Изображение.

2. Структура: стопка уплощенных мембранных мешочков – цистерн. На одном конце стопки мешочки непрерывно образуются, а с другого – отшнуровываются в виде пузырьков. Стопки могут существовать в виде дискретных диктиосом, как в растительных клетках, или образовывать пространственную сеть, как во многих животных клетках.

3. Функции:

а) Образование лизосомов;

б) Транспортная функция

в) Восстановление поврежденных участков мембран клетки.

Строение клетки

Лизосомы 1. Изображение. 2. Структура: простой сферический мембранный мешочек (мембрана одинарная), заполненная пищеварительными ферментами. Содержимое кажется гомогенным. 3. Функции: распад каких-либо структур или молекул. Строение клетки

Лизосомы

1. Изображение.

2. Структура: простой сферический мембранный мешочек (мембрана одинарная), заполненная пищеварительными ферментами. Содержимое кажется гомогенным.

3. Функции: распад каких-либо структур или молекул.

Строение клетки

Сравнительная характеристика клеток эукариот.

Сравнительная характеристика клеток эукариот.

Сравнительная характеристика клеток эукариот. Особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки растений Строение:  Клеточная оболочка клетки грибов  есть, состоит из целлюлозы Клеточный центр (центриоль) Пластиды  клетки животных есть, состоит из хитина у высших растений отсутствует Центральная вакуоль нет есть, у некоторых грибов есть (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты) есть нет есть нет есть нет Способы питания автотрофы Запасное вещество Синтез АТФ гетеротрофы крахмал гетеротрофы гликоген в пластидах и митохондриях гликоген в митохондриях в митохондриях Содержание

Сравнительная характеристика клеток эукариот.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности

клетки растений

Строение:

Клеточная оболочка

клетки грибов

есть, состоит из целлюлозы

Клеточный центр (центриоль)

Пластиды

клетки животных

есть, состоит из хитина

у высших растений отсутствует

Центральная вакуоль

нет

есть, у некоторых грибов

есть (хлоропласты,

хромопласты, лейкопласты)

есть

нет

есть

нет

есть

нет

Способы питания

автотрофы

Запасное вещество

Синтез АТФ

гетеротрофы

крахмал

гетеротрофы

гликоген

в пластидах и митохондриях

гликоген

в митохондриях

в митохондриях

Содержание

Проверочная работа Вопрос: что изображено на рисунке? а) комплекс Гольджи б) эндоплазматическая сеть в) митохондрия Содержание

Проверочная работа

Вопрос: что изображено на рисунке?

а) комплекс Гольджи б) эндоплазматическая сеть в) митохондрия

Содержание

Вопрос: что изображено на рисунке? а) плазматическая мембрана б) лизосома в) рибосома Проверочная работа

Вопрос: что изображено на рисунке?

а) плазматическая мембрана б) лизосома в) рибосома

Проверочная работа

Вопрос: что изображено на рисунке? а) вакуоль б) комплекс Гольджи в) ядро Проверочная работа

Вопрос: что изображено на рисунке?

а) вакуоль б) комплекс Гольджи в) ядро

Проверочная работа

Вопрос: что изображено на рисунке? а) ядро б) рибосома в) цитоплазма Проверочная работа

Вопрос: что изображено на рисунке?

а) ядро б) рибосома в) цитоплазма

Проверочная работа

Вопрос: структура и функции ядра. Ответ: структура: самая крупная органелла, заключенная в оболочку из двух мембран, пронизанную ядерными порами. Содержит хроматин – в такой форме раскрученные хромосомы находятся в интерфазе. Содержит также структуру, называемую ядрышком;  функции: а) Ядро является местом хранения наследственной информации; б) Контроль за работой органоидов и всей клетки в целом. Вопрос: структура и функции комплекса Гольджи. Ответ: структура: стопка уплощенных мембранных мешочков – цистерн. На одном конце стопки мешочки непрерывно образуются, а с другого – отшнуровываются в виде пузырьков. Стопки могут существовать в виде дискретных диктиосом, как в растительных клетках, или образовывать пространственную сеть, как во многих животных клетках;  функции: а) образование лизосомов; б) транспортная функция. Проверочная работа

Вопрос: структура и функции ядра.

Ответ: структура: самая крупная органелла, заключенная в оболочку из двух мембран, пронизанную ядерными порами. Содержит хроматин – в такой форме раскрученные хромосомы находятся в интерфазе. Содержит также структуру, называемую ядрышком;

функции: а) Ядро является местом хранения наследственной информации; б) Контроль за работой органоидов и всей клетки в целом.

Вопрос: структура и функции комплекса Гольджи.

Ответ: структура: стопка уплощенных мембранных мешочков – цистерн. На одном конце стопки мешочки непрерывно образуются, а с другого – отшнуровываются в виде пузырьков. Стопки могут существовать в виде дискретных диктиосом, как в растительных клетках, или образовывать пространственную сеть, как во многих животных клетках;

функции: а) образование лизосомов; б) транспортная функция.

Проверочная работа

Вопрос: основные положения клеточной теории. Ответ: I . Клетка – универсальная структурная единица живого.  II . Клетки размножаются путём деления.  III . Клетки хранят, перерабатывают, реализуют и передают наследственную информацию.  IV . Клетка – это самостоятельная живая система, отражающая определенный структурный уровень организации живой материи.  V . Многоклеточные организмы – это комплекс взаимодействующих систем различных клеток, обеспечивающих организму рост, развитие, обмен веществ и энергии.  VI . Клетки всех организмов сходных между собой по строению, химическому составу и функциям. Проверочная работа

Вопрос: основные положения клеточной теории.

Ответ: I . Клетка – универсальная структурная единица живого.

II . Клетки размножаются путём деления.

III . Клетки хранят, перерабатывают, реализуют и передают наследственную информацию.

IV . Клетка – это самостоятельная живая система, отражающая определенный структурный уровень организации живой материи.

V . Многоклеточные организмы – это комплекс взаимодействующих систем различных клеток, обеспечивающих организму рост, развитие, обмен веществ и энергии.

VI . Клетки всех организмов сходных между собой по строению, химическому составу и функциям.

Проверочная работа

Вы действительно хотите выйти? ДА НЕТ

Вы действительно хотите выйти?

ДА

НЕТ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс