МДК 01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
Раздел 1 Теоретические основы дизайна одежды.
Структура и функции моды.
Тема 1.1. Дизайн одежды
Что изучает МДК 01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
- С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
- иметь практический опыт:
- - поиска творческих источников, участия в моделировании, создания тематической коллекции;
Что изучает МДК 01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
- Цель и задачи учебной дисциплины :
- уметь:
- - определять стилевые особенности, направления моды различных видов швейных изделий;
- - выполнять эскизы различными графическими приемами в соответствии с тематикой проекта;
- - разрабатывать модель, применяя законы композиции и цветовые соотношения;
- - применять разнообразие фактур используемых материалов;
- - реализовывать творческие идеи в макете;
Что изучает МДК 01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
- Цель и задачи учебной дисциплины :
- знать:
- - связь стилевых признаков костюма;
- - влияние моды на тенденции развития ассортиментных групп швейных изделий;
- - теоретические основы композиционного построения, законы и методы формообразования изделий;
- - формообразующие свойства тканей;
- - основы наколки швейных изделий на манекен или фигуру
В результате освоения МДК обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения МДК обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями:
- ПК 1.1. Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.
- ПК 1.2. Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу модели.
- ПК 1.3. Выполнять технический рисунок модели по эскизу.
- ПК 1.4. Выполнять наколку деталей на фигуре или манекене.
- ПК 1.5. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства швейного изделия.
Что изучает предмет художественное проектирование одежды
- Всего – 326 часов
- Максимальная учебная нагрузка (всего) - 210
- Обязательная аудиторная учебная нагрузка - 140
- самостоятельной работы обучающегося – 62
- в том числе:
- производственной практики – 108
- Итоговая аттестация в форме – Экзамена
- консультации – 8
МДК 01.01 Основы художественного оформления швейного изделия
- Раздел 1 Теоретические основы дизайна одежды. Структура и функции моды.
- Раздел 2. Закономерности композиции костюма. Зрительные иллюзии в костюме
- Раздел 3 Основы проектирования одежды
- Раздел 4. Моделирование одежды методом наколки
- Раздел 5. Принципы моделирования и художественного оформления одежды
- Производственная практика
Раздел 1 Теоретические основы дизайна одежды. Структура и функции моды. Тема 1.1. Дизайн одежды
- Итальянское слово disegno латинского происхождения употреблялось издавна и всегда означало «рисунок, изображение», а также «замысел, идея, проект, план». В искусстве эпохи итальянского Возрождения, в XVI веке выражение «disegno intero» означало рождённую у художника идею — концепцию произведения искусства.
- В сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение: «Под термином „дизайн“ понимается творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только ко внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя».
Тема 1.1. Дизайн одежды
- Дизайн одежды — одно из направлений дизайна в целом.
- Цель — проектирование одежды, в которой человеку будет комфортно и которая будет его украшать.
- Функции современной одежды:
- утилитарная, социальная, эстетическая, экономическая
- Утилитарные функции - заключаются в практической полезности, обеспечению комфортных условий для протекания физиологических процессов организма человека и созданию благоприятных условий
- Утилитарные функции делятся на защитные и физиолого-гигиенические
Тема 1.1. Дизайн одежды
- Функции современной одежды:
- утилитарная, социальная, эстетическая, экономическая
- Социальные функции - характеризуют соответствие изделия общественно необходимым потребностям, его общественную значимость и целесообразность
- Эстетическая функция - заключается в ее способности доставлять человеку чувственно-эмоциональное удовлетворение
- Экономическая – показывает статус владельца и соответствует его материальным возможностям
Тема 1.1. Дизайн одежды
- Разработка дизайна костюма объединяет в себе решение творческих и технических вопросов.
- - Творческая часть процесса отвечает за внешний вид конечного изделия, соответствие критериям моды и стиля.
- - Техническая часть задачи заключается в разработке графических деталей будущего предмета одежды
Тема 1.1. Дизайн одежды
Проектирование * - процесс, создания нового образца одежды с заданными свойствами
Включает :
- исследование, создание эскизов, макетов и моделей, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований
Художественное конструирование состоит из двух частей:
- определения принципа и характера формы вещи (объемный или плоский эскиз или макет)
- технической разработки, результатом которой являются чертежи деталей, узлов, а также изделий в целом
Тема 1.1. Дизайн одежды
В зависимости от объекта проектирования дизайн одежды можно разделить на такие направления, как:
- дизайн костюма;
- обуви;
- головных уборов;
- трикотажных изделий;
- аксессуаров и т.д.
