СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксические связи слов в словосочетаниях".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксические связи слов в словосочетаниях".»

Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Виды словосочетаний именные глагольные наречные уголок леса читать книгу очень хорошо

Виды словосочетаний

  • именные глагольные наречные
  • уголок леса читать книгу очень хорошо
Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм. Раз уж идти, то она возьмет в театр свой класс. Может, от скуки народ и соберется. А как поверить, не был ли Шекспир трепачом? Танины ученики умирали со смеху.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

  • Раз уж идти, то она возьмет в театр свой класс.
  • Может, от скуки народ и соберется.
  • А как поверить, не был ли Шекспир трепачом?
  • Танины ученики умирали со смеху.
Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.   - Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? - Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя. - Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шел туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистой совестью принять в себя животворную тайну. - «Ну, слава богу, еще можно жить на белом свете!» - и уйдешь.

Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

  • - Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло?
  • - Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя.
  • - Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шел туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистой совестью принять в себя животворную тайну.
  • - «Ну, слава богу, еще можно жить на белом свете!» - и уйдешь.
Разделите словосочетания на группы Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбрать подарок, обжигающий жир.

Разделите словосочетания на группы

  • Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбрать подарок, обжигающий жир.
Касательная линия Творящий художник Читать книгу Предложить помощь Обжигающий жир Слегка прикоснуться Выбрать подарок Сидеть прямо Слушать внимательно

Касательная линия

Творящий художник

Читать книгу

Предложить помощь

Обжигающий жир

Слегка прикоснуться

Выбрать подарок

Сидеть прямо

Слушать внимательно

Виды подчинительной связи в словосочетаниях Примыкание Согласование Управление

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Примыкание

Согласование

Управление

Согласование Вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа, падежа, а в единствееном числе и рода.   Главное слово выражено: именем существительным.  Зависимое слово: отвечает на вопрос какой? чей?  Выражено: именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным.

Согласование

Вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа, падежа, а в единствееном числе и рода.

 

Главное слово выражено: именем существительным.

Зависимое слово: отвечает на вопрос какой? чей?

Выражено: именем прилагательным, причастием,

местоимением, числительным.

Управление Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом.  Главное слово выражено: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.  Зависимое: имя существительное, местоимение Отвечает на вопросы: косвенных падежей.

Управление

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом.

Главное слово выражено: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.

Зависимое: имя существительное, местоимение

Отвечает на вопросы: косвенных падежей.

Примыкание Вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу.  Главное слово: глагол,наречие,имя существительное, имя прилагательное.  Зависимое: неизменяемая часть речи-наречие, деепричастие, инфинитив, имя прилагательное в простой сравнительной степени, притяжательные местоимения её, его, их. Отвечает на вопросы: где? куда? как? и др.

Примыкание

Вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу.

Главное слово: глагол,наречие,имя существительное, имя прилагательное.

Зависимое: неизменяемая часть речи-наречие, деепричастие, инфинитив, имя прилагательное в простой сравнительной степени, притяжательные местоимения её, его, их.

Отвечает на вопросы: где? куда? как? и др.

Определите вид связи в словосочетании счастливое время  в предложении: Должно быть, у каждого человека случается счастливое время открытий.

Определите вид связи в словосочетании счастливое время в предложении:

  • Должно быть, у каждого человека случается счастливое время открытий.
Определите вид связи в словосочетании в делах добра в предложении: Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

Определите вид связи в словосочетании в делах добра в предложении:

  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Определите вид связи в словосочетании почувствует сердечно  в предложении: Но пройдет боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи.  

Определите вид связи в словосочетании почувствует сердечно в предложении:

  • Но пройдет боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи.

 

1 группа: Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование. Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! 2 группа: Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки. 3 группа: Из предложения выпишите словосочетание со связью управление. Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
  • 1 группа: Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
  • Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • 2 группа: Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
  • Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.
  • 3 группа: Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.
  • Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.

