СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Композиционные приёмы и схемы"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация наглядно раскрывает основные составляющие Композиции

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Композиционные приёмы и схемы"»

Композиционные приемы и схемы Выполнила: Шарапова А.В

Композиционные приемы и схемы

Выполнила: Шарапова А.В

Композиция – составление, соединение, связь Композиция – действие, процесс создания какого-либо произведения (художественного, литературного, музыкального) Основной закон композиции: создание единого целого путем гармоничного соединения составных частей

Композиция – составление, соединение, связь

Композиция – действие, процесс создания какого-либо произведения (художественного, литературного, музыкального)

Основной закон композиции: создание единого целого путем гармоничного соединения составных частей

Композиция Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе.

Композиция

Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе.

Какие чувства у вас вызывает данная композиция?

Какие чувства у вас вызывает данная композиция?

А вот сравнение данной композиции с уравновешанной

А вот сравнение данной композиции с уравновешанной

Композиционные схемы Никола Пуссен«Пейзаж с Полифемом». Картина Рембрандта

Композиционные схемы

Никола Пуссен«Пейзаж с Полифемом».

Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына"

Рафаэль Санти. «Мадонна в зелени. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем»

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры(треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.)

Есть и такие композиционные схемы: Гармония Неустойчивость Устойчивость Торжественность Спокойствие Движение Борьба Радость печаль Это схемы в которые вписывается основной мотив работы, и благодаря, которому она получает определенный эмоциональный настрой.  

Есть и такие композиционные схемы:

  • Гармония
  • Неустойчивость
  • Устойчивость
  • Торжественность
  • Спокойствие
  • Движение
  • Борьба
  • Радость
  • печаль

Это схемы в которые вписывается основной мотив работы, и благодаря, которому она получает определенный эмоциональный настрой.  

Композиционные приемы Первая пара композиционных приемов – это «Симметрия-асимметрия». Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступа­ет как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону — как дисимметричная. При значительном таком откло­нении она становится асимметричной. симметрия асимметрия

Композиционные приемы

Первая пара композиционных приемов – это «Симметрия-асимметрия».

Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступа­ет как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону — как дисимметричная. При значительном таком откло­нении она становится асимметричной.

симметрия

асимметрия

Симметрия Симметрия  — одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма композиции

Симметрия

Симметрия  — одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма композиции

Виды симметрии Зеркальная симметрия  - одинаковое расположение элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной компози­ционной плоскости Осевая симметрия  типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикаль­ную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Винтовая сим­метрия  характерна для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный ее при­мер — форма, подобная форме раковины.

Виды симметрии

Зеркальная симметрия - одинаковое расположение элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной компози­ционной плоскости

Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикаль­ную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси.

Винтовая сим­метрия характерна для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный ее при­мер — форма, подобная форме раковины.

Асимметрия Асимметрия  — средство  композиции, которое основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Асимметрия - это отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать и равновесие композиции. Элементы композиции - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному равновесию. 

Асимметрия

Асимметрия  — средство  композиции, которое основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

Асимметрия - это отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать и равновесие композиции. Элементы композиции - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному равновесию. 

Асимметрия Симметрия

Асимметрия

Симметрия

Статика-динамика Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое фор­ма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из фи­зического состояния формы — стабильного или динамичного, связан­ного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного (формального).

Статика-динамика

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое фор­ма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из фи­зического состояния формы — стабильного или динамичного, связан­ного с движением объекта в целом или его частей, так и чисто композиционного (формального).

Статика Статика  - это состояние покоя, условие равновесия в композиции

Статика

Статика  - это состояние покоя, условие равновесия в композиции

Динамика Динамика – состояние движения тел, передачи движения в композиции с помощью диагонали, цвета

Динамика

Динамика – состояние движения тел, передачи движения в композиции с помощью диагонали, цвета

Соотношение масс Масса  — это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т.д. Прежде всего, масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем она более массивна. Статичная форма прически всегда зрительно выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос.

Соотношение масс

Масса  — это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т.д. Прежде всего, масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем она более массивна. Статичная форма прически всегда зрительно выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос.

Соотношение одинаковых форм В композиционном плане весьма эффективен и метод пропорцио­нальной гармонизации форм на основе геометрического построения форм. Он дает возможность наглядно установить пропорциональную связь элементов композиции друг с другом и с це­лым. Основным признаком установления такой связи является подобие геометрических фигур, составляющих композицию Баланс масс, способствующий максимальной свободе композиции, является главным условием в организации формы.

Соотношение одинаковых форм

В композиционном плане весьма эффективен и метод пропорцио­нальной гармонизации форм на основе геометрического построения форм.

Он дает возможность наглядно установить пропорциональную связь элементов композиции друг с другом и с це­лым. Основным признаком установления такой связи является подобие геометрических фигур, составляющих композицию

Баланс масс, способствующий максимальной свободе композиции, является главным условием в организации формы.

Соотношение разных форм Комбинируя симметричные и диссимметричные формы, мы можем получить бесчисленное множество вариантов композиционных решений. Переход от симметрично организованной части к другой части, имеющей асимметричную организацию, должен направляться поисками таких категорий форм, которые позволяют объединить их в единое целое.

Соотношение разных форм

Комбинируя симметричные и диссимметричные формы, мы можем получить бесчисленное множество вариантов композиционных решений. Переход от симметрично организованной части к другой части, имеющей асимметричную организацию, должен направляться поисками таких категорий форм, которые позволяют объединить их в единое целое.

Композиции: Каземир Малевич «Полет на аэроплане» Юрий Желтов

Композиции:

Каземир Малевич «Полет на аэроплане»

Юрий Желтов

Семантика формы Семантика (с греческого – обозначающий) - в основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форма предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов. Сочетания бывают трех видов:  1) Пассивные соединения , когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента. (Гантель - два шара и ручка).  2) Активные соединения , когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. (Коробка и крышка).  3) Агрессивные соединения . Агрессивное, видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как-бы врезается в другой.

Семантика формы

Семантика (с греческого – обозначающий) - в основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форма предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.

Сочетания бывают трех видов: 1) Пассивные соединения , когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента. (Гантель - два шара и ручка). 2) Активные соединения , когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. (Коробка и крышка). 3) Агрессивные соединения . Агрессивное, видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как-бы врезается в другой.

Домашнее задание: К следующему занятию нам понадобятся: бумага формата А3 и А4, клей, ножницы или канцелярский нож, цветная или журнальная бумага, акварель, кисти, баночки для воды, черная ручка.

Домашнее задание:

К следующему занятию нам понадобятся:

  • бумага формата А3 и А4,
  • клей,
  • ножницы или канцелярский нож,
  • цветная или журнальная бумага,
  • акварель, кисти,
  • баночки для воды,
  • черная ручка.