СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"»

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация

Орфографическая работа. С…змала, сверх….зысканный, об…явить, об…ект, ин…екция, под…ехали, пред…утренний, пр…ходить, пр…дедушка, п…водок, ни…ходить, ра…дать, во…вращение, и…мученный, бе…помощный, …жатый, …дешний, не видно ни …ги, …десь, бес/сследный, …дравница, под…грать, сверх…нтересный, меж…здательский, пр…школьный, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…ображать, пр…следовать, пр…забавный, пр…градить, пр…следовать, пр…мудрый, вз…мать, за…грать, пред…юньский, с…грать, без…сходный, небез…нтересный, пр…ломление, пр…бывать в городе, пр…бывать в город

Орфографическая работа.

  • С…змала, сверх….зысканный, об…явить, об…ект, ин…екция, под…ехали, пред…утренний, пр…ходить, пр…дедушка, п…водок, ни…ходить, ра…дать, во…вращение, и…мученный, бе…помощный, …жатый, …дешний, не видно ни …ги, …десь, бес/сследный, …дравница, под…грать, сверх…нтересный, меж…здательский, пр…школьный, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…ображать, пр…следовать, пр…забавный, пр…градить, пр…следовать, пр…мудрый, вз…мать, за…грать, пред…юньский, с…грать, без…сходный, небез…нтересный, пр…ломление, пр…бывать в городе, пр…бывать в город
Прочитайте предложения, выполните орфографический анализ Через (пол)часа пароход, оставив после себя пе(н/нн)ый след, исчез в море, затянутом сероватой дымкой. Пр__жимаясь к самой дороге, вокруг меня зеленел лес, изредк__ уступая место пор__сшим осокой полям. Кроме Коли, (н__)кто на встречу (не)явился.

Прочитайте предложения, выполните орфографический анализ

  • Через (пол)часа пароход, оставив после себя пе(н/нн)ый след, исчез в море, затянутом сероватой дымкой.
  • Пр__жимаясь к самой дороге, вокруг меня зеленел лес, изредк__ уступая место пор__сшим осокой полям.
  • Кроме Коли, (н__)кто на встречу (не)явился.
Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово   Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Жить на большую ногу. 6. Вот где собака зарыта. 7. Воду толочь в ступе. 8. Как акула в воде. 9. Считать голубей. 10. Мозолить глаза .

Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово

  • Восьми пядей во лбу.

2. Только пятки засверкали.

3. Проще пареной моркови.

4. Медведь на ухо наступил.

5. Жить на большую ногу.

6. Вот где собака зарыта.

7. Воду толочь в ступе.

8. Как акула в воде.

9. Считать голубей.

10. Мозолить глаза .

Составьте словосочетания в соответствии со схемами, используя данные слова как зависимые «прил.+сущ.»: размеренный, стремительный, дневной, надменный, отчаянный, предрассветный; «сущ.+сущ.»: грозы, молний, грома, в лесу, за околицей; «прил.+сущ.»: от смущения, в поступках, от гнева, от природы, до приторности, духом.

Составьте словосочетания в соответствии со схемами, используя данные слова как зависимые

  • «прил.+сущ.»: размеренный, стремительный, дневной, надменный, отчаянный, предрассветный;
  • «сущ.+сущ.»: грозы, молний, грома, в лесу, за околицей;
  • «прил.+сущ.»: от смущения, в поступках, от гнева, от природы, до приторности, духом.
Найдите неверно составленные словосочетания Вера в победу, уверенность в победе, уверенность в победу. Войти в дверь, взойти в дверь, взойти на лестницу. Оплатить штраф, стоять на учёте, состоять на учёте. Горделивая осанка, гордая осанка, гордое чувство. Значимые части слова, значимые произведения, значительные произведения

Найдите неверно составленные словосочетания

  • Вера в победу, уверенность в победе, уверенность в победу.
  • Войти в дверь, взойти в дверь, взойти на лестницу.
  • Оплатить штраф, стоять на учёте, состоять на учёте.
  • Горделивая осанка, гордая осанка, гордое чувство.
  • Значимые части слова, значимые произведения, значительные произведения
Определите, к какой части речи относятся данные слова, составьте словосочетания с ними как с разными частями речи Рублю, три, стекло, пила, печь, гладь

Определите, к какой части речи относятся данные слова, составьте словосочетания с ними как с разными частями речи

  • Рублю, три, стекло, пила, печь, гладь
Выпишите все словосочетания из предложений 1. Недвижно, вдохновенно стояли леса, полные мрака, и кидали огромную тень от себя. 2. Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в колючий холод.

