Словообразование наречий
- I. Сообщение темы, цели урока.
- 1. Индивидуальное задание, анализ предложения.
- Задание. От чего образованы наречия? Напишите слова, от которых образованы данные наречия.
- Образец: артистично – артистичный.
- Певуче – (певучий);
- искусно – (искусный);
- щемяще – (щемящий);
- искусственно – (искусственный);
- вызывающе – (вызывающий).
- 2. Лингвистическая разминка.
- Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- 1.
- 1) с двадцатью пятью рублями;
- 2) нет претензий;
- 3) хуже всего;
- 4) не ложите сюда тетради.
- Ответ: 4) не ложите сюда тетради.
- 2.
- 1) в обеих сумках;
- 2) беги;
- 3) положь;
- 4) красивее.
- Ответ: 3) положь.
- 3.
- 1) в пятистах шагах;
- 2) пять килограммов;
- 3) более красивее;
- 4) лягте на коврик.
- Ответ: 3) более красивее.
- II. Объяснение нового материала.
- Наиболее распространенными способами образования наречий являются следующие:
- 1) суффиксальный: быстрый – быстро, творческий – творчески;
- 2) приставочно-суффиксальный : сухой – досуха, изнанка – наизнанку;
- 3) приставочный : хорошо – нехорошо, куда – никуда;
- 4) сложение разных видов:
- сложение слов : еле, еле – еле-еле;
- сложение с первым элементом полу- : полулежа;
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса : мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Закрепление нового материала
- Задание. Определите способ образования наречий:
- 1) четырежды-
- (суффиксальный);
- 2) засветло -
- (приставочно-суффиксальный);
- 3) назавтра –
- (приставочный);
- 4) давным-давно –
- (сложение слов).
III. Тренировочные упражнения
- • Способ образования наречий.
- Задание 1. Определите способ образования данных наречий:
- вдали –
- (приставочно-суффиксальный);
- медленно –
- (суффиксальный);
- мягко –
- (суффиксальный);
- быстро-быстро –
- (сложение слов);
- тише –
- (суффиксальный);
Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе, когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса
Вкось, замуж, вплавь
Наречия, образованные путем сложения
По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна
Наречия, образованные с помощью суффиксов
Полушутя, полулежа
Наречия, образованные с помощью приставок
Наречие как часть речи
- Задание. Перепишите текст, поставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните наречия как члены предложения.
- А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше и в глубине ее между черными стволами безумно заметались запрыгали красные мохнатые звери.
- Бесконечно разнообразно струились фигуры огня между черными стволами и была неутомима пляска этих фигур.
- (М.Горький).
Приставочный способ словообразования.
- Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом.
- Образец записи: не + мало – немало.
- Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
Домашнее задание
- Задание 4. Спишите,вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте синтаксический разбор 4 предложения.
- Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
- Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками.
- Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.