Терминология современного художественного проектирования
- Комплект - набор элементов и частей костюма, объединенных определенными признаками - цветом, материалом, назначением. Комплект может иметь неограниченное число взаимозаменяемых составляющих.
- Ансамбль - созданный по единому первоначальному художественному замыслу костюм, в котором детали согласованы между собой и подчинены единому целому. Ансамбль обладает средствами наиболее полного раскрытия определенного художественного образа. Ансамбль имеет сложную структуру.
Терминология современного художественного проектирования
- Модель - новый по виду, форме и материалу образец.
- Коллекция - серия моделей различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции, базовой формы и структуры материалов. Коллекция может охватить весь ассортимент или изделия только одного сезона.
- Макет - условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях.
Тема 1.1. Дизайн одежды
- Эски́з (фр. esquisse) — рисунок, предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
- Виды эскизов одежды:
- Фор-эскиз — грубый спонтанный набросок, не имеющий чётких размеров и пропорций;
- художественный эскиз (творческий эскиз) — рисунок, выполненный в любой технике рисования, с детально прорисованной формой одежды и отдельных её элементов.
- технический рисунок (рабочий эскиз) — представляет собой чёткие, аккуратно прорисованные линии и точно передаёт силуэт, пропорции, конструктивное решение и детали модели.
- fashion иллюстрация (рекламно-графический эскиз) — выражает настроение, отношение, силуэт, пропорции, цвет и то, как будет выглядеть модель в завершённом образе.
Фор-эскиз
- Первый этап эскизирования, начало идеи, быстрая зарисовка возникших образов, когда автор изображает то, что сам считает нужным и что будет понятно только ему.
Художественные эскизы
- Художественные эскизы показывают на фигуре человека форму модели и материал, который планирует использовать
- Такой эскиз несёт полную информацию о силуэте модели, её пластике, характере формообразующих линий, цветовом решении, декоре и отделке.
Fashion иллюстрация
- используется в каталогах, журналах, брошюрах, книгах и рекламных материалах. Рекламно-графический эскиз играет огромную роль в маркетинге, так как его цель заключается в том, чтобы привлечь как можно больше людей и тем самым продвинуть бренд, повысив коэффициент продаж.
Технический рисунок
Технический рисунок - создают с использованием базисных линий — центральная ось, основание шеи, грудь, талия, бёдра
- должен быть точным и иметь схематичный характер, показывая линии членения и наличие декоративных строчек, планок, карманов и других деталей
- показывать конструктивные особенности модели
- изображают в различных ракурсах: спереди, сзади и иногда сбоку
- может быть показана изнаночная сторона
- если отдельные детали имеют необычную конфигурацию, отделку или технологические особенности обработки, то их изображают отдельно, увеличенными в масштабе и с выносом за силуэтную линию модели
- могут содержать пояснительные текстовые вставки, показанные в виде сносок
Технический рисунок
Технический рисунок
Теория проектирования изделий для промышленного производства
- Выбор материалов
- Создание эскизов
- Проработка чертежей
- Проработка модели
- Обкатка модели
- Доработка чертежей
- Создание конечной модели
- Налаживание производства
Тема 1.1. Дизайн одежды Стиль и стилизация в дизайне
При выполнении эскизов приходится решать сложные задачи изображения фигуры человека во взаимосвязи с содержанием одежды (костюма) и выбором графических средств изображения
Стиль - манера, в которой художник создал образ предмета и то, как он выразил своё видение
Индивидуальный стиль изображения – это творческая манера отдельного автора,
- должен включать поиск новых образов и средств изображения
Стиль
- Слово «стиль» имеет греческое происхождение и изначально использовалось для обозначения палочки или стержня для письма.
- В современном значении понятие употребляется в качестве характеристики какой-либо исторической эпохи, различных художественных форм или направлений искусства.
- Первые проявления стилистических черт можно наблюдать в произведениях искусства древних цивилизаций, таких как Древний Египет, Греция, Рим и позднее: готика, ренессанс, барокко, рококо, романтизм, модерн и др.
Стилизация фигуры человека
Стилизация изображения фигуры человека –
это изменение естественных пропорций фигуры для придания выразительности или стилистической принадлежности к определенному художественному направлению в искусстве.
Стилизация обычно предполагает трансформацию без потери узнаваемости какого-либо предмета или изображения, поэтому её часто путают с упрощением, геометризацией или абстрагированием.
