СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку «Путешествие в страну русского языка» для учащихся 5 классов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: стимулировать интерес к изучению русского языка;- создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

- воспитывать уважение к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Путешествие в страну русского языка» для учащихся 5 классов.»

Путешествие в страну русского языка

Путешествие в страну

русского языка

В. Солоухина «Слово о словах» Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не  взвесишь, Не отправляй его в полёт. Им можно радости прибавить И радость людям отравить, Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.

В. Солоухина «Слово о словах»

  • Когда ты хочешь молвить слово,
  • Мой друг, подумай, не спеши.
  • Оно бывает то сурово,
  • То рождено теплом души.
  • Оно то жаворонком вьётся,
  • То медью траурной поёт.
  • Покуда слово сам не  взвесишь,
  • Не отправляй его в полёт.
  • Им можно радости прибавить
  • И радость людям отравить,
  • Им можно лёд зимой расплавить
  • И камень в крошку раздолбить.
  • Оно одарит иль ограбит,
  • Пусть ненароком, пусть шутя.
  • Подумай, как бы им не ранить
  • Того, кто слушает тебя.
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ, НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК! ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ, НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
  • ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
  • НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
  • ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
  • НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
Пролог 1 конкурс «Конкурс красноречия»

Пролог

  • 1 конкурс «Конкурс красноречия»
Лексика Фразеология Пословицы Словари Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

Лексика

  • Фразеология
  • Пословицы
  • Словари
  • Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
Пословицы Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему – то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится – Ведь с ней и горе -  не беда. И наша речь красна пословицей!

Пословицы

  • Пословицы недаром молвятся,
  • Без них прожить никак нельзя!
  • Они великие помощницы
  • И в жизни верные друзья.
  • Порой они нас наставляют,
  • Советы мудрые дают,
  • Порой чему – то поучают
  • И от беды нас берегут.
  • Пословица вовек не сломится –
  • Ведь с ней и горе -  не беда.
  • И наша речь красна пословицей!
Словари Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать , словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)

Словари

  • Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать , словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)
Этимология Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Этимология

  • Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Морфемика Морфемика – это  раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.

Морфемика

Морфемика – это  раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.

Конкурс «Отгадай слово» ?

Конкурс «Отгадай слово»

?

Морфология Часть речи Имена Тёмная комната Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Морфология

  • Часть речи
  • Имена
  • Тёмная комната
  • Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Конкурс «Часть речи»

Конкурс «Часть речи»

Конкурс «Часть речи» ЛЕТО.   Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.    (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).

Конкурс «Часть речи»

  • ЛЕТО.
  •   Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. 
  •   (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).
Конкурс «Имена» -нн- -лл- -мм-

Конкурс «Имена»

-нн- -лл- -мм-

Конкурс «Имена» ЖЕНСКИЕ Алла Анна Бела Жанна Изабелла Инна Марианна Нонна Нелли Римма Стелла Сусанна Эмма  Элла Эмма  Элла Эмма  Элла Эмма  Элла Эмма  Элла Эмма  Элла Эмма  Элла Эмма  Элла Эмма  Элла МУЖСКИЕ Кирилл Аполлон Иннокентий Иоанн (устар. от  Иван) Геннадий Аполлинарий

Конкурс «Имена»

  • ЖЕНСКИЕ
  • Алла
  • Анна
  • Бела
  • Жанна
  • Изабелла
  • Инна
  • Марианна
  • Нонна
  • Нелли
  • Римма
  • Стелла
  • Сусанна
  • Эмма Элла
  • Эмма Элла
  • Эмма Элла
  • Эмма Элла
  • Эмма Элла
  • Эмма Элла
  • Эмма Элла
  • Эмма Элла
  • Эмма
  • Элла
  • МУЖСКИЕ
  • Кирилл
  • Аполлон
  • Иннокентий
  • Иоанн (устар. от  Иван)
  • Геннадий
  • Аполлинарий
Конкурс «Тёмная комната» Пар - - -; Пар - - -; Пар - - -; Пар - - -; Пар - - -.

Конкурс «Тёмная комната»

  • Пар - - -;
  • Пар - - -;
  • Пар - - -;
  • Пар - - -;
  • Пар - - -.
Конкурс «Тёмная комната» Пар ник; Пар тер ; Пар оль ; Пар тия ; Пар ень ; Пар кет .

Конкурс «Тёмная комната»

  • Пар ник;
  • Пар тер ;
  • Пар оль ;
  • Пар тия ;
  • Пар ень ;
  • Пар кет .
Фонетика Фонетика – раздел науки о языке , изучающий звуковой состав речи.

Фонетика

  • Фонетика – раздел науки о языке , изучающий звуковой состав речи.
ЗВУКОВ БУКВ    пень БУКВ  = ЗВУКАМ   юла   уголь её   семья   мост линия шитье соловьи подъезд " width="640"

БУКВ   ЗВУКОВ

БУКВ 

  пень

БУКВ  = ЗВУКАМ

  юла

  уголь

её

  семья

  мост

линия

шитье

соловьи

подъезд

Орфография Орфография –раздел науки о языке , изучающий звуковой состав речи.

Орфография

  • Орфография –раздел науки о языке , изучающий звуковой состав речи.
Задание зрителям Вставьте пропущенные буквы: Ц…плёнок в ц…рке выступал, Играл он на ц…мбалах, На мотоц…кле раз…езжал, И ц…фр он знал немало. Он из ц…линдра доставал М…рковь и огурц… . И только одного не знал, Где и, а где же ы.

Задание зрителям

Вставьте пропущенные буквы:

  • Ц…плёнок в ц…рке выступал,
  • Играл он на ц…мбалах,
  • На мотоц…кле раз…езжал,
  • И ц…фр он знал немало.
  • Он из ц…линдра доставал
  • М…рковь и огурц… .
  • И только одного не знал,
  • Где и, а где же ы.

Заключительная часть игры. Эпилог .Викторина .

  • 1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.   
  • 2.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?    
  • 3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?    
  • 4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?     
  • 5.Ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?   
  • 6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен . Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?    
  • 7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это?    
  • 8.  Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?   
  • 9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое?     
Вопросы зрителям 1.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?     2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?     3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?   

Вопросы зрителям

  • 1.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?    
  • 2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?    
  • 3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?   
4. Именно про неё замечательная русская поэтесса А. А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него: В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем её в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, не  мотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже… Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое?    5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?  6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?  
  • 4. Именно про неё замечательная русская поэтесса А. А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него:
  • В заветных ладанках не носим на груди,
  • О ней стихи навзрыд не сочиняем,
  • Наш горький сон она не бередит,
  • Не кажется обетованным раем.
  • Не делаем её в душе своей
  • Предметом купли и продажи,
  • Хворая, бедствуя, не  мотствуя на ней,
  • О ней не вспоминаем даже…
  • Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое?   
  • 5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?
  • 6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?  
7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент?     8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое?    9. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это?  
  • 7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент?    
  • 8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое?   
  • 9. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это?  
Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный,   То нежно – певучий. В нём есть и усмешка, И меткость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки – Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

  То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!