Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Теорема Виета"»
Алгебра 8 класс
Цели урока
- Доказать теорему Виета и теорему, обратную ей.
- Ознакомить учащихся с применением этих теорем при решении квадратных уравнений и при проверке найденных корней.
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Устная работа
Объяснение нового материала
Задание №1
Решить квадратные уравнения по формуле, заполнить таблицу (по вариантам)
УРАВНЕНИЕ
КОРНИ X 1, И X 2
X 2 -2X-3=0
X 1 +X 2
X 2 +5X-6=0
X 1 X 2
X 2 -X-12=0
X 2 +7X+12=0
X 2 -8X+15=0
X 2 -7X+10=0
Проверка:
УРАВНЕН И Е
X 2 -2X-3=0
КОРНИ X 1, И X 2
X 1 +X 2
X 2 +5X-6=0
X 1 X 2
2
X 2 -X-12=0
-3
-5
X 2 +7X+12=0
1
X 2 -8X+15=0
-6
-12
X 2 -7X+10=0
-7
12
8
15
7
10
Задание №2.
Сформулировать закономерность между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
0, тогда Найдём произведение и сумму корней " width="640"
Теорема: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.
Доказательство:
Дано приведенное квадратное уравнение. Решим его. D = p 2 -4 q . Пусть D 0, тогда
Найдём произведение и сумму корней
Доказанная теорема названа теоремой Виета по имени знаменитого математика Франсуа Виета.
Франсуа Виет родился в 1540 году во Франции. Отец Виета был прокурором. Сын выбрал профессию отца и стал юристом, окончив университет в Пуату. В 1563 году он оставляет юриспруденцию и становится учителем в знатной семье. Именно преподавание побудило в молодом юристе интерес к математике. Виет переезжает в Париж, где легче узнать о достижениях ведущих математиков Европы. С 1571 года Виет занимает важные государственные посты, но в 1584 году он был отстранен и выслан из Парижа. Теперь он имел возможность всерьез заняться математикой.
Громкую славу получил при Генрихе lll во время Франко-Испанской войны. В течение двух недель, просидев за работой дни и ночи, он нашел ключ к Испанскому шифру.
Умер в Париже в 1603 году, есть подозрения, что он был убит.
Теорема (обратная теореме Виета). Если числа m и n таковы, что их сумма равна – p , а произведение равно q , то эти числа являются корнями уравнения x 2 +px+q=0 .
Дано: m и n -некоторые числа
m + n =- p, m*n=q
Доказать: m и n -корни уравнения x 2 +px+q=0
Доказательство:
По условию m + n =- p, а mn=q . Значит, уравнение x 2 +px+q=0 можно записать в виде x 2 -(m+n)x+mn=0.
Подставив вместо x число m получим:
m 2 +(m+n)m+mn=m 2 -m 2 -mn+mn=0
Значит, число m является корнем уравнения.
Аналогично можно показать, что число n также является корнем уравнения. Что и требовалось доказать.
Найдите сумму корней уравнения:
Найдите произведение корней уравнения:
Найдите произведение корней уравнения:
Найдите подбором корни уравнения:
Закрепление:
№ 573(а, б),
№ 575 (а, б, в),
№ 576(б, в, г)
Домашнее задание:
- П.23 (теорему выучить наизусть)
- № 573(д, е, ж)
- № 575 (а - г)
- № 577