СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку геометрии "Теорема Пифагора"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку геометрии "Теорема Пифагора".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку геометрии "Теорема Пифагора"»

Теорема Пифагора ГБОУ РО ДККК.  Преподаватель математики  Шелковская Елена Евгеньевна .

Теорема

Пифагора

ГБОУ РО ДККК. Преподаватель математики Шелковская Елена Евгеньевна .

Цели урока Систематизировать знания о сторонах, углах, вершинах, о площади треугольника и обобщить эти знания для доказательства теоремы Пифагора. Формировать умения применять ранее полученные знания о треугольниках, для получения новых знаний. Развивать математическое мышление. Формировать учебно-интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, сравнивать; коммуникативные умения. Воспитывать интерес к математике.

Цели урока

  • Систематизировать знания о сторонах, углах, вершинах, о площади треугольника и обобщить эти знания для доказательства теоремы Пифагора.
  • Формировать умения применять ранее полученные знания о треугольниках, для получения новых знаний.
  • Развивать математическое мышление.
  • Формировать учебно-интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, сравнивать; коммуникативные умения.
  • Воспитывать интерес к математике.
« Геометрия  владеет  двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора» Иоганн Кеплер

« Геометрия

владеет

двумя

сокровищами:

одно из них –

это

теорема

Пифагора»

Иоганн Кеплер

 Вопросы Что изображено? Как называются стороны АС и ВС? Чему равна площадь этого треугольника?  Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике? A с b  А +  В = 90° B a C

Вопросы

Что изображено?

Как называются стороны АС и ВС?

Чему равна площадь этого треугольника?

Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?

A

с

b

А + В = 90°

B

a

C

Докажите, что треугольники равны. B A 1 C 1 A C B 1

Докажите, что треугольники равны.

B

A 1

C 1

A

C

B 1

Задача Найти угол       

Задача

Найти угол



C D B A E S ABCDE = S ABC + S ADC + S ADE  6 6

C

D

B

A

E

S ABCDE = S ABC + S ADC + S ADE

6

6

 Решите устно 1. Дано: ∆ ABC,  C=90°,   AB=18 см, ВC=9 см   Найти:  B,  А 2. Дано: ∆ ABC,  C=90°,    B=60°, AB=12 см     AC=10 см Найти: S ∆АВС   B  60 18 12 9  C A 10 6

Решите устно

1.

Дано: ∆ ABC, C=90°,

AB=18 см, ВC=9 см

Найти: B, А

2.

Дано: ∆ ABC, C=90°,

B=60°, AB=12 см

AC=10 см

Найти: S ∆АВС

B

60

18

12

9

C

A

10

6

Пифагор Самосский о. Самос

Пифагор Самосский

о. Самос

Пифагор Самосский Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии.

Пифагор Самосский

  • Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии.
«Ослиный мост» Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum «ослиный мост» или elefuga - «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть  теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

«Ослиный мост»

Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum «ослиный мост» или elefuga - «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.

Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.

Что изображено?  Решите устно Из чего он состоит? a Докажите, что треугольник b KВМ равен треугольнику MСN. C M В 3 2 a Что можно сказать о площадях этих треугольников? c 4 b c 1 N Доказать: KMNP - квадрат  c K Доказательство b c В четырехугольнике KMNP  все стороны равны с . a Найдем величину угла KMN.  1 +  2 = 90° и  1 =  3     2 +  3 =90°   KМN=90°. a b P A D Аналогично можно доказать, что все углы в четырехугольнике KMNP прямые, а это и означает, что KMNP - квадрат .

Что изображено?

Решите устно

Из чего он состоит?

a

Докажите, что треугольник

b

KВМ равен треугольнику MСN.

C

M

В

3

2

a

Что можно сказать о площадях этих треугольников?

c

4

b

c

1

N

Доказать: KMNP - квадрат

c

K

Доказательство

b

c

В четырехугольнике KMNP все стороны равны с .

a

Найдем величину угла KMN.

 1 +  2 = 90° и  1 =  3    2 +  3 =90°   KМN=90°.

a

b

P

A

D

Аналогично можно доказать, что все углы в четырехугольнике KMNP прямые, а это и означает, что KMNP - квадрат .

Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. a b B M  C 3 2 a c 4 b c Доказательство N 1 ABCD - квадрат, AB = a + b,  S  ABCD = (a + b) 2 c K b с c S APK = ab S KMNP = c 2 (a + b) 2 = 4 · ab + c 2 а a b a b D A P  a 2 + 2ab +b 2 = 2ab + c 2  a 2 + b 2 = c 2 c ²=a²+b² 2. Квадрат ABCD состоит из четырех равных прямоугольных треугольников, одним из которых является треугольник APK, и квадрата KMNP со стороной с, значит  S ABCD = 4S APK + S KMNP

Теорема Пифагора

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

a

b

B

M

C

3

2

a

c

4

b

c

Доказательство

N

1

  • ABCD - квадрат, AB = a + b, S ABCD = (a + b) 2

c

K

b

с

c

S APK = ab S KMNP = c 2

(a + b) 2 = 4 · ab + c 2

а

a

b

a

b

D

A

P

a 2 + 2ab +b 2 = 2ab + c 2

a 2 + b 2 = c 2

c ²=a²+b²

2. Квадрат ABCD состоит из четырех равных прямоугольных треугольников, одним из которых является треугольник APK, и квадрата KMNP со стороной с, значит S ABCD = 4S APK + S KMNP

Теорема Пифагора Итак, Если дан нам треугольник, И притом с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим - И таким простым путем К результату мы придем.

Теорема Пифагора

Итак,

Если дан нам треугольник,

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим -

И таким простым путем

К результату мы придем.

