Презентация к уроку по литературе Тема: История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
Учительницы МБОУ СОШ№1 с.Эльхотово Ходовой Л.К.
Цели урока:
- Определить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.
Планируемые результаты :
- Предметные — осмысление философских и эстетических проблем произведения, уяснение гуманистических тенденций в жизни и литературе;
- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Мы продолжаем разговор о романе А.С. Пушкина «Дубровский». О чем он пойдет, вы скажете сейчас сами. Внимание на экран ( просмотр отрывка ): - У Пушкина цикл прозаических и лирических произведений, посвящённых любви. Прочитайте эпиграф (строки из стихотворения): Любовь одна-веселье жизни хладной, Любовь одна-мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. Ребята , вот теперь попробуйте определить тему нашего урока и запишите в тетрадь вместе с эпиграфом. - Какие поставите цели? - Какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? -У каждого из вас своё мнение по поводу данных вопросов. Поэтому эти проблемные вопросы будем рассматривать на уроке. -Но вначале я попрошу вас найти определение слова любовь в словаре. В каком?
Что такое любовь?
В словаре несколько определений слова любовь , но мы выберем следующее:
Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
Красивое высокое чувство. Люди на многое готовы, чтобы хотя бы раз испытать такое в жизни.
-Но давайте теперь подумаем, такой ли была любовь Владимира Дубровского и Маши Троекуровой? Прочитаем сцену объяснения Владимира с Машей и найдем те слова, которые помогут ответить на этот вопрос .
Прощаясь с Марьей Кирилловной, Дубровский обращается к ней с просьбой. Какой? Найдите. А вот что она значит, вы скажете после прослушивания отрывка…..
-Что означает обещание «не отвергнуть преданности»?
- Дубровский понимает, что Марья Кирилловна не может стать его женой. Слишком уж разные они и по происхождению и по положению в обществе. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос: - Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? Ведь нам уже известно, какие отношения сложились у Дубровского и Маши Троекуровой
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево )
Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся,потянулся,(Руки вверх и потянуться)
Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.(Покружиться)
Работа в группах
Подбор учащимися слов, характеризующих образы героев романа.
1 группа:
храбрость, благородство, решительность, великодушие, честность, искренность, умение любить, смелость… (Владимир Дубровский)
Дать характеристику герою , используя данные слова (до 4-5 предложений).
- Как вы понимаете слова афоризма? К какому герою их можно отнести
2 группа:
Романтичность, нерешительность, искренность, стойкость,гордость,упрямство, честность… (Маша Троекурова)
Ребята,подумайте как вы понимаете данный афоризм ?К кому из наших героев его можно отнести?
- Любить глубоко-это значит забыть о себе.
(Ж.Руссо).
(Дубровский ,полюбив Машу,забывает обо всём,о своих планах.Он тайно охраняет её покой, пока не представился случай появиться в доме в качестве учителя.)
- Кому из героев романа А.С. Пушкина вы сочувствуете, кого жалеете? - Почему? - Какой мы можем сделать вывод, оценив поведение Маши и Владимира? - Правильно ли сделал Дубровский, что отказался от мести? (письменно) - Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни? Наше исследование подходит к завершению, вы нашли ответы на все проблемные вопросы и теперь сможете сказать, какой, по мнению А.С. Пушкина, бывает настоящая любовь? - Какое влияние оказывает это чувство на человека? - Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль.
Итоги: - Сегодня на уроке мы с вами поговорили об истории любви Маши и Владимира. – С каким героем хотел бы встретиться? – Какие вопросы по тексту ещё остались? – Чью бы роль хотел исполнить в фильме? - Я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке.
Домашнее задание: Предположите свой вариант развития дальнейших событий (т.к. роман остался незавершенным)