СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"»

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные

А сказочный домик - волшебный. Внимательно присмотрись к нему.  Крыша - это суффикс /\  Основание, стены дома --- Графическое обозначение окончания  Соедини эти две фигуры - и домик готов. Вместо трубы нарисуй ударение и впиши в домик букву о .

А сказочный домик - волшебный. Внимательно присмотрись к нему.

Крыша - это суффикс /\

Основание, стены дома --- Графическое обозначение окончания

Соедини эти две фигуры - и домик готов. Вместо трубы нарисуй ударение и впиши в домик букву о .

Списать, вставить буквы . Калач.м, сургуч.м, очаж.к, ремеш.к, череш.к, сапож.к, горш.чек, друж.чек, девч.нка, рубаш.нка, пиджач.к, воротнич.к, собач.нка, зайч.нка, волч.нок, еж. вый, грош.вый, парч.вый, холщ.вый.

Списать, вставить буквы .

Калач.м, сургуч.м, очаж.к, ремеш.к, череш.к, сапож.к, горш.чек, друж.чек, девч.нка, рубаш.нка, пиджач.к, воротнич.к, собач.нка, зайч.нка, волч.нок, еж. вый, грош.вый, парч.вый, холщ.вый.

Взаимопроверка Калач о м, сургуч о м, очаж о к, ремеш о к, сапож е к, горшоч е к, дружоч е к, девч о нка, рубаш о нка, пиджач о к, воротнич о к, собач о нка, зайч о нка, волч о нок, еж о вый, грош о вый, парч о вый, холщ о вый.

Взаимопроверка

Калач о м, сургуч о м, очаж о к, ремеш о к, сапож е к, горшоч е к, дружоч е к, девч о нка, рубаш о нка, пиджач о к, воротнич о к, собач о нка, зайч о нка, волч о нок, еж о вый, грош о вый, парч о вый, холщ о вый.

 Я слово замечательное, -  Сказало прилагательное, -   Я равного себе не знаю:   Я признаки обозначаю.  Без признаков предмета нет-  Об этом знает целый свет.   Определяю я предметы,   Они со мной весьма приметны.  Я украшаю вашу речь  Меня вам надо знать, беречь.

Я слово замечательное, - Сказало прилагательное, -  Я равного себе не знаю:  Я признаки обозначаю. Без признаков предмета нет- Об этом знает целый свет.  Определяю я предметы,  Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь.

О каком разряде прилагательных идет речь в стихотворении?  Мой знакомый старый дед знатный был языковед.  Самых разных слов немало дед в коробочках хранил.  Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.    Раз коробочки упали - мы ужасно растерялись,  Потому что увидали, как слова перемешались.  Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:  “Я вот к месту относилась!”  “Ну, а я – к материалу!”    “Я ко времени имело отношение прямое!”  “А теперь все вперемешку мы лежим между собою!”   “ К действию мы отношенье имеем!  Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!”

О каком разряде прилагательных идет речь в стихотворении?

Мой знакомый старый дед знатный был языковед. Самых разных слов немало дед в коробочках хранил. Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.

Раз коробочки упали - мы ужасно растерялись, Потому что увидали, как слова перемешались.

Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала: “Я вот к месту относилась!” “Ну, а я – к материалу!”   “Я ко времени имело отношение прямое!” “А теперь все вперемешку мы лежим между собою!”

“ К действию мы отношенье имеем! Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!”

Притяжательные прилагательные Образуются с помощью суффиксов –ов(-ев), -ин(-ын),-ий Прилагательные муж.рода в И.п. и В.п.ед. числа имеют нулевое окончание, Например: волчий Прилагательные ср. р. и ж.р. В ед. и мн. числе имеют окончания кратких прилагательных, например: лисья

