Композиционные приемы и схемы
Выполнила: Шарапова А.В
Композиция – составление, соединение, связь
Композиция – действие, процесс создания какого-либо произведения (художественного, литературного, музыкального)
Основной закон композиции: создание единого целого путем гармоничного соединения составных частей
Композиция
Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе.
Какие чувства у вас вызывает данная композиция?
А вот сравнение данной композиции с уравновешанной
Композиционные схемы
Никола Пуссен«Пейзаж с Полифемом».
Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына"
Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем»
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры(треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.)
Есть и такие композиционные схемы:
- Гармония
- Неустойчивость
- Устойчивость
- Торжественность
- Спокойствие
- Движение
- Борьба
- Радость
- печаль
Это схемы в которые вписывается основной мотив работы, и благодаря, которому она получает определенный эмоциональный настрой.
Композиционные приемы
Первая пара композиционных приемов – это «Симметрия-асимметрия».
Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону — как дисимметричная. При значительном таком отклонении она становится асимметричной.
симметрия
асимметрия
Симметрия
Симметрия — одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма композиции
Виды симметрии
Зеркальная симметрия - одинаковое расположение элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости
Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси.
Винтовая симметрия характерна для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный ее пример — форма, подобная форме раковины.
Асимметрия
Асимметрия — средство композиции, которое основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
Асимметрия - это отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать и равновесие композиции. Элементы композиции - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному равновесию.
Асимметрия
Симметрия
Статика-динамика
Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы — стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного (формального).
Статика
Статика - это состояние покоя, условие равновесия в композиции
Динамика
Динамика – состояние движения тел, передачи движения в композиции с помощью диагонали, цвета
Соотношение масс
Масса — это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т.д. Прежде всего, масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем она более массивна. Статичная форма прически всегда зрительно выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос.
Соотношение одинаковых форм
В композиционном плане весьма эффективен и метод пропорциональной гармонизации форм на основе геометрического построения форм.
Он дает возможность наглядно установить пропорциональную связь элементов композиции друг с другом и с целым. Основным признаком установления такой связи является подобие геометрических фигур, составляющих композицию
Баланс масс, способствующий максимальной свободе композиции, является главным условием в организации формы.
Соотношение разных форм
Комбинируя симметричные и диссимметричные формы, мы можем получить бесчисленное множество вариантов композиционных решений. Переход от симметрично организованной части к другой части, имеющей асимметричную организацию, должен направляться поисками таких категорий форм, которые позволяют объединить их в единое целое.
Композиции:
Каземир Малевич «Полет на аэроплане»
Юрий Желтов
Семантика формы
Семантика (с греческого – обозначающий) - в основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форма предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.
Сочетания бывают трех видов: 1) Пассивные соединения , когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента. (Гантель - два шара и ручка). 2) Активные соединения , когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. (Коробка и крышка). 3) Агрессивные соединения . Агрессивное, видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как-бы врезается в другой.
Домашнее задание:
К следующему занятию нам понадобятся:
- бумага формата А3 и А4,
- клей,
- ножницы или канцелярский нож,
- цветная или журнальная бумага,
- акварель, кисти,
- баночки для воды,
- черная ручка.