СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по сказкам М.Е. Салтыкова -Щедрина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть  использована на заключительном уроке по творчеству Салтыкова -Щедрина. Урок - викторина по сказкам писателя

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по сказкам М.Е. Салтыкова -Щедрина»

М.Е. Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин

А.С.Пушкин  1 3 4 2 2 1 3 М.Ю.Лермонтов 1 2 3 Н.В.Гоголь

А.С.Пушкин

1

3

4

2

2

1

3

М.Ю.Лермонтов

1

2

3

Н.В.Гоголь

А. На Украине Б. В Белоруссии В. В России

А. На Украине

Б. В Белоруссии

В. В России

А. Обитель Б. Гнездо В. Родина - мать

А. Обитель

Б. Гнездо

В. Родина - мать

А. Янкель Б. Андрий В. Остап Г. Богдан

А. Янкель

Б. Андрий

В. Остап

Г. Богдан

1) смерть в бою  2) казнь в плену  3) гибель от предателя 4) смерть от своего коня

1) смерть в бою 2) казнь в плену 3) гибель от предателя

4) смерть от своего коня

1) старуха-ведунья  2) чернокнижник  3) звездочёт        4) волхв

1) старуха-ведунья 2) чернокнижник 3) звездочёт    

  4) волхв

1. «Медный всадник» 2. «Борис Годунов» 3. «Метель»

1. «Медный всадник»

2. «Борис Годунов»

3. «Метель»

1. Подруга  дней  моих... 3. Буря мглою…   2. Мороз и солнце…

1. Подруга

дней

моих...

3. Буря мглою…

2. Мороз и солнце…

1) Песня про царя Ивана Всеволодовича, молодого опричника и удалого купца Калашникова 2) Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого боярина Калашникова   3) Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • 1) Песня про царя Ивана Всеволодовича,
  • молодого опричника и удалого
  • купца Калашникова
  • 2) Песня про царя Ивана Васильевича,
  • молодого опричника и удалого
  • боярина Калашникова

3) Песня про царя Ивана

Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова

1. Поэт умер от чахотки 2. Поэт умер на Кавказской войне 3. Поэт совершил самоубийство 4. Поэт убит на дуэли

1. Поэт умер от чахотки

2. Поэт умер на Кавказской войне

3. Поэт совершил самоубийство

4. Поэт убит на дуэли

1. Белеет парус…  2. Ночевала тучка …

1. Белеет парус…

2. Ночевала тучка

Сказка … - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Сказка

  • … - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
(урок- викторина)

(урок- викторина)

- повторить биографию писателя; - оценить степень освоения сказок Салтыкова – Щедрина; - обсудить особенности жанра сатирической сказки; - обсудить художественные особенности и проблематику сказок; - выяснить основные темы сатирических сказок.
  • - повторить биографию писателя;
  • - оценить степень освоения сказок Салтыкова – Щедрина;
  • - обсудить особенности жанра сатирической сказки;
  • - обсудить художественные особенности и проблематику сказок;
  • - выяснить основные темы сатирических сказок.

Интересные факты из жизни писателя

Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

      Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.),   и лишь три сказки были созданы в 1869

  • Из биографии Михаила Салтыкова-Щедрина ясно, что он был очень одарённым человеком. В возрасте всего 10 лет он поступил в Московский институт, а ещё через два года его, как особо талантливого ученика, перевели в престижнейший Царскосельский лицей.
  • На протяжении всей жизни Михаил Салтыков-Щедрин ненавидел крепостное право. Это его мнение легко прослеживается в самых разных его произведениях, причём почти во всех.
  • Литературная карьера Михаила Евграфовича началась в журнале “Отечественные записки”, которым он стал владеть после смерти его прежнего владельца, поэта   Некрасова
  • Известно, что Михаил Евграфович свободно владел французским языком. Он даже делал художественные переводы с французского на русский, причём как в прозе, так и в стихотворной форме.

Он никогда не подписывался, как “Салтыков-Щедрин”, эту двойную фамилию стали использовать лишь в XX веке. Настоящей фамилией писателя была “Салтыков”, но все свои произведения он подписывал, как “Николай Щедрин”

.

Прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Авторская сказка   Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору. Басня Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Повесть

Прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Авторская сказка

Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Басня

Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Повесть

Сатира - вид комического, используемый в произведениях для критики общественных и человеческих проблем. Фантастика – это то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Эзопов язык – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора, который прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приемам, басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам Гротеск  – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Гипербола – намеренное преувеличение . Антитеза - противопоставление понятий и образов с целью создания резкого контраста. То есть, резко противопоставляются противоположные вещи.

Сатира - вид комического, используемый в произведениях для критики общественных и человеческих проблем.

Фантастикаэто то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.

Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.

Эзопов язык – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора, который прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приемам, басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам

Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и

реального.

Гиперболанамеренное преувеличение .

Антитеза - противопоставление понятий и образов с целью создания резкого контраста. То есть, резко противопоставляются противоположные вещи.

«Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку … к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать». Ирония «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил». Гротеск     « И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.» Гипербола
  • «Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку … к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Ирония

«…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил».

Гротеск

  « И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.»

Гипербола

Продолжите фразу:  «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке я познакомился…» «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я закрепил…» «Сегодня на уроке меня удивило…»
  • Продолжите фразу:

  • «Сегодня на уроке я узнал…»
  • «Сегодня на уроке я научился…»
  • «Сегодня на уроке я познакомился…»
  • «Сегодня на уроке я повторил…»
  • «Сегодня на уроке я закрепил…»
  • «Сегодня на уроке меня удивило…»

Написать мини–сочинение «Нужны ли сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина современному читателю»?

Написать мини–сочинение «Нужны ли сказки

М.Е. Салтыкова-Щедрина современному читателю»?