М.Е. Салтыков-Щедрин
А.С.Пушкин
1
3
4
2
2
1
3
М.Ю.Лермонтов
1
2
3
Н.В.Гоголь
А. На Украине
Б. В Белоруссии
В. В России
А. Обитель
Б. Гнездо
В. Родина - мать
А. Янкель
Б. Андрий
В. Остап
Г. Богдан
1) смерть в бою 2) казнь в плену 3) гибель от предателя
4) смерть от своего коня
1) старуха-ведунья 2) чернокнижник 3) звездочёт
4) волхв
1. «Медный всадник»
2. «Борис Годунов»
3. «Метель»
1. Подруга
дней
моих...
3. Буря мглою…
2. Мороз и солнце…
- 1) Песня про царя Ивана Всеволодовича,
- молодого опричника и удалого
- купца Калашникова
- 2) Песня про царя Ивана Васильевича,
- молодого опричника и удалого
- боярина Калашникова
3) Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова
1. Поэт умер от чахотки
2. Поэт умер на Кавказской войне
3. Поэт совершил самоубийство
4. Поэт убит на дуэли
1. Белеет парус…
2. Ночевала тучка …
Сказка
- … - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
(урок- викторина)
- - повторить биографию писателя;
- - оценить степень освоения сказок Салтыкова – Щедрина;
- - обсудить особенности жанра сатирической сказки;
- - обсудить художественные особенности и проблематику сказок;
- - выяснить основные темы сатирических сказок.
Интересные факты из жизни писателя
Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.
Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869
- Из биографии Михаила Салтыкова-Щедрина ясно, что он был очень одарённым человеком. В возрасте всего 10 лет он поступил в Московский институт, а ещё через два года его, как особо талантливого ученика, перевели в престижнейший Царскосельский лицей.
- На протяжении всей жизни Михаил Салтыков-Щедрин ненавидел крепостное право. Это его мнение легко прослеживается в самых разных его произведениях, причём почти во всех.
- Литературная карьера Михаила Евграфовича началась в журнале “Отечественные записки”, которым он стал владеть после смерти его прежнего владельца, поэта Некрасова
- Известно, что Михаил Евграфович свободно владел французским языком. Он даже делал художественные переводы с французского на русский, причём как в прозе, так и в стихотворной форме.
Он никогда не подписывался, как “Салтыков-Щедрин”, эту двойную фамилию стали использовать лишь в XX веке. Настоящей фамилией писателя была “Салтыков”, но все свои произведения он подписывал, как “Николай Щедрин”
.
Прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Авторская сказка
Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.
Басня
Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.
Повесть
Сатира - вид комического, используемый в произведениях для критики общественных и человеческих проблем.
Фантастика – это то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.
Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Эзопов язык – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора, который прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приемам, басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам
Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и
реального.
Гипербола – намеренное преувеличение .
Антитеза - противопоставление понятий и образов с целью создания резкого контраста. То есть, резко противопоставляются противоположные вещи.
- «Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку … к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Ирония
«…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил».
Гротеск
« И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.»
Гипербола
- «Сегодня на уроке я узнал…»
- «Сегодня на уроке я научился…»
- «Сегодня на уроке я познакомился…»
- «Сегодня на уроке я повторил…»
- «Сегодня на уроке я закрепил…»
- «Сегодня на уроке меня удивило…»
Написать мини–сочинение «Нужны ли сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина современному читателю»?