Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"»
Синтаксис и пунктуация
Орфографическая работа.
- С…змала, сверх….зысканный, об…явить, об…ект, ин…екция, под…ехали, пред…утренний, пр…ходить, пр…дедушка, п…водок, ни…ходить, ра…дать, во…вращение, и…мученный, бе…помощный, …жатый, …дешний, не видно ни …ги, …десь, бес/сследный, …дравница, под…грать, сверх…нтересный, меж…здательский, пр…школьный, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…ображать, пр…следовать, пр…забавный, пр…градить, пр…следовать, пр…мудрый, вз…мать, за…грать, пред…юньский, с…грать, без…сходный, небез…нтересный, пр…ломление, пр…бывать в городе, пр…бывать в город
Прочитайте предложения, выполните орфографический анализ
- Через (пол)часа пароход, оставив после себя пе(н/нн)ый след, исчез в море, затянутом сероватой дымкой.
- Пр__жимаясь к самой дороге, вокруг меня зеленел лес, изредк__ уступая место пор__сшим осокой полям.
- Кроме Коли, (н__)кто на встречу (не)явился.
Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово
2. Только пятки засверкали.
3. Проще пареной моркови.
4. Медведь на ухо наступил.
5. Жить на большую ногу.
6. Вот где собака зарыта.
7. Воду толочь в ступе.
8. Как акула в воде.
9. Считать голубей.
10. Мозолить глаза .
Составьте словосочетания в соответствии со схемами, используя данные слова как зависимые
- «прил.+сущ.»: размеренный, стремительный, дневной, надменный, отчаянный, предрассветный;
- «сущ.+сущ.»: грозы, молний, грома, в лесу, за околицей;
- «прил.+сущ.»: от смущения, в поступках, от гнева, от природы, до приторности, духом.
Найдите неверно составленные словосочетания
- Вера в победу, уверенность в победе, уверенность в победу.
- Войти в дверь, взойти в дверь, взойти на лестницу.
- Оплатить штраф, стоять на учёте, состоять на учёте.
- Горделивая осанка, гордая осанка, гордое чувство.
- Значимые части слова, значимые произведения, значительные произведения
Определите, к какой части речи относятся данные слова, составьте словосочетания с ними как с разными частями речи
- Рублю, три, стекло, пила, печь, гладь
Выпишите все словосочетания из предложений
- 1. Недвижно, вдохновенно стояли леса, полные мрака, и кидали огромную тень от себя.
- 2. Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в колючий холод.
Замените повествовательные предложения побудительными и запишите их.
- 1. Ребята бережно относятся к книгам. 2. Учащиеся активно готовятся к соревнованиям. 3. Школьники принимают участие в озеленении города. 4. Юный читатель внимателен к слову. 5. Дети Земли борются за мир.
Расставьте знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами
- 1 . И гам лесной и шум нагорный всё вторит весело громам.
- 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска.
- 3. И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным.
- 4. И вдруг всё ожило и леса и пруды и степи.
- 5. Холмы перелески всё в тающей дымке
Проверьте себя
- 1. И гам лесной, и шум нагорный – всё вторит весело громам.
- 2. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска.
- 3. И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным.
- 4. И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи.
- 5. Холмы, перелески – всё в тающей дымке.
Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а затем сложные предложения
- 1. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят.
- 2. Ещё светло перед окном, в разрывы облак солнце блещет и воробей своим крылом в песке, купаяся, трепещет.
- 3. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут.
- 4. Мне мать и сёстры песни пели о незабвенной стороне.
- 5. Носились тучи, дождь шумел и молнии ещё сверкали и гром вдали ещё гремел и ветры в дебрях бушевали
Укажите предложение, которое содержит распространённое обособленное определение. Знаки препинания не расставлены.
1. Ему казалось он вмёрз в медленно плывущий айсберг. (С. Осипов)
2. Мальчик был из дальнего двора незнакомый и никого из взрослых не было в доме чтобы помочь ему. (А. Фадеев)
3. Сосновый бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера до того воевавшего на знойном степном пыльном юге. (В. Быков)
4. Оркестр начал быстрый плывущий мотив. (А. Грин)
Обратите внимание! Трудные случаи обособления определений
- Утомленный работой, он едва добрел до дома.
Рассвет сопровождается дождем. Мелкий, холодный, он иголками колет лицо.
- Определения ВСЕГДА (независимо от расположения определяемого слова) обособляются, если относятся к личному местоимению.
Обратите внимание! Трудные случаи обособления определений
- Отягощенные плодами, ветви ломались.
Удивленный некорректностью собеседника, юноша замолчал.
- Независимо от расположения определяемого слова обособляются определения с обстоятельственным значением (причины ПОЧЕМУ?, уступки НЕСМОТРЯ НА ЧТО?)