Урок русского языка в 4 классе на тему: «Морфологический разбор имени существительного»
Учитель Шабаловская И.А.
I. Чистописание.
Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо.
(Древняя Индия .)
Тема урока:
Морфологический разбор имени существительного.
Цель:
систематизировать и обобщить теоретические знания об имени существительном; закрепить порядок морфологического разбора имени существительного;
Задачи:
формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;
II. Работа по изучаемому материалу.
– С каким новым разбором познакомились мы на прошлом уроке?
– Назовите порядок морфологического разбора.
– Зачем при проведении морфологического разбора необходимо указывать неопределенную форму?
– Сможем ли мы определить род и склонение, если слово стоит в косвенном падеже или во множественном числе?
Выполнить морфологический разбор имени существительного – это значит сделать разбор имени существительного как части речи или по порядку указать признаки имени существительного.
Устный разбор
Письменный разбор
Предмет
Предметность
Кто? Что?
1. Грамматическое
значение
Собственное
Нарицательное
Одушевленное
Неодушевленное
Род
Склонение
Постоянные
Имя
существительное
2. Морфологические
признаки
Падеж
Число
Непостоянные
Подлежащее
Дополнение
Обстоятельство
Сказуемое
Определение
3. Синтаксическая
роль
– Найдите и назовите четыре признака, которые объединяют слова каждой группы.
Озеро, ручей, пруд, океан, море (нариц., 2-е скл., водоемы, ед.ч.).
Надя, мама, дочь, сестра, внучка.
Звездами, березами, тропами, ночами, аллеями.
Упражнение 1, с. 27 – подберите и запишите эти слова, определите род и склонение.
( Небо – ср. р., 2-е скл.; сердце – ср. р., 2-е скл.; земля – ж. р., 1-е скл.; якорь – м. р., километр – м. р., 2-е скл.; 2-е скл.; тишь – ж. р., 3-е скл.; страна – ж. р., 1-е скл.).
Ребята, берегите зрение!
Закрепление изученного материала .
Упражнение 4, с. 28. ( Вёсла – …, восток ) …
Я беру вёсла и иду к реке
- (беру) вёсла – сущ.
- Нач. ф – весло
- Пост. призн.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.
- Непост. призн.: мн. ч., В.п.
- Беру (что?) вёсла
Восток розовеет
1.Восток – сущ.
2. Нач.ф. – восток.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., м.р.,2 скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., И. п.
5. Восток (что?)
– Какой навык мы отрабатывали в течение всего урока?
Домашнее задание.
Домашнее задание: упр. 4, с. 28 (уходам, ив) .