История теоремы Пифагора Пифагор Самосский ок. 580 – ок. 500 до н.э.

История теоремы Пифагора

Пифагор Самосский

ок. 580 – ок. 500 до н.э.

Предполагают, что во времена Пифагора теорема звучала по-другому: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах».

Предполагают, что во времена Пифагора теорема звучала по-другому:

«Площадь квадрата,

построенного на

гипотенузе

прямоугольного

треугольника,

равна сумме

площадей квадратов,

построенных на его

катетах».

Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее так же “ветряной мельницей”, составляли стихи вроде “Пифагоровы штаны на все стороны равны”, рисовали карикатуры. Шаржи из учебника XVI века Ученический шарж XIX века

Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее так же “ветряной мельницей”, составляли стихи вроде “Пифагоровы штаны на все стороны равны”, рисовали карикатуры.

Шаржи из учебника XVI века

Ученический шарж XIX века

№ 483 Дано: ∆АВС,  С=90º,  а=6, b=8 Найти: с. Решение: ∆ АВС – прямоугольный с гипотенузой АВ. По теореме Пифагора АВ²=АС²+ВС²  с²=а²+b²  с²=6²+8²  с²=36+64  с²=100  c=10 Ответ: 10 А ? 8 6 В С

№ 483

Дано: ∆АВС,  С=90º, а=6, b=8

Найти: с.

Решение:

∆ АВС – прямоугольный с гипотенузой АВ. По теореме Пифагора АВ²=АС²+ВС²

с²=а²+b²

с²=6²+8²

с²=36+64

с²=100

c=10

Ответ: 10

А

?

8

6

В

С

№ 483 с ² =  а 2 + b 2 А а c b 10 8 6 5 √ 61 6 с в 8 с  =√  а 2 + b 2 а В С

483

с ² = а 2 + b 2

А

а

c

b

10

8

6

5

√ 61

6

с

в

8

с =√ а 2 + b 2

а

В

С

№ 484 с ² =  а 2 + b 2 а b c 13 5 12 А 13 ² =  12 2 +b 2 4 √3 169 =  144 + b 2 2b 12  b 2 = 25  2 3b  b = 5  Запишем формулы для нахождения катетов прямоугольного треугольника: с в 4b ² =  12 2 + b 2  а 2 + b 2 =c ² 3b ² =  144  а 2 =c ²-b² b ² =  48  а= √c²-b² а В С b  = √ 48 b 2 =c ²-a² b  =  4√3 b = √c²-a²

484

с ² = а 2 + b 2

а

b

c

13

5

12

А

13 ² = 12 2 +b 2

4 √3

169 = 144 + b 2

2b

12

b 2 = 25

2

3b

b = 5

Запишем формулы для нахождения катетов прямоугольного треугольника:

с

в

4b ² = 12 2 + b 2

а 2 + b 2 =c ²

3b ² = 144

а 2 =c ²-b²

b ² = 48

а= √c²-b²

а

В

С

b =48

b 2 =c ²-a²

b = 4√3

b = √c²-a²

Задача из учебника

Задача из учебника

"Арифметика" Леонтия Магницкого

"Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."

 

№ 486 с ² =  а 2 + b 2 B C AD ²=AC²-CD² 5 AD =12 13 D A

486

с ² = а 2 + b 2

B

C

AD ²=AC²-CD²

5

AD =12

13

D

A

№ 487 Дано: ∆АВС, АВ=ВС=17 см, АС=16 см, BD  AC Найти: BD. Решение. 1. AD=DC=AC:2=8 cм 2. Рассмотрим ∆ADB. BD²=AB²-AD² BD=√289-64 BD=15 (см) Ответ: 15 см B С D А

№ 487

Дано: ∆АВС, АВ=ВС=17 см, АС=16 см, BD  AC

Найти: BD.

Решение.

1. AD=DC=AC:2=8 cм

2. Рассмотрим ∆ADB.

BD²=AB²-AD²

BD=√289-64

BD=15 (см)

Ответ: 15 см

B

С

D

А

 Изречения Пифагора Статуя формой своей хороша,  А человека украсят дела. Шуткой беседу укрась, освети.  Шутка, что соль. Лишь не пересоли… Лучше молчи, ну, а коль говоришь,  Пусть будет лучше, чем то, что молчишь. Если ты в гневе, не смей говорить!  Действовать резко и злобу сорить.  Пред тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет  Под языком твоим. Созревшая - все смеет.

Изречения Пифагора

  • Статуя формой своей хороша, А человека украсят дела.
  • Шуткой беседу укрась, освети. Шутка, что соль. Лишь не пересоли…
  • Лучше молчи, ну, а коль говоришь, Пусть будет лучше, чем то, что молчишь.
  • Если ты в гневе, не смей говорить! Действовать резко и злобу сорить.
  • Пред тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет Под языком твоим. Созревшая - все смеет.
Домашнее задание: п. 54 № 483 (в); № 484 (б, г); 486(б, в) Подготовить сообщения «Египетский треугольник» , о Пифагоре и другие доказательства теорем. Кроссворд.

Домашнее задание:

  • п. 54
  • № 483 (в); № 484 (б, г); 486(б, в)
  • Подготовить сообщения «Египетский треугольник» , о Пифагоре и другие доказательства теорем.
  • Кроссворд.
Память. Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии. Катет, лежащий в основании треугольника - мраморный , гипотенуза и фигура самого Пифагора в виде второго катета - медные.

Память.

Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии. Катет, лежащий в основании треугольника - мраморный , гипотенуза и фигура самого Пифагора в виде второго катета - медные.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!