СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к открытому уроку по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"»

Учиться, а время от времени повторять изученное,  разве это не приятно?  Конфуций

Учиться, а время от времени повторять изученное,

разве это не приятно?

Конфуций

 Имя и эпитет Меня зовут Вера Васильевна. Я вежливая и внимательная. Продолжим?

Имя и эпитет

  • Меня зовут Вера Васильевна. Я вежливая и внимательная.
  • Продолжим?
Самопроверка домашней работы 1 4 2 2 3 3 4 2 5 1Б, 2Б, 3А, 4В 6 1А,2А, 3Б, 4Б 7 8 2 3 9 10 4 3 Критерии оценивания: 9, 10 баллов - «5» 7,8 баллов - «4» 5,6 баллов - «3»

Самопроверка домашней работы

1

4

2

2

3

3

4

2

5

1Б, 2Б, 3А, 4В

6

1А,2А,

3Б, 4Б

7

8

2

3

9

10

4

3

Критерии оценивания:

9, 10 баллов - «5»

7,8 баллов - «4»

5,6 баллов - «3»

Запишите слова и расставьте ударение: красивейший, ловка, кухонный, мозаичный, оптовый, прожорлива, прозорлива, сливовый, кедровый, безудержный. гербовый, газированный, украинский, экспертный.

Запишите слова и расставьте ударение: красивейший, ловка, кухонный, мозаичный, оптовый, прожорлива, прозорлива, сливовый, кедровый, безудержный. гербовый, газированный, украинский, экспертный.

Проверьте по ключу  КрасИвейший, ловкА, кУхонный, мозаИчный, оптОвый, прожОрлива, прозорлИва, слИвовый, кедрОвый, безУдержный. гЕрбовый, газирОванный, украИнский, экспЕртный.

Проверьте по ключу

  • КрасИвейший, ловкА, кУхонный, мозаИчный, оптОвый, прожОрлива, прозорлИва, слИвовый, кедрОвый, безУдержный. гЕрбовый, газирОванный, украИнский, экспЕртный.
РАБОТА В ГРУППАХ 1 группа 2 группа Объясните правописание прилагательных  осенних, таинственная, багряных, туманная ,  божественной .  3 группа Лингвистический эксперимент. Что нужно сделать с существительным  дорога , чтобы превратить его в краткое прилагательное, не меняя в нем ни одной буквы? Сравните словосочетания  каменный дом – каменное сердце, заячий   хвос т –  заячий тулуп . Какое явление мы здесь наблюдаем?

РАБОТА В ГРУППАХ

1 группа

2 группа

Объясните правописание прилагательных 

осенних, таинственная, багряных, туманная

божественной .

3 группа

Лингвистический эксперимент.

Что нужно сделать с существительным 

дорога , чтобы превратить его в краткое прилагательное, не меняя в нем ни одной буквы?

Сравните словосочетания  каменный дом – каменное сердце, заячий   хвос т –  заячий тулуп . Какое явление мы здесь наблюдаем?

 Имя прилагательное  как часть речи  - Каковы цели и задачи урока?

Имя прилагательное

как часть речи

- Каковы цели и задачи урока?

Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи.

Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи.

Задачи урока: повторить и закрепить знания о прилагательном, грамматические категории его, разряды по значению, степени сравнения, правописание, акцентологические нормы.    Совершенствовать умения  находить имя прилагательное среди других частей речи и определять его грамматические категории ; владеть орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами ;  выполнять морфемный разбор ;  находить средства выразительности в тексте.   Совершенствовать орфографические навыки  правописания - Н и - НН  падежных окончаний прилагательных .

Задачи урока: повторить и закрепить знания о прилагательном, грамматические категории его, разряды по значению, степени сравнения, правописание, акцентологические нормы.

Совершенствовать умения

  • находить имя прилагательное среди других частей речи и определять его грамматические категории ;
  • владеть орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами ;
  • выполнять морфемный разбор ;
  • находить средства выразительности в тексте.

