Теорема
Пифагора
ГБОУ РО ДККК. Преподаватель математики Шелковская Елена Евгеньевна .
Цели урока
- Систематизировать знания о сторонах, углах, вершинах, о площади треугольника и обобщить эти знания для доказательства теоремы Пифагора.
- Формировать умения применять ранее полученные знания о треугольниках, для получения новых знаний.
- Развивать математическое мышление.
- Формировать учебно-интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, сравнивать; коммуникативные умения.
- Воспитывать интерес к математике.
« Геометрия
владеет
двумя
сокровищами:
одно из них –
это
теорема
Пифагора»
Иоганн Кеплер
Вопросы
Что изображено?
Как называются стороны АС и ВС?
Чему равна площадь этого треугольника?
Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?
A
с
b
А + В = 90°
B
a
C
Докажите, что треугольники равны.
B
A 1
C 1
A
C
B 1
Задача
Найти угол
C
D
B
A
E
S ABCDE = S ABC + S ADC + S ADE
6
6
Решите устно
1.
Дано: ∆ ABC, C=90°,
AB=18 см, ВC=9 см
Найти: B, А
2.
Дано: ∆ ABC, C=90°,
B=60°, AB=12 см
AC=10 см
Найти: S ∆АВС
B
60
18
12
9
C
A
10
6
Пифагор Самосский
о. Самос
Пифагор Самосский
- Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии.
«Ослиный мост»
Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum «ослиный мост» или elefuga - «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии.
Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому «ослами», были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста.
Что изображено?
Решите устно
Из чего он состоит?
a
Докажите, что треугольник
b
KВМ равен треугольнику MСN.
C
M
В
3
2
a
Что можно сказать о площадях этих треугольников?
c
4
b
c
1
N
Доказать: KMNP - квадрат
c
K
Доказательство
b
c
В четырехугольнике KMNP все стороны равны с .
a
Найдем величину угла KMN.
1 + 2 = 90° и 1 = 3 2 + 3 =90° KМN=90°.
a
b
P
A
D
Аналогично можно доказать, что все углы в четырехугольнике KMNP прямые, а это и означает, что KMNP - квадрат .
Теорема Пифагора
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
a
b
B
M
C
3
2
a
c
4
b
c
Доказательство
N
1
- ABCD - квадрат, AB = a + b, S ABCD = (a + b) 2
c
K
b
с
c
S APK = ab S KMNP = c 2
(a + b) 2 = 4 · ab + c 2
а
a
b
a
b
D
A
P
a 2 + 2ab +b 2 = 2ab + c 2
a 2 + b 2 = c 2
c ²=a²+b²
2. Квадрат ABCD состоит из четырех равных прямоугольных треугольников, одним из которых является треугольник APK, и квадрата KMNP со стороной с, значит S ABCD = 4S APK + S KMNP
Теорема Пифагора
Итак,
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим -
И таким простым путем
К результату мы придем.
История теоремы Пифагора
Пифагор Самосский
ок. 580 – ок. 500 до н.э.
Предполагают, что во времена Пифагора теорема звучала по-другому:
«Площадь квадрата,
построенного на
гипотенузе
прямоугольного
треугольника,
равна сумме
площадей квадратов,
построенных на его
катетах».
Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее так же “ветряной мельницей”, составляли стихи вроде “Пифагоровы штаны на все стороны равны”, рисовали карикатуры.
Шаржи из учебника XVI века
Ученический шарж XIX века
№ 483
Дано: ∆АВС, С=90º, а=6, b=8
Найти: с.
Решение:
∆ АВС – прямоугольный с гипотенузой АВ. По теореме Пифагора АВ²=АС²+ВС²
с²=а²+b²
с²=6²+8²
с²=36+64
с²=100
c=10
Ответ: 10
А
?
8
6
В
С
№ 483
с ² = а 2 + b 2
А
а
c
b
10
8
6
5
√ 61
6
с
в
8
с =√ а 2 + b 2
а
В
С
№ 484
с ² = а 2 + b 2
а
b
c
13
5
12
А
13 ² = 12 2 +b 2
4 √3
169 = 144 + b 2
2b
12
b 2 = 25
2
3b
b = 5
Запишем формулы для нахождения катетов прямоугольного треугольника:
с
в
4b ² = 12 2 + b 2
а 2 + b 2 =c ²
3b ² = 144
а 2 =c ²-b²
b ² = 48
а= √c²-b²
а
В
С
b = √ 48
b 2 =c ²-a²
b = 4√3
b = √c²-a²
Задача из учебника
"Арифметика" Леонтия Магницкого
"Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
№ 486
с ² = а 2 + b 2
B
C
AD ²=AC²-CD²
5
AD =12
13
D
A
№ 487
Дано: ∆АВС, АВ=ВС=17 см, АС=16 см, BD AC
Найти: BD.
Решение.
1. AD=DC=AC:2=8 cм
2. Рассмотрим ∆ADB.
BD²=AB²-AD²
BD=√289-64
BD=15 (см)
Ответ: 15 см
B
С
D
А
Изречения Пифагора
- Статуя формой своей хороша, А человека украсят дела.
- Шуткой беседу укрась, освети. Шутка, что соль. Лишь не пересоли…
- Лучше молчи, ну, а коль говоришь, Пусть будет лучше, чем то, что молчишь.
- Если ты в гневе, не смей говорить! Действовать резко и злобу сорить.
- Пред тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет Под языком твоим. Созревшая - все смеет.
Домашнее задание:
- п. 54
- № 483 (в); № 484 (б, г); 486(б, в)
- Подготовить сообщения «Египетский треугольник» , о Пифагоре и другие доказательства теорем.
- Кроссворд.
Память.
Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии. Катет, лежащий в основании треугольника - мраморный , гипотенуза и фигура самого Пифагора в виде второго катета - медные.
Спасибо за внимание!