Выпишите все словосочетания из предложений

  • 1. Недвижно, вдохновенно стояли леса, полные мрака, и кидали огромную тень от себя.
  • 2. Девственные чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в колючий холод.
Замените повествовательные предложения побудительными и запишите их. 1. Ребята бережно относятся к книгам. 2. Учащиеся активно готовятся к соревнованиям. 3. Школьники принимают участие в озеленении города. 4. Юный читатель внимателен к слову. 5. Дети Земли борются за мир.

Замените повествовательные предложения побудительными и запишите их.

  • 1. Ребята бережно относятся к книгам. 2. Учащиеся активно готовятся к соревнованиям. 3. Школьники принимают участие в озеленении города. 4. Юный читатель внимателен к слову. 5. Дети Земли борются за мир.
Расставьте знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами 1 . И гам лесной и шум нагорный всё вторит весело громам. 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. 3. И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. 4. И вдруг всё ожило и леса и пруды и степи. 5. Холмы перелески всё в тающей дымке

Расставьте знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами

  • 1 . И гам лесной и шум нагорный всё вторит весело громам.
  • 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска.
  • 3. И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным.
  • 4. И вдруг всё ожило и леса и пруды и степи.
  • 5. Холмы перелески всё в тающей дымке
Проверьте себя 1. И гам лесной, и шум нагорный – всё вторит весело громам. 2. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. 3. И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. 4. И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. 5. Холмы, перелески – всё в тающей дымке.

Проверьте себя

  • 1. И гам лесной, и шум нагорный – всё вторит весело громам.
  • 2. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска.
  • 3. И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным.
  • 4. И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи.
  • 5. Холмы, перелески – всё в тающей дымке.
Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а затем сложные предложения 1. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят. 2. Ещё светло перед окном, в разрывы облак солнце блещет и воробей своим крылом в песке, купаяся, трепещет. 3. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут. 4. Мне мать и сёстры песни пели о незабвенной стороне. 5. Носились тучи, дождь шумел и молнии ещё сверкали и гром вдали ещё гремел и ветры в дебрях бушевали

Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а затем сложные предложения

  • 1. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят.
  • 2. Ещё светло перед окном, в разрывы облак солнце блещет и воробей своим крылом в песке, купаяся, трепещет.
  • 3. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут.
  • 4. Мне мать и сёстры песни пели о незабвенной стороне.
  • 5. Носились тучи, дождь шумел и молнии ещё сверкали и гром вдали ещё гремел и ветры в дебрях бушевали
Укажите предложение, которое содержит распространённое обособленное определение.  Знаки препинания не расставлены. 1. Ему казалось он вмёрз в медленно плывущий айсберг. (С. Осипов) 2. Мальчик был из дальнего двора незнакомый и никого из взрослых не было в доме чтобы помочь ему. (А. Фадеев) 3. Сосновый бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера до того воевавшего на знойном степном пыльном юге. (В. Быков) 4. Оркестр начал быстрый плывущий мотив. (А. Грин)

Укажите предложение, которое содержит распространённое обособленное определение. Знаки препинания не расставлены.

1. Ему казалось он вмёрз в медленно плывущий айсберг. (С. Осипов)

2. Мальчик был из дальнего двора незнакомый и никого из взрослых не было в доме чтобы помочь ему. (А. Фадеев)

3. Сосновый бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера до того воевавшего на знойном степном пыльном юге. (В. Быков)

4. Оркестр начал быстрый плывущий мотив. (А. Грин)

Обратите внимание!  Трудные случаи обособления определений  Утомленный работой,  он едва добрел до дома.  Рассвет сопровождается дождем. Мелкий, холодный, он иголками колет лицо. Определения ВСЕГДА (независимо от расположения определяемого слова) обособляются, если относятся к личному местоимению.

Обратите внимание! Трудные случаи обособления определений

  • Утомленный работой, он едва добрел до дома.

Рассвет сопровождается дождем. Мелкий, холодный, он иголками колет лицо.

  • Определения ВСЕГДА (независимо от расположения определяемого слова) обособляются, если относятся к личному местоимению.
Обратите внимание!  Трудные случаи обособления определений Отягощенные плодами, ветви ломались.  Удивленный некорректностью собеседника, юноша замолчал. Независимо от расположения определяемого слова обособляются определения с обстоятельственным значением (причины ПОЧЕМУ?, уступки НЕСМОТРЯ НА ЧТО?)

Обратите внимание! Трудные случаи обособления определений

  • Отягощенные плодами, ветви ломались.

Удивленный некорректностью собеседника, юноша замолчал.

  • Независимо от расположения определяемого слова обособляются определения с обстоятельственным значением (причины ПОЧЕМУ?, уступки НЕСМОТРЯ НА ЧТО?)