Притяжательные прилагательные

  • Образуются с помощью суффиксов –ов(-ев), -ин(-ын),-ий
  • Прилагательные муж.рода в И.п. и В.п.ед. числа имеют нулевое окончание, Например: волчий
  • Прилагательные ср. р. и ж.р. В ед. и мн. числе имеют окончания кратких прилагательных, например: лисья
братов, Андрей - Андреев, -ин- (-ын-): сестра - сестрин, лисица - лисицын; -ий: лиса - лисий. Образуйте отданных имён существительных прилагательные с суффиксом  -ин-.  О какой орфограмме идёт речь? Гусь, перепел, сокол, ястреб, зверь, журавль, лебедь, соловей, шмель, воробей, мышь, пчела, утка, змея, курица, лисица. " width="640"
  • Притяжательные прилагательные образуются от имён существительных с помощью суффиксов  -ов- (ев): брат - братов, Андрей - Андреев, -ин- (-ын-): сестра - сестрин, лисица - лисицын; -ий: лиса - лисий.
  • Образуйте отданных имён существительных прилагательные с суффиксом  -ин-.  О какой орфограмме идёт речь?
  • Гусь, перепел, сокол, ястреб, зверь, журавль, лебедь, соловей, шмель, воробей, мышь, пчела, утка, змея, курица, лисица.
О каком разряде прилагательных идет речь в стихотворении?  Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!  За своей старушкой бегает избушка.  С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.  Шапка папина была. С папой в офис побрела:  Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.  Зато мамино пальто и пушистое манто  Притянулись к маме. Посмотрите сами!  Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.  А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.  Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.  Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.

О каком разряде прилагательных идет речь в стихотворении?

Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит! За своей старушкой бегает избушка. С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки. Шапка папина была. С папой в офис побрела: Притянулась она к папе, прямо к уху приросла. Зато мамино пальто и пушистое манто Притянулись к маме. Посмотрите сами! Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала. А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла. Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал. Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.

Конкурс “Говорим правильно”.  Чей хвост?    Корова – коровий  Лошадь –   Коза –   Еж –   Белка –   Бык – 

Конкурс “Говорим правильно”.

  • Чей хвост?  Корова – коровий Лошадь –  Коза –  Еж –  Белка –  Бык – 
Инструкция  1.  Предположи, какой вывод может последовать у тебя после добавления( удаления) в текст имен прилагательных. Это твоя гипотеза. Запомни, с гипотезы начинается любое исследование.   2. Запиши эту гипотезу, чтобы не забыть.   3 Выполни задания, которые предложены твоей группе    4. Сделай свой вывод. Соответствует ли твой вывод гипотезе, которую ты записал?   5. Устно познакомь товарищей со своим исследованием.   6. Оцени себя по следующим критериям:

Инструкция

1.  Предположи, какой вывод может последовать у тебя после добавления( удаления) в текст имен прилагательных. Это твоя гипотеза. Запомни, с гипотезы начинается любое исследование. 2. Запиши эту гипотезу, чтобы не забыть. 3 Выполни задания, которые предложены твоей группе  4. Сделай свой вывод. Соответствует ли твой вывод гипотезе, которую ты записал? 5. Устно познакомь товарищей со своим исследованием. 6. Оцени себя по следующим критериям:

Критерии сформулировал гипотезу – 2 балла   вставил( или убрал) в текст походящие по смыслу прилагательные -2 балла  сделал вывод и сопоставил с гипотезой – 1 балл   Работа в группе:   - работал , но не выступал-2 балл   - выступил перед товарищами в классе - 3 балла   - грамотное выступление- 1балл   Дополнительный балл за артистизм   Всего – 12 баллов 

Критерии

  • сформулировал гипотезу – 2 балла
  • вставил( или убрал) в текст походящие по смыслу прилагательные -2 балла 
  • сделал вывод и сопоставил с гипотезой – 1 балл Работа в группе: - работал , но не выступал-2 балл - выступил перед товарищами в классе - 3 балла - грамотное выступление- 1балл Дополнительный балл за артистизм Всего – 12 баллов 
1 Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (… ) мои папа и мама,  жизнь у меня была (…), полная лишений и выгоняний. Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. ( …) шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато (…)   растет – ( …) и (...) . Просто каракуль.   (  дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая,  )
  • 1 Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (… ) мои папа и мама,  жизнь у меня была (…), полная лишений и выгоняний. Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. ( …) шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато (…)   растет – ( …) и (...) . Просто каракуль. (  дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая,  )
Морфологический разбор имени прилагательного  I. Часть речи. Общее значение.  II. Морфологические признаки.  1.  Начальная форма (именительный падеж единственного числа).  2.  Постоянные признаки:  качественное, относительное или притяжательное.  3.  Непостоянные признаки: 1) у качественных:  степень сравнения, краткая и полная форма ; 2) у всех прилагательных: падеж, число, род  (в единственном числе).  III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1.  Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2.  Постоянные признаки:  качественное, относительное или притяжательное. 3.  Непостоянные признаки: 1) у качественных:  степень сравнения, краткая и полная форма ; 2) у всех прилагательных: падеж, число, род  (в единственном числе). III. Синтаксическая роль.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!