1 группа: такая мама 2 группа: застенчиво толпятся 3 группа: встрече с лесом, рад встрече
  • 1 группа: такая мама
  • 2 группа: застенчиво толпятся
  • 3 группа: встрече с лесом, рад встрече
Замените словосочетания со связью согласование синонимичными со связью управление.  Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью согласование.   Земляничная поляна Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью примыкание. Клубничное варенье     Вода со льдом Рыбный суп   Листья клена  Мамин платок   День осени Говорил с тревогой Посуда из дерева Лисья нора   Ждал с напряжением   Дар природы Бессонная ночь   Охранял с заботой   Шпага из стали Брызгами моря Деревянная шкатулка   Глядел со смущением   Халат доктора Алгебраическая задача С удивлением обшарил   Отделывает с тщанием   Посмотрел с жалостью  Работал с усердием

Замените словосочетания со связью согласование синонимичными со связью управление.

Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью согласование.

 

Земляничная поляна

Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью примыкание.

Клубничное варенье  

 

Вода со льдом

Рыбный суп  

Листья клена

Мамин платок  

День осени

Говорил с тревогой

Посуда из дерева

Лисья нора  

Ждал с напряжением  

Дар природы

Бессонная ночь  

Охранял с заботой  

Шпага из стали Брызгами моря

Деревянная шкатулка  

Глядел со смущением  

Халат доктора

Алгебраическая задача

С удивлением обшарил  

Отделывает с тщанием  

Посмотрел с жалостью

Работал с усердием

Земляничная поляна – поляна с земляникой   Вода со льдом – ледяная вода  Говорил с тревогой – тревожно говорил Клубничное варенье – варенье из клубники Листья клена – кленовые листья    Рыбный суп – суп из рыбы  Ждал с напряжением – напряженно ждал День осени – осенний день      Мамин платок – платок мамы Охранял с заботой – заботливо охранял Посуда из дерева – деревянная посуда      Глядел со смущением – смущенно глядел Лисья нора – нора лисы   Дар природы – природный дар    Бессонная ночь – ночь без сна С удивлением обшарил – обшарил удивленно Шпага из стали – стальная шпага      Отделывает с тщанием – отделывает тщательно Деревянная шкатулка – шкатулка из дерева   Брызгами моря – морские брызги    Алгебраическая задача – задача по алгебре Посмотрел с жалостью – посмотрел жалостливо Халат доктора – докторский халат    Работал с усердием – усердно работал

Земляничная поляна – поляна с земляникой

 

Вода со льдом – ледяная вода

Говорил с тревогой – тревожно говорил

Клубничное варенье – варенье из клубники

Листья клена – кленовые листья

 

Рыбный суп – суп из рыбы

Ждал с напряжением – напряженно ждал

День осени – осенний день

 

 

Мамин платок – платок мамы

Охранял с заботой – заботливо охранял

Посуда из дерева – деревянная посуда

 

 

Глядел со смущением – смущенно глядел

Лисья нора – нора лисы

 

Дар природы – природный дар

 

Бессонная ночь – ночь без сна

С удивлением обшарил – обшарил удивленно

Шпага из стали – стальная шпага

 

 

Отделывает с тщанием – отделывает тщательно

Деревянная шкатулка – шкатулка из дерева

 

Брызгами моря – морские брызги

 

Алгебраическая задача – задача по алгебре

Посмотрел с жалостью – посмотрел жалостливо

Халат доктора – докторский халат

 

Работал с усердием – усердно работал

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Изучить § 11, выучить виды связи слов в словосочетании и алгоритм их определения. 2. упражнение № 64: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях; составить предложения. 2. упражнение № 64: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях; составить предложения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1. Изучить § 11, выучить виды связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
  • 2. упражнение № 64: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях; составить предложения.
  • 2. упражнение № 64:
  • указать вид подчинительной связи в словосочетаниях;
  • составить предложения.