Совершенствовать орфографические навыки

  • правописания - Н и - НН
  • падежных окончаний прилагательных .
КЛАСТЕР Имя прилагательное

КЛАСТЕР

Имя прилагательное

КЛАСТЕР Разряды по значению Имя прилагательное Степени сравнения

КЛАСТЕР

Разряды по значению

Имя прилагательное

Степени сравнения

Задание: распредели данные прилагательные  в три столбика качественные  относительные  притяжательные Декабрьская метель, зеленый лес, теплое молоко, сильный ветер, железный прут, волчий хвост, детский смех, отзывчивая девочка, тетина сумка, Сережина книга, свинцовая пуля, свежий ветер, крокодильи слезы, стеклянная терраса.

Задание: распредели данные прилагательные

в три столбика

качественные относительные притяжательные

Декабрьская метель, зеленый лес, теплое молоко, сильный ветер, железный прут, волчий хвост, детский смех, отзывчивая девочка, тетина сумка, Сережина книга, свинцовая пуля, свежий ветер, крокодильи слезы, стеклянная терраса.

КЛЮЧ к практической работе Задание: распредели данные прилагательные  в три столбика качественные  относительные  притяжательные зеленый лес теплое молоко сильный ветер отзывчивая девочка  свежий ветер декабрьская метель железный прут детский смех свинцовая пуля стеклянная терраса волчий хвост детский смех тетина сумка Сережина книга крокодильи слезы

КЛЮЧ к практической работе

Задание: распредели данные прилагательные

в три столбика

качественные относительные притяжательные

зеленый лес

теплое молоко

сильный ветер

отзывчивая девочка

свежий ветер

декабрьская метель

железный прут

детский смех

свинцовая пуля

стеклянная терраса

волчий хвост

детский смех

тетина сумка

Сережина книга

крокодильи слезы

Лингвистический эксперимент ( Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется глухарь. Возятся под снегом лесные мыши. - Какие слова вы угадали? Почему?

Лингвистический эксперимент

( Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется глухарь. Возятся под снегом лесные мыши.

- Какие слова вы угадали? Почему?

Лингвистический эксперимент  Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, и острым ножом, и раскаленным железом. Мудрое и доброе слово доставляет радость.

Лингвистический эксперимент

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, и острым ножом, и раскаленным железом. Мудрое и доброе слово доставляет радость.

Определите лексические значения имён прилагательных в предложении:  Будьте дотошны и скрупулёзны.  ДОТОШНЫЙ 1)образцовый 2)опытный 3)активный 4) д оскональный 5. любознательный СКРУПУЛЁЗНЫЙ 1) точный 2) внимательный 3) любознательный 4) т ворческий 5. тщательный

Определите лексические значения имён прилагательных в предложении: Будьте дотошны и скрупулёзны.

ДОТОШНЫЙ

1)образцовый

2)опытный

3)активный

4) д оскональный

5. любознательный

СКРУПУЛЁЗНЫЙ

1) точный

2) внимательный

3) любознательный

4) т ворческий

5. тщательный

Определите, какое из прилагательных  ДОТОШНЫЙ,  СКРУПУЛЁЗНЫЙ  имеет в толковом словаре помету (разг.). Дотошный (разг.) ‏ Любознательный и сведущий , во всё вникающий. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Определите, какое из прилагательных ДОТОШНЫЙ, СКРУПУЛЁЗНЫЙ имеет в толковом словаре помету (разг.).

Дотошный (разг.) ‏

Любознательный и сведущий ,

во всё вникающий.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Степени сравнения имён прилагательных   Здоровье дороже золота.  В этом году лето более жаркое, чем в прошлом. Маленькое дело лучше большого безделья. Лев – сильнейший из хищников.  Лев – самый сильный среди хищников.  Лев сильнее всех хищников. Кто на свете всех милее?

Степени сравнения имён прилагательных

Здоровье дороже золота.

В этом году лето более жаркое, чем в прошлом.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Лев – сильнейший из хищников.

Лев – самый сильный среди хищников.

Лев сильнее всех хищников.

Кто на свете всех милее?

Морфологический разбор имени прилагательного (стр.175)     Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие , его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)

Морфологический разбор имени прилагательного (стр.175)   Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие , его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)

Задание 14, ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?  Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках.  1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4

Задание 14, ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н? Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках. 1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4

Определите, какие слова являются именами прилагательными . 1) белевший 2) лисий 3) мощнейший 4) Колин 5) профилакторий 6) кормчий 7) хаки 8) заполярный 9) заречный 10) столовая 11) древнерусский 12) блестящий (ответ) ‏ Алгоритм определения слова как части речи:   1) вопрос  2) общее значение

Определите, какие слова являются именами прилагательными .

