СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Русский народный костюм"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Русский сарафан"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Русский народный костюм"»

 РУССКИЙ САРАФАН   Презентацию подготовила Суторма Е.С, учитель начальных классовМКОУ Байкальской СОШ

РУССКИЙ САРАФАН

Презентацию подготовила

Суторма Е.С, учитель начальных классовМКОУ Байкальской СОШ

Главной частью народного костюма являлся сарафан    Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении , делали женщину похожей на лебедя.  Не даром в песнях и сказках женщин зовут лебёдушками.  Русский сарафан-символ вечной женственности.

Главной частью народного костюма являлся сарафан

Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении , делали женщину похожей на лебедя.

Не даром в песнях и сказках женщин зовут лебёдушками.

Русский сарафан-символ вечной женственности.

Сарафан  — народная русская женская одежда, в виде платья , чаще всего без рукавов. Слово «сарафан» происходит от иранского «сарапа», что означает « с ног до головы» Сарафаны различались по тканям и покрою.  Сарафаны носили и в будни, и в праздники, и на работе и дома.
  • Сарафан  — народная русская женская одежда, в виде платья , чаще всего без рукавов.
  • Слово «сарафан» происходит от иранского «сарапа», что означает « с ног до головы»
  • Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Сарафаны носили и в будни, и в праздники, и на работе и дома.
 Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод
  • По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод " бархатниц ", затем хоровод девушек, одетых в " гарусники " – сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в " ситцевики ".

Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. В XIV веке сарафан могли носить воеводы и великие московские князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь в XVII веке.

Типы сарафанов  К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

Типы сарафанов К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

 Туникообразный глухой косоклинный сарафан    Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «глухарь» . Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста.

Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «глухарь» . Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста.

Распашной или косоклинный сарафан   Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии. Косоклинный сарафан был известен как девичья одежда.

Распашной или косоклинный сарафан

  • Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии.
  • Косоклинный сарафан был известен как девичья одежда.
Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Праздничные сарафаны шились – из дорогих тканей. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также бархат, парча, шелк, и другие хлопчатобумажные фабричные ткани.
  • Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Праздничные сарафаны шились – из дорогих тканей. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также бархат, парча, шелк, и другие хлопчатобумажные фабричные ткани.
Праздничная одежда.   На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками.

Праздничная одежда.

  • На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками.
Будничные сарафаны шились из более простых, тканей.  Это могли быть полосы кумача, расшитые бисером, пуговицами, стразами или  из ситца с мелким цветочным  рисунком
  • Будничные сарафаны шились из более простых, тканей.

Это могли быть полосы кумача, расшитые бисером, пуговицами, стразами или

из ситца с мелким цветочным

рисунком

« Круглый» или «прямой» («московский») сарафан Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого»  Одежда крестьянки. Конец XIX в.

« Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

  • Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого»

Одежда крестьянки. Конец XIX в.

Праздничная одежда. Конец XIX - начало XXв. Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп.

Праздничная одежда. Конец XIX - начало XXв.

  • Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп.
Сарафан с лифом   Он состоял из двух частей: пышной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа.   Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья. Является самым «молодым» русским сарафа ном.

Сарафан с лифом

Он состоял из двух частей: пышной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. 

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья. Является самым «молодым» русским сарафа ном.

Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение:
  • Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным). 
  • Пояс носили иногда на талии или чуть выше.
  • Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке.
  • К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника. 
 У русской национальной одежды – многовековая история.  Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

У русской национальной одежды – многовековая история.

Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.