СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Трапеция"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит  определение,доказательство основных свойст трапеции и задачи на их закрепление

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Трапеция"»

  8 класс геометрия Учитель:  Матвеенко Вера Николаевна

8 класс геометрия

Учитель:

Матвеенко Вера Николаевна

c c а а 2 2 Повторение 1 b b 1 накрест лежащие углы равны соответственные углы равны c а 2 сумма односторонних углов 1   1 +  2 = 180  b

c

c

а

а

2

2

Повторение

1

b

b

1

накрест лежащие углы равны

соответственные углы равны

c

а

2

сумма односторонних углов

1

1 + 2 = 180

b

Повторение

Повторение

Укажите четырехугольники, у которых не более двух параллельных сторон Укажите четырехугольники, у которых стороны попарно параллельны N B K А Повторение P M D C F E R O

Укажите четырехугольники, у которых не более двух параллельных сторон

Укажите четырехугольники, у которых стороны попарно параллельны

N

B

K

А

Повторение

P

M

D

C

F

E

R

O

Какой четырехугольник называется параллелограммом? А B Повторение C D AB  CD, AC  BD

Какой четырехугольник называется параллелограммом?

А

B

Повторение

C

D

AB  CD, AC  BD

В С Повторение Д А

В

С

Повторение

Д

А

В А   Повторение O   D С

В

А

Повторение

O

D

С

В С o А Д В 1. АВ=СД, ВС=АД 2. 2 1  3.AO=OC, BO=OC Прямоугольник Ромб 4.С В А С Д I. Все свойства параллелограмма А 1.Все стороны равны II. Особые свойства Д 2.Диагонали перпендикулярны и  делят его углы пополам 1.Все углы прямые Квадрат 2.Диагонали равны. Все свойства параллелограмма, прямоугольника и ромба.

В

С

o

А

Д

В

1. АВ=СД, ВС=АД

2.

2

1

3.AO=OC, BO=OC

Прямоугольник

Ромб

4.

С

В

А

С

Д

I. Все свойства параллелограмма

А

1.Все стороны равны

II. Особые свойства

Д

2.Диагонали перпендикулярны и

делят его углы пополам

1.Все углы прямые

Квадрат

2.Диагонали равны.

Все свойства параллелограмма,

прямоугольника и ромба.

Ответьте на вопросы  Из чего составлена данная геометрическая фигура? Какими должны быть треугольники, составляющие эту фигуру? Как составляются треугольники и прямоугольник? А что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? Значит, и в данном четырёхугольнике будут параллельные стороны? Сколько их? Параллельны ли две другие стороны?

Ответьте на вопросы

  • Из чего составлена данная геометрическая фигура?
  • Какими должны быть треугольники, составляющие эту фигуру?
  • Как составляются треугольники и прямоугольник?
  • А что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника?
  • Значит, и в данном четырёхугольнике будут параллельные стороны?
  • Сколько их?
  • Параллельны ли две другие стороны?
параллелограмм трапеция Нет параллельных сторон 2 пары параллельных сторон 1 пара параллельных сторон

параллелограмм

трапеция

Нет параллельных сторон

2 пары параллельных

сторон

1 пара параллельных сторон

боковая сторона боковая сторона Что такое трапеция? Трапецией называется четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны. верхнее основание нижнее основание  1

боковая сторона

боковая сторона

Что такое трапеция?

Трапецией называется четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.

верхнее основание

нижнее основание

1

Слово трапеция произошло от греческого слова

Слово трапеция произошло от греческого слова "столик"

(от того же корня происходит и слово "трапеза").