1) белевший

2) лисий

3) мощнейший

4) Колин

5) профилакторий

6) кормчий

7) хаки

8) заполярный

9) заречный

10) столовая

11) древнерусский

12) блестящий (ответ) ‏

Алгоритм определения слова как части речи:

1) вопрос

2) общее значение

Помни:  Имя прилагательное — самостоятельная часть речи,  которая 1) отвечает на вопросы  КАКОЙ? ЧЕЙ?  2) обозначает  ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

Помни: Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая

1) отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

2) обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

Ключ к заданию: Определите, какие слова являются именами прилагательными.   1) белевший — причастие, 5) профилакторий — имя существительное 6) кормчий — имя существительное 7)  хаки - имя существительное 10)  столовая - имя существительное    2) лисий 3) мощнейший 4) Колин 7) хаки  8) заполярный 9) заречный 11)древнерусский 12) блестящий (ответ) ‏ Критерии оценивания: 8 баллов - «5» 6,7 баллов - «4» 4,5 балла - «3» 3 и  - «не зачтено»

Ключ к заданию: Определите, какие слова являются именами прилагательными.

1) белевший — причастие,

5) профилакторий — имя существительное

6) кормчий — имя существительное

7) хаки - имя существительное

10) столовая - имя существительное

2) лисий

3) мощнейший

4) Колин

7) хаки

8) заполярный

9) заречный

11)древнерусский

12) блестящий (ответ) ‏

Критерии оценивания:

8 баллов - «5»

6,7 баллов - «4»

4,5 балла - «3»

3 и - «не зачтено»

Какой частью речи является слово ХАКИ в каждом предложении. 1. На нём были брюки хаки. Брюки (какие?) хаки, признак предмета - имя прилагательное 2. Он сегодня одет в хаки. Одет (во что?) в хаки, предмет — имя существительное

Какой частью речи является слово ХАКИ в каждом предложении.

1. На нём были брюки хаки.

Брюки (какие?) хаки, признак предмета - имя прилагательное

2. Он сегодня одет в хаки.

Одет (во что?) в хаки, предмет — имя существительное

Определите, какое из данных имён прилагательных  образовано способом перехода (неморфологическим способом). 1) лисий 2) мощнейший 3) Колин 4) блестящий (ответ)

Определите, какое из данных имён прилагательных образовано способом перехода (неморфологическим способом).

1) лисий

2) мощнейший

3) Колин

4) блестящий (ответ)

Определите, какое из данных имён прилагательных образовано приставочно-суффиксальным способом. 1) заполярный 2) заречный 3) древнерусский 4) хаки

Определите, какое из данных имён прилагательных образовано приставочно-суффиксальным способом.

1) заполярный

2) заречный

3) древнерусский

4) хаки

Расставьте ударения. 1)грушевый 2) валовой 3) сливовый 4) красивее Ключ 1)грУшевый 2) валовОй 3) слИвовый 4) красИвее

Расставьте ударения.

1)грушевый

2) валовой

3) сливовый

4) красивее

Ключ

1)грУшевый

2) валовОй

3) слИвовый

4) красИвее

Рефлексия: Я  Умею ______________  Вспомнил ______________  Понял ____________________  Научился __________________  Я работаю (сам, в паре, в команде)_

Рефлексия:

Я

  • Умею ______________
  • Вспомнил ______________
  • Понял ____________________
  • Научился __________________
  • Я работаю (сам, в паре, в команде)_
Рефлексия: Что я сумел сделать хорошо? Какие задания вызвали затруднения? Как добиться успеха? Я

Рефлексия:

Что я сумел сделать хорошо?

Какие задания вызвали затруднения?

Как добиться успеха?

Я

Зачем  мне  это необходимо ??? учусь правильно читать тестовые задания учусь определять различные пути и алгоритмы решения Я учусь корректировать время решения задания Я знаю, что мне предстоит сделать! Я умею это делать! Я смело иду на экзамен!

Зачем мне это необходимо ???

учусь правильно читать

тестовые задания

учусь определять различные

пути и алгоритмы решения

Я

учусь корректировать время решения задания

Я знаю, что мне предстоит сделать!

Я умею это делать!

Я смело иду на экзамен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!