Стилизация фигуры человека
- Современное развитие искусства не отличается присутствием определенного всеобъемлющего художественного стиля
- современная эпоха — эта период стилизаций, многочисленных художественных приемов, в которых наиболее ценным является творческая личность художника или дизайнера
- В процессе стилизации дизайнер творчески переосмысливает окружающую его действительность, окрашивает ее своими эмоциями, придавая тем самым ей индивидуальность и оригинальность
Стилизация фигуры человека
- Современный художественный стиль
Стилизация фигуры человека
- Современный художественный стиль
Виды стилизации
Стилизация — это процесс и способ декоративного обобщения характерных черт изображаемых предметов. Обобщая опыт существующих приемов стилизации, можно выделить два ее основных вида:
- 1) имитационная — подражание авторскому почерку и манере известного художника, использование при изображении характерных приемов и черт уже существующего стиля;
- 2) декоративная — авторский подход в выборе средств художественной выразительности при создании эскизов, когда линии имеют оригинальный характер, а при изображении форм используются декоративные приемы.
Процесс стилизации как творческий метод
- Применяется в различных областях искусства, в том числе и в дизайне костюма
Дизайнеру при проектировании костюма необходимо владеть приемами стилизованного изображения, от этого будет зависеть восприятие зрителем костюма в целом
- при стилизации дизайнер специально увеличивает вертикальные размеры, вытягивает фигуру, чтобы оказать более сильное воздействие на зрителя
- в стилизованном рисунке голова может составлять 1/9 или даже 1/10 часть длины тела, могут быть сознательно искажены его горизонтальные размеры
Процесс стилизации
При стилизации изображения за основу можно принять характер линий и приемы изображения людей, присущие разным культурам
Поиски наиболее приемлемой манеры стилизации начинающему дизайнеру можно начать с изучения особенностей изображения фигур в Древнем Египте
Процесс стилизации
Изображения фигуры в Древней Греции , где была открыта «формула красоты» — «золотое сечение», самая гармоничная пропорция в природе и искусстве
принципы стилизации:
• подчеркнутое атлетическое телосложение;
• точная передача анатомических пропорций на основе «золотого сечения»
• выделение при помощи графических и композиционных средств динамики и пластики форм тела
Процесс стилизации
Основным композиционным приемом для передачи динамики является изображение человека в динамичных позах, в незаконченном движении: ходьба, бег, прыжок
Выбор динамической позы для изображения модели позволяет раскрыть работу ее конструкции и материалов
- В поиске новых выразительных средств дизайнер по костюму необходимо обращается к различным источникам, известным в изобразительном искусстве
Процесс стилизации
Источником вдохновения для дизайнера могут служить стилистические особенности африканского искусства
В данном случае используются следующие приемы :
• упрощенное изображение формы тела при помощи пятна и линии;
• декоративный подход и орнаментация;
• изображение фигуры в движении с передачей его характера (мягкая гибкость или напряженная порывистость);
• изображение передает экспрессию, эмоциональное состояние (устрашающий гнев, спокойствие)
Процесс стилизации
Упражнения по копированию и подражанию манере мастеров графического искусства научит применять графические приемы, с помощью которых художник добивается стилистического единства своих работ
использования стилизованных фигур в качестве шаблонов для изображения моделей одежды
Для повышения эффективности работы над созданием костюма дизайнеры используют заготовки для рисования эскизов, так называемые типажи, или «фигурины», как их называют итальянцы
- В качестве шаблонов используют несколько изображений проектного образа в различных позах (от четырех до шести), выполненных в одном масштабе и с использованием единых приемов стилизации
- Положение тела в изображении проектного образа подбирается дизайнером в зависимости от композиционных и конструктивных особенностей, содержания модели одежды и пластических свойств используемых материалов
основные этапы работы дизайнера над эскизами модели или коллекции
1) поисковый — выбор источника вдохновения или темы коллекции
2) исследовательский — выполнение фор-эскизов или первых зарисовок силуэтных линий, отдельных узлов и элементов костюма
3) эскизный — создание творческих или так называемых художественных эскизов
4) технический— подготовка рабочих и технических эскизов
5) демонстрационный — представление результатов проектирования коллекции в виде рекламной графики, создание плакатов, буклетов
Терминология современного художественного проектирования
- Модель - новый по виду, форме и материалу образец.
- Коллекция - серия моделей различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции, базовой формы и структуры материалов. Коллекция может охватить весь ассортимент или изделия только одного сезона.
- Макет - условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях.
Алгоритм процесса проектирования
Процесс стилизации Фор-эскиз
- Первый этап эскизирования, начало идеи, быстрая зарисовка возникших образов, когда автор изображает то, что сам считает нужным и что будет понятно только ему.
Процесс стилизации Художественные эскизы
Процесс стилизации Fashion иллюстрация
Процесс стилизации Технический рисунок
Процесс стилизации Технический рисунок