СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по литературе "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Определить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе "Дубровский"»

Презентация к уроку по литературе  Тема:   История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Учительницы МБОУ СОШ№1 с.Эльхотово Ходовой Л.К.

Презентация к уроку по литературе Тема: История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.

Учительницы МБОУ СОШ№1 с.Эльхотово Ходовой Л.К.

Цели урока: Определить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.

Цели урока:

  • Определить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.
Планируемые результаты :   Предметные — осмысление философских и эстетических проблем произведения, уяснение гуманистических тенденций в жизни и литературе; Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Планируемые результаты :

  • Предметные — осмысление философских и эстетических проблем произведения, уяснение гуманистических тенденций в жизни и литературе;
  • Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». О чем он пойдет, вы скажете сейчас сами. Внимание на экран ( просмотр отрывка ):  - У Пушкина цикл прозаических и лирических произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф (строки из стихотворения):     Любовь одна-веселье жизни хладной,  Любовь одна-мучение сердец:  Она дарит один лишь миг отрадный,  А горестям не виден и конец.     Ребята , вот теперь попробуйте определить тему нашего урока и запишите в тетрадь вместе с эпиграфом.     - Какие поставите цели?  - Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?  - Какое влияние оказывает это чувство на человека?     -У каждого из вас своё мнение по поводу данных вопросов. Поэтому эти проблемные вопросы будем рассматривать на уроке.     -Но вначале я попрошу вас найти определение слова любовь в словаре. В каком?

Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». О чем он пойдет, вы скажете сейчас сами. Внимание на экран ( просмотр отрывка ): - У Пушкина цикл прозаических и лирических произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф (строки из стихотворения):   Любовь одна-веселье жизни хладной, Любовь одна-мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец.   Ребята , вот теперь попробуйте определить тему нашего урока и запишите в тетрадь вместе с эпиграфом.   - Какие поставите цели? - Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека?   -У каждого из вас своё мнение по поводу данных вопросов. Поэтому эти проблемные вопросы будем рассматривать на уроке.   -Но вначале я попрошу вас найти определение слова любовь в словаре. В каком?

Что такое любовь?

В словаре несколько определений слова любовь , но мы выберем следующее:

Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Красивое высокое чувство. Люди на многое готовы, чтобы хотя бы раз испытать такое в жизни.

 

-Но давайте теперь подумаем, такой ли была любовь Владимира Дубровского и Маши Троекуровой? Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос .

Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка…..

 

-Что означает обещание «не отвергнуть преданности»?

- Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Слишком уж разные они и по происхождению и по положению в обществе. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос: - Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево ) Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад) Шевельнулся,потянулся,(Руки вверх и потянуться) Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся.(Покружиться)    

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево )

Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся,потянулся,(Руки вверх и потянуться)

Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.(Покружиться)

 

 

Работа в группах Подбор учащимися слов, характеризующих образы героев романа. 1 группа: храбрость, благородство, решительность, великодушие, честность, искренность, умение любить, смелость… (Владимир Дубровский) Дать характеристику герою , используя данные слова (до 4-5 предложений). - Как вы понимаете слова афоризма? К какому герою их можно отнести   2 группа: Романтичность, нерешительность, искренность, стойкость,гордость,упрямство, честность… (Маша Троекурова)   Ребята,подумайте как вы понимаете данный афоризм ?К кому из наших героев его можно отнести? - Любить глубоко-это значит забыть о себе.  (Ж.Руссо). (Дубровский ,полюбив Машу,забывает обо всём,о своих планах.Он тайно охраняет её покой, пока не представился случай появиться в доме в качестве учителя.)

Работа в группах

Подбор учащимися слов, характеризующих образы героев романа.

1 группа:

храбрость, благородство, решительность, великодушие, честность, искренность, умение любить, смелость… (Владимир Дубровский)

Дать характеристику герою , используя данные слова (до 4-5 предложений).

- Как вы понимаете слова афоризма? К какому герою их можно отнести

 

2 группа:

Романтичность, нерешительность, искренность, стойкость,гордость,упрямство, честность… (Маша Троекурова)

 

Ребята,подумайте как вы понимаете данный афоризм ?К кому из наших героев его можно отнести?

- Любить глубоко-это значит забыть о себе.

(Ж.Руссо).

(Дубровский ,полюбив Машу,забывает обо всём,о своих планах.Он тайно охраняет её покой, пока не представился случай появиться в доме в качестве учителя.)

- Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете?  - Почему?  - Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира?  - Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? (письменно)     - Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни?     Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь?  - Какое влияние оказывает это чувство на человека?  - Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль.

- Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете? - Почему? - Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира? - Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? (письменно)   - Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни?   Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? - Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль.

 Итоги:  - Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира.  – С каким героем хотел бы встретиться?  – Какие вопросы по тексту ещё остались?  – Чью бы роль хотел исполнить в фильме?  - Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке.

Итоги: - Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира. – С каким героем хотел бы встретиться? – Какие вопросы по тексту ещё остались? – Чью бы роль хотел исполнить в фильме? - Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке.

Домашнее задание:  Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным)

Домашнее задание: Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!