Заканчивался век Смуты и Степана Разина , патриарха Никона и неистового протопопа Аввакума . Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.
Тема урока:
«Пётр I. Россия на рубеже веков.»
Задание на урок.
«Подумайте, что могло повлиять на формирование характера Петра. Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?
\
Проверка домашнего задания. - Распределите политических деятелей к их предполагаемым проектам
\
1. Симеон Полоцкий.
2. А.Л. Ордин-Нащокин
3. В.В. Голицын
4. Ю. Крижанич
1
Выступал за введение в России европейской системы образования
2
3
Предлагал ввести рекрутскую повинность
Отменил смертную казнь за « возмутительные слова» против власти
4
По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
5
Главной идеей было объединение всего славянского народа для борьбы с «с немецкой опасностью»
6
Основным препятствием на пути развития считал крепостное право
7
Учительствовал, получил широкое признание благодаря нравственным качествам.
8
9
Предлагал реформировать самодержавную власть, убрав из неё проявление « людодёрства»
Занимался образованием царских детей
10
Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить их наёмниками
11
Предлагал освободить крестьян от власти помещиков
12
Подписал мирный договор с Курляндией, а в . перемирие со Швецией.
13
Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского
14
15
Пытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу
Высказывал идею по введении « поголовной подати»
Ключ
1
4
2
3
2
4
3
5
2
4
6
7
3
8
1
4
9
1
10
3
11
3
12
2
13
4
14
15
2
3
1. Детство Петра.
2. Двоецарствие. Царевна Софья.
3.Начало царствования Петра.
4.Азовские походы.
5. Великое посольство.
12/12/18
1. Детство Петра
Романовы в 17 в.
Евдокия Стрешнева
Михаил 1613-1645
Мария
Алексей
Милославская
1645-1676
Наталия
Нарышкина
Софья
Иван
Петр
Федор
Алексей Михайлович
(1645-1676 )
Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший .
В хоромы царевича Федора пришли ближние бояре, думные люди и объявили:
« Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, оставя царство земное, переселился в вечные обители». Царевич хворал, у него опухли ноги, да тут еще такое потрясение. Но его подхватили под руки, повели в Грановитую палату и усадили на трон .
Федор Алексеевич
Воспитатели Петра
Никита Зотов обучает юного Петра I
Фёдор Алексеевич Романов
В низкой, жарко натопленной палате лампады озаряли низкий свод и тёмную роспись на нём. Под тёмными ликами образов, на широкой лавке, уйдя хилым телом в лебяжьи перины, умирал царь Фёдор Алексеевич
2. Двоецарствие. Царевна Софья
?
Иван Алексеевич
Петр Алексеевич
Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия?
В 1682 г. царь Федор умер. Остро встал вопрос о престолонаследии. Предстояло решить , кто из его братьев станет царем: Иван или Петр , сын Милославской или сын Нарышкиной?
Двоецарствие. Регенство Софьи
Регенство – временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха
Иван (в профиль) и Пётр Алексеевичи
Царевна Софья Алексеевна
С победой Софьи в 1682 г. царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское.
Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.
Преображенское
Измайлово
Семеновское
Немецкая слобода
- Что больше всего увлекало юного царя?
- Как развивалось увлечение Петра военным делом?
- Что, по вашему мнению, не учла царевна Софья, позволив юному Петру военную потеху?
3. Начало царствования Петра
В 1689 г. царица Наталья женила 16-летнего сына на Евдокии Лопухиной. Правление Софьи должно было прекратиться.
Почему?
Евдокия Лопухина
Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина".
Стрельцы..
Миниатюра 19 в.
Летом 1689 г. до Петра дошли слухи,что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его.
Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре туда стали переезжать бояре и Софья поняла,что проиграла.По приказу Петра ее заточили в Новодевичий монастырь. А стрельцов казнили .
Разминка-физминутка
Учитель читает текст , если предложение верно, то два хлопка. Если нет- то два кивка.
- Петр сын Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной
- его учителем был Никита Зотов
- Петр родился в 1682г
- правление царевича Ивана было чисто номинальным.
- Софья была тетей Петра
- Реальная власть в стране принадлежала Ордин-Нащокину
- все свободное время Петр посвящал изучению военного дела
4. Азовские походы
В 1695 г. Петр I,желая за-воевать выход к
Черному морю отправился к Азову и осадил его. Но турки подвозили все необходимое по морю.
Штурм крепости
завершился неудачей и Петр отошел на
р.Воронеж, где согнанные сюда крестьяне всю зиму строили корабли
Осада Азова.
Азов – турецкая крепость, закрывавшая России выход из Дона в Азовское море.
I Поход – 1695 год
I I Поход – 1696 год
- Январь 1695 г . – 1 ый Азовский поход
- Итоги : безрезультатный
- Причины :
отсутствие единого командования
слабость артиллерии
отсутствие флота
Взятие Азова.
Весной 1696 г.русская армия в сопровождении флотилии спустилась по Дону и вновь осадила Азов.На этот раз город был блокирован и с суши и с моря. Вскоре начался штурм и Азов пал. Но, не владея проливами, торговать с Европой по-прежнему было нельзя.
- Взятие Азова Выход к южным морям
- Взятие Азова
- Выход к южным морям
5. Великое посольство 1697-1698 г.г.
Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт , руководитель Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын .
Головин Ф. А.
Лефорт Ф. Я.
Заполните таблицу «Великое посольство 1697-1698 гг.»
Главные задачи
Основные итоги
Заполните таблицу «Великое посольство 1697-1698 гг.»
Главные задачи
- Создание антитурецкой коалиции
- Знакомство с промышленностью Западной Европы
- Знакомство с военным делом
- Знакомство с культурой, обычаями европейцев
- Закупить для армии и флота современное оружие и оборудование
- Пригласить мастеров в Россию
Основные итоги
- Приглашено более 800 мастеров разных специальностей
- Произошло знакомство с достижениями европейской цивилизации
- У Петра появилось стремление реформировать Россию
Вопросы
- Как формировалась личность царя Петра?
- Почему Пётр был объявлен царём, минуя старшего брата Ивана, в 1682 году?
- Чем можно объяснить свержение Софьи в 1689 году?
- Дайте оценку Азовским походам Петра.
- В чем вы видите задачи и итоги Великого посольства Петра?
«Подумайте, что могло повлиять на формирование характера Петра. Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
Домашнее задание: § 13, вопросы, записи- mini
Презентация об увлечениях ПетраI-max.