2

Применение  формы трапеции  в повседневной жизни    в интерьерах (диваны, стены, навесные потолки);  в ландшафтном дизайне (границы газонов, искусственных водоемов, формы камней);  в индустрии моды (одежда, обувь, аксессуары);  в дизайне  предметов повседневного пользования  (светильники, чайники, пылесосы с использованием форм трапеции и т.д. );  в архитектуре  3

Применение формы трапеции

в повседневной жизни

  • в интерьерах (диваны, стены, навесные потолки);
  • в ландшафтном дизайне (границы газонов, искусственных водоемов, формы камней);
  • в индустрии моды (одежда, обувь, аксессуары);
  • в дизайне предметов повседневного пользования (светильники, чайники, пылесосы с использованием форм трапеции и т.д. );
  • в архитектуре

3

Интерьер    4

Интерьер

4

Ландшафтный дизайн    5

Ландшафтный дизайн

5

Архитектура  6

Архитектура

6

Какие четырехугольники на рисунке являются трапециями? Назовите их основания и боковые стороны. А D H А 1 В 2 С Р 0 110 T S 70 0 О М R N С 3 В Q К  10

Какие четырехугольники на рисунке являются трапециями? Назовите их основания и боковые стороны.

А

D

H

А

1

В

2

С

Р

0

110

T

S

70

0

О

М

R

N

С

3

В

Q

К

10

 Задание №1 3 4  7

Задание №1

3

4

7

 Проверь себя 3 4  8

Проверь себя

3

4

8

 Поиграем в игру «Ассоциации». Вспомните все, что можете связать со 180 0 . Развёрнутый угол Сумма углов, прилежащих к одной стороне Смежные углы 180 0 Цели: развитие ассоциативной памяти; развитие умений обобщать; развитие познавательного интереса. Сумма углов треугольника Односторонние углы Будут какие – либо углы трапеции связаны этим свойством? 19

Поиграем в игру «Ассоциации». Вспомните все, что можете связать со 180 0 .

Развёрнутый угол

Сумма углов, прилежащих к одной стороне

Смежные углы

180 0

Цели:

  • развитие ассоциативной памяти;
  • развитие умений обобщать;
  • развитие познавательного интереса.

Сумма углов треугольника

Односторонние углы

Будут какие – либо углы трапеции связаны этим свойством?

19

 Найдите углы трапеции С В 110 0 Сделайте вывод 30 0 D Л.С. Атанасян «Геометрия 7-9» № 387. A Сумма углов трапеции, прилежащих к боковой стороне равна 180 0  21

Найдите углы трапеции

С

В

110 0

Сделайте вывод

30 0

D

Л.С. Атанасян «Геометрия 7-9» № 387.

A

Сумма углов трапеции, прилежащих к боковой стороне равна 180 0

21

Какие четырехугольники на рисунке являются трапециями? Назовите их основания и боковые стороны. А D H А 1 В 2 С Р 0 110 T S 70 0 О М R N С 3 В Q К  10

Какие четырехугольники на рисунке являются трапециями? Назовите их основания и боковые стороны.

А

D

H

А

1

В

2

С

Р

0

110

T

S

70

0

О

М

R

N

С

3

В

Q

К

10

Связь трапеций с треугольниками  Остроугольная Тупоугольная Прямоугольная Равнобедренная  (равнобокая,   равнобочная)

Связь трапеций с треугольниками

Остроугольная

Тупоугольная

Прямоугольная

Равнобедренная

(равнобокая,

равнобочная)

Виды трапеций Трапеция, у которой боковые стороны равны, называется равнобедренной. Трапеция, один из углов которой прямой, называется прямоугольной. 9

Виды трапеций

Трапеция, у которой боковые стороны равны, называется

равнобедренной.

Трапеция, один из углов которой прямой, называется

прямоугольной.

9

Свойства равнобедренной трапеции 1 У равнобедренной трапеции углы при основании равны. В С 2 В равнобедренной трапеции диагонали равны. АС=В D D А 11

Свойства равнобедренной трапеции

1

У равнобедренной трапеции углы при основании равны.

В

С

2

В равнобедренной трапеции диагонали равны.

