СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Словообразование наречий".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены задания по материалам журнала "Русский язык".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Словообразование наречий".»

Словообразование наречий

Словообразование наречий

I. Сообщение темы, цели урока. 1. Индивидуальное задание, анализ предложения. Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия. Образец:  артистично – артистичный. Певуче – (певучий); искусно – (искусный); щемяще – (щемящий); искусственно – (искусственный); вызывающе – (вызывающий).
  • I. Сообщение темы, цели урока.
  • 1. Индивидуальное задание, анализ предложения.
  • Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.
  • Образец:  артистично – артистичный.
  • Певуче – (певучий);
  • искусно – (искусный);
  • щемяще – (щемящий);
  • искусственно – (искусственный);
  • вызывающе – (вызывающий).
2. Лингвистическая разминка. Задание.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1. 1) с двадцатью пятью рублями; 2) нет претензий; 3) хуже всего; 4) не ложите сюда тетради. Ответ: 4) не ложите сюда тетради.
  • 2. Лингвистическая разминка.
  • Задание.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
  • 1.
  • 1) с двадцатью пятью рублями;
  • 2) нет претензий;
  • 3) хуже всего;
  • 4) не ложите сюда тетради.
  • Ответ: 4) не ложите сюда тетради.
2. 1) в обеих сумках; 2) беги; 3) положь; 4) красивее. Ответ:  3) положь. 3. 1) в пятистах шагах; 2) пять килограммов; 3) более красивее; 4) лягте на коврик. Ответ: 3) более красивее.
  • 2.
  • 1) в обеих сумках;
  • 2) беги;
  • 3) положь;
  • 4) красивее.
  • Ответ: 3) положь.
  • 3.
  • 1) в пятистах шагах;
  • 2) пять килограммов;
  • 3) более красивее;
  • 4) лягте на коврик.
  • Ответ: 3) более красивее.

II. Объяснение нового материала. Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие: 1) суффиксальный:   быстрый – быстро, творческий – творчески; 2) приставочно-суффиксальный :  сухой – досуха, изнанка – наизнанку; 3) приставочный :  хорошо – нехорошо, куда – никуда; 4) сложение разных видов: сложение слов :   еле, еле – еле-еле; сложение с первым элементом  полу- : полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса :  мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
  • II. Объяснение нового материала.
  • Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:
  • 1) суффиксальный:   быстрый – быстро, творческий – творчески;
  • 2) приставочно-суффиксальныйсухой – досуха, изнанка – наизнанку;
  • 3) приставочныйхорошо – нехорошо, куда – никуда;
  • 4) сложение разных видов:
  • сложение слов :   еле, еле – еле-еле;
  • сложение с первым элементом  полу- : полулежа;
  • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффиксамимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Закрепление нового материала   Задание. Определите способ образования наречий: 1)  четырежды-  (суффиксальный); 2)  засветло  - (приставочно-суффиксальный); 3)  назавтра  – (приставочный); 4)  давным-давно  – (сложение слов).

Закрепление нового материала

  • Задание. Определите способ образования наречий:
  • 1)  четырежды-
  • (суффиксальный);
  • 2)  засветло  -
  • (приставочно-суффиксальный);
  • 3)  назавтра  –
  • (приставочный);
  • 4)  давным-давно  –
  • (сложение слов).
III. Тренировочные упражнения •  Способ образования наречий. Задание 1.   Определите способ образования данных наречий: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный);

III. Тренировочные упражнения

  • •  Способ образования наречий.
  • Задание 1.   Определите способ образования данных наречий:
  • вдали –
  • (приставочно-суффиксальный);
  • медленно –
  • (суффиксальный);
  • мягко –
  • (суффиксальный);
  • быстро-быстро –
  • (сложение слов);
  • тише –
  • (суффиксальный);
Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка). Искренне, осуждающе,  когда-либо Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса Вкось, замуж, вплавь Наречия, образованные путем сложения По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна Наречия, образованные с помощью суффиксов Полушутя, полулежа Наречия, образованные с помощью приставок

Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).

Искренне, осуждающе, когда-либо

Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса

Вкось, замуж, вплавь

Наречия, образованные путем сложения

По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна

Наречия, образованные с помощью суффиксов

Полушутя, полулежа

Наречия, образованные с помощью приставок

Наречие как часть речи Задание. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения. А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери. Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур. (М.Горький).

Наречие как часть речи

  • Задание. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения.
  • А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.
  • Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.
  • (М.Горький).
Приставочный способ словообразования.    Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом. Образец записи:  не + мало – немало. Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Приставочный способ словообразования.

  • Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
  • Образец записи:  не + мало – немало.
  • Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
  Домашнее задание Задание 4. Спишите,вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте синтаксический разбор 4 предложения.  Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное. Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

  Домашнее задание

  • Задание 4. Спишите,вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте синтаксический разбор 4 предложения. 
  • Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
  • Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.
  • Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс