А
катет
гипотенуза
В
С
катет
Давным - давно на белом свете
Та теорема рождена.
Но нет и места на планете,
Где б неизвестною была.
Как символ вечного союза,
Как верной дружбы знак простой,
Связала ты, гипотенуза
Навеки катеты с собой.
А катет говорит гипотенузе:
«Сдружились мы с тобой навеки крепко.
И ссориться не будем мы с тобою никогда
Сковал нас Пифагор давно и цепко».
Пифагор родился в Ионике на острове Самос в Эгейском море около 580 г. до н.э. Его отцом был некий Мнесарх (золотых дел мастер), человек благородного происхождения и образования. В семье было достаточно средств, чтобы дать хорошее воспитание и образование сыну.
Своё образование он продолжил в г. Милеет в милеетской школе Фалеса, где познакомился со знаменитым мудрецом. Там Пифагор изучал астрономию и математику, астрологию и медицину.
Как лучшему ученику Фалес порекомендовал ему поехать в Египет.
Первым учителем Пифагора был Гермадомас. Он прививал своему ученику знание основ музыки, живописи, поэзии, любви к природе и её тайнам.
22 года Пифагор набирался
мудрости в Египте. Там, благодаря покровительству
фараона Амазиса, Пифагору удаётся проникнуть
в святая святых – в египетские храмы,
куда чужестранцы не допускались.
Для этого он должен был принять сан жреца.
В Вавилон он попал не по своей воле. Во время завоевательных походов на Египет войска полководца Камбиза взяли Пифагора в плен и продали в рабство. Он более 10 лет жил в Вавилоне, изучая древнюю культуру и достижения науки разных стран.
Уже в возрасте 60 лет переезжает жить в Италию и решает остаться в греческой колонии –
г. Кротон.
Здесь Пифагор создаёт собственную философскую школу, школа имела закрытый характер в виде тайного сообщества, куда первоначально принимали только мужчин после долгих испытаний.
В школе изучались различные предметы: астрономия и музыка, математика и поэзия, философия и классическая борьба.
Основная идея философии Пифагора –
«Всё есть число».
Пифагорейцы считали: всё в мире - и природа, и музыка подчиняются математическим законам и может быть выражено через отношение чисел.
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА»
Вот некоторые из них:
- Делай лишь то, что впоследствии не омрачит тебя и не заставит раскаиваться;
- Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что нужно знать;
- Не пренебрегай здоровьем своего тела;
- Научись жить просто и без роскоши;
- Либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания;
- Не закрывай глаза, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за день
Ф.А. Бронников (1827 – 1902)
« Гимн пифагорейцев восходящему солнцу»
Излюбленной геометрической фигурой пифагорейцев была пентаграмма или пифагорейская звезда.
При встрече они рисовали её на песке, тем самым приветствуя друг друга.
Пентаграмма служила им паролем и была символом здоровья и счастья.
Пифагор был четыре раза подряд олимпийским чемпионом.
В пятисотых годах до нашей эры Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.
После смерти его ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, так, что правду о Пифагоре установить невозможно.
В области математики Пифагору приписывается систематическое введение доказательств в геометрию, введение понятия точки и прямой, как геометрических фигур, создание учения о подобии,
доказательство теоремы, носящей его имя.
С именем Пифагора связывают также учение о чётных и нечётных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних.
На старинной гравюре – римский воин и Архимед за чертежами – изображёно одно из геометрических доказательств теоремы Пифагора.
Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда «ослиный мост» или «бегство убогих», так как некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьёзной математической подготовки, бежали от геометрии.
Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами», не были в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непроходимого моста.
Пифагоровы штаны во все стороны равны
Шаржи
Теорема Пифагора издавна широко применялась в разных областях науки, техники и практической жизни.
Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву быка или, как рассказывают другие, 100 быков, послужило поводом для юмора в рассказах и стихах.
Однако, это противоречит сведениям о моральных религиозных воззрениях Пифагора. Он запрещал убивать животных, а тем более ими кормиться.
В связи с этим можно считать более правдоподобным, что он принёс в жертву быка, сделанного из теста.
Пребудет вечной истина, как скоро
Её познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далёкий век.
Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За света луч, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор,
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, её почуя, вслед.
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза, дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор.
Однако в настоящее время установлено, что эта важнейшая теорема встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора.
Верёвочным треугольником со сторонами 3, 4 и 5 единиц пользовались ещё в Древнем Египте для построения прямых углов на местности.
Поэтому треугольник со сторонами 3, 4 и 5 называют ещё иногда египетским.
Египетский треугольник
3 + 4 + 5 = 12
3 2 + 4 2 = 5 2
Доказательства теоремы Пифагора:
Евклид в «Началах»
Чертёж к теореме Пифагора в средневековой арабской рукописи
Багдадский математик и астроном Х в. Ан-Найризий
с 2 = a 2 + b 2
- В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
- Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.
А
Если дан нам треугольник
И при том с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней найдем-
И таким простым путем
К результату мы придем.
АС ² + ВС ²= АВ ²
С
В
Составьте по рисункам, используя теорему Пифагора, если это возможно, верные равенства:
х
3
5
Составьте по рисункам, используя теорему Пифагора, если это возможно, верные равенства:
а
b
с
Задача
Р е ш е н и е :
- АВС прямоугольный с гипотенузой АВ,
по теореме Пифагора:
АВ 2 = АС 2 + ВС 2 ,
АВ 2 = 8 2 + 6 2 , АВ 2 = 64 + 36, АВ 2 = 100,
АВ = 10 .
Задача
Р е ш е н и е:
- DCE прямоугольный с гипотенузой DE ,
по теореме Пифагора:
DE 2 = D С 2 + CE 2
DC 2 = DE 2 CE 2
DC 2 = 5 2 3 2
DC 2 = 25 9
DC 2 = 16
DC = 4.
Задача
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.
Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Задача индийского математика XII века Бхаскары
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
Задача из китайской «Математики в девяти книгах»
Имеется водоем со стороной в
1 чжан = 10 чи.
В центре его растет камыш, который выступает над водой
на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?
Задача из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого
Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.
Спасибо за урок