АС=В D

D

А

11

Цели: Выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобокой трапеции и доказательство её с помощью учителя; Развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать). 25 " width="640"
  • Каким свойством обладают углы при основании равнобедренного треугольника?
  • Какую гипотезу можно выдвинуть?

В

C

D

A

B 1

C 1

1) У равнобедренной трапеции углы при основании равны.

Дано:

АВС D – равнобокая трапеция;

АВ = С D.

Доказать:

Доказательство:

РассмотримАВВ 1 иDCC 1 – прямоугольные.

АВВ 1= ∆ DCC 1( по гипотенузе и катету: АВ = С D

и ВВ 1 = СС 1 .) =

Цели:

  • Выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобокой трапеции и доказательство её с помощью учителя;
  • Развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать).

25

В С Проведите диагонали трапеции. Измерьте их. Выдвиньте гипотезу. А D 2) У равнобокой трапеции диагонали равны. Цели: Выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобокой трапеции и доказательство её с помощью учителя; Развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать). Доказательство рассмотрите дома самостоятельно 25

В

С

Проведите диагонали трапеции.

Измерьте их.

Выдвиньте гипотезу.

А

D

2) У равнобокой трапеции диагонали равны.

Цели:

  • Выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобокой трапеции и доказательство её с помощью учителя;
  • Развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать).

Доказательство рассмотрите дома самостоятельно

25

   Признаки равнобедренной трапеции    Если углы при основании трапеции равны, то она равнобедренная.     Если в трапеции диагонали равны, то она равнобедренная. 1 2  12

Признаки равнобедренной трапеции

Если углы при основании трапеции равны, то она равнобедренная.

Если в трапеции диагонали равны, то она равнобедренная.

1

2

12

N  P Ответ : ∠ M = 71 ° ,  ∠ P = 143 °. M Q  13

N

P

Ответ : M = 71 ° ,

P = 143 °.

M

Q

13

B C Ответ: 115 °, 65°,65° D A 14

B

C

Ответ: 115 °, 65°,65°

D

A

14

B C Ответ : 22 см. D A  15

B

C

Ответ : 22 см.

D

A

15

Задача № 4. 5 B C Дано: ABCD –  трапеция, А D = 7, ВС = 5, АВ = CD . Найти: С D . 60 0 60 0 Р A К D   16

Задача № 4.

5

B

C

Дано: ABCD трапеция,

А D = 7, ВС = 5, АВ = CD .

Найти: С D .

60 0

60 0

Р

A

К

D

16

Трапеция – это четырехугольник , у которого две стороны параллельны , а две другие стороны не параллельны  B C BC || AD - основания AB łł CD – боковые   стороны A D

Трапеция – это четырехугольник ,

у которого две стороны параллельны ,

а две другие стороны не параллельны

B

C

BC || AD - основания

AB łł CD – боковые стороны

A

D

MN – средняя линия  трапеции ABCD  Определение : Средней линией трапеции называется отрезок, соединяющий середины её боковых сторон.  B C N M A D

MN – средняя линия

трапеции ABCD

Определение : Средней линией трапеции называется отрезок, соединяющий середины её боковых сторон.

B

C

N

M

A

D

 Средняя линия трапеции параллельна её основаниям и равна их полусумме.   B C N M D A

Средняя линия трапеции параллельна её основаниям и равна их полусумме.

B

C

N

M

D

A

Дано:  ABCD,  BC || AD  AB || AD  MN – средняя линия  B C M N Доказать: MN || BC, MN || AD  MN = ½  (BC + AD) D A

Дано: ABCD,

BC || AD

AB || AD

MN – средняя линия

B

C

M

N

Доказать:

  • MN || BC, MN || AD
  • MN = ½ (BC + AD)

D

A

Δ EMA= Δ CMB: 3. Из а) EA=BC б) EM=MC " width="640"

Доказательство:

B

C

1. Дополнительное построение

1) CM

M

N

2) E = CM AD

Е

D

A

2. Δ EMA и Δ CMB:

а) AM=MB ( по условию MN- средняя линия )

б)  A =  B ( накрест лежащие при BC||AD и секущей AB)

в)  AME =  BMC (вертикальные углы)

Δ EMA= Δ CMB

=

Δ EMA= Δ CMB:

3. Из

а) EA=BC

б) EM=MC

тогда по свойству: 1) MN||ED , то есть MN || AD BC || AD MN || BC = 2) MN = ½ ED = ½ (EA+AD) = ½ (BC+AD) " width="640"

Доказательство:

B

C

B

C

N

M

M

N

Е

Е

D

A

D

A

4. Δ ECD :

EM=MC ( по 3б )

CN=ND (по условию)

MN – средняя линия Δ ECD

=

тогда по свойству:

1) MN||ED , то есть MN || AD

BC || AD

MN || BC

=

2) MN = ½ ED = ½ (EA+AD) = ½ (BC+AD)

  6,3 см C B ? N M D A 18,7 см

6,3 см

C

B

?

N

M

D

A

18,7 см

Дано: AB = 16 см; CD = 1 8 см; М N = 15 см Найти: P  ABCD = ?   B C N M D  A

Дано: AB = 16 см; CD = 1 8 см; М N = 15 см

Найти: P ABCD = ?

B

C

N

M

D

A

Дано:  P Δ = 54; MN – средняя линия Найти:  MN 7 ? M N 5

Дано: P Δ = 54; MN – средняя линия

Найти: MN

7

?

M

N

5

1 C B 4,3 см ? M N 7,7 см D A

1

C

B

4,3 см

?

M

N

7,7 см

D

A

2 C  B AB = 16 см CD = 1 8 см 15 см N M P ABCD = ? D  A

2

C

B

AB = 16 см

CD = 1 8 см

15 см

N

M

P ABCD = ?

D

A

3 B C MN – средняя линия MN - ? 1 3 см A D B 1

3

B

C

MN – средняя линия

MN - ?

1 3 см

A

D

B 1

C B 20 см 30  60  A D E Решение : S abcd = CE* ( BC+AD ) /2 CE = CD*cos(30  ) = CD*sin(60  ) CE = 20*(√3) /2 = 10 *(√3) S abcd = 14 * 10 *(√3) = 140*(√3)

C

B

20 см

30 

60 

A

D

E

Решение :

S abcd = CE* ( BC+AD ) /2

CE = CD*cos(30  ) = CD*sin(60  )

CE = 20*(√3) /2 = 10 *(√3)

S abcd = 14 * 10 *(√3) = 140*(√3)

№ 3 B C AB=CD MN – средняя линия BB 1 =MN Док-ть: AC  BD Док-во Δ BB 1 D:   B 1 BD=   BDB 1 =45 0 Δ ACC 1 :   C 1 AC=   ACC 1 =45 0 Δ AOD:   OAD=   ODA=45 0 , сл-но  AOD =90 0 , т.е. AC  BD O D A B 1

№ 3

B

C

AB=CD

MN – средняя линия

BB 1 =MN

Док-ть: AC BD

Док-во

  • Δ BB 1 D: B 1 BD= BDB 1 =45 0
  • Δ ACC 1 : C 1 AC= ACC 1 =45 0
  • Δ AOD: OAD= ODA=45 0 , сл-но

AOD =90 0 , т.е. AC BD

O

D

A

B 1

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА   Сложить трапецию из: а) четырёх прямоугольных треугольников;  б) из трёх прямоугольных треугольников;  в) из двух прямоугольных треугольников. Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции.   18

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Сложить трапецию из:

а) четырёх прямоугольных треугольников;

б) из трёх прямоугольных треугольников;

в) из двух прямоугольных треугольников.

Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции.

18

ПРОВЕРЬ СЕБЯ  б)  а)  в)   19

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

б)

а)

в)

19