Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Жанры публицистического стиля" 11 класс»
Тема урока
Публицистический стиль речи. Стилевые и языковые особенности, жанры.
Запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы
Ко…едж, оск..рбить, к..нсенсус, ц..вилизация, собстве…ость, д..вальвация, к..ммюнике, конс..лидация, пу…лицистика.
Словарная работа
Запишите слова в тетрадь
П ь еса
М а сон
Р е сурс
Ф е льетон
Оч е рк
А сс истент
А сс онанс
Д е сант
П ь едестал
М е зонин
- Какие из слов вам не знакомы? Обратитесь к словарю.
- - Назовите особенности публицистического стиля?
- - Назовите жанры публицистического стиля?
- Основные особенности публицистического стиля речи:
- Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
- Задачи речи : информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
- Стилевые черты . Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Жанры публицистики:
- статья в газете, журнале;
- очерк;
- репортаж;
- ораторская речь;
- судебная речь;
- выступления по радио, телевидению;
- доклад.
- Заметка – краткое сообщение в печати.
- Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
- Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
- Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
- Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
- Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Найдите соответствие
А) жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем;
1. репортаж
Б) аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы;
2. хроника
В) жанр, представляющий событие или проблему в сатирическом или, реже, юмористическом освещении;
3. статья
Г) рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия.
4. фельетон
- Бегло просмотрите номер газеты, найдите заметку , аргументируйте свой ответ.
- Найдите интервью в газете, аргументируйте свой ответ.
1. В принесенных вами на занятие газетах или журналах выберите статью публицистического стиля.
2. Определите жанр Вашего текста. Какова тема текста?
3. Какую задачу ставит перед собой автор текста?
- привлечь внимание читателей к проблеме…
- призвать к чему-либо…
- вызвать читательский отклик…
- сформировать читательское мнение…
4. Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?
5. Какие стандартные фразы вы заметили?
6. Приметы каких других стилей увидели вы в тексте?
- Посмотрите видео отрывки, определите стиль речи, тему, цель выступления, языковые особенности.
Учимся анализировать текст.
- Укажите, к какому стилю и типу речи принадлежит этот текст.
- 1)научно-популярный стиль, повествование;
- 2)публицистический стиль, рассуждение;
- 3)публицистический стиль, повествование;
- 4) научный стиль, описание.
- Укажите в тексте тезис, аргументы, контраргументы, вывод.
Умение общаться становится искусством тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.
(Журнал «Наука и жизнь»)
ПОДУМАЙТЕ!
- О чём заставляет задуматься текст?
- Какие проблемы поднимает?
- Что значит «процесс коммуникации»?
- Что значит «уметь общаться»?
- Всегда ли мы довольны общением?
- Что мешает общению?
- Как вы понимаете выражение «искусственность во взаимопонимании»?
- В каких ситуациях возникает эта проблема?
- Согласны ли вы с авторами текста? Почему?
- Можно ли научиться общаться?
- Всегда ли вас понимают?
- Как вы думаете, почему происходит непонимание?
- Как научиться понимать друг друга?
- Что значит «слышать» другого человека?
- Задание. Создайте на основе просмотренного мультфильма текст публицистического стиля.
- Или создайте текст публицистического стиля на одну из предложенных тем.
- Темы:
- 1. Что значит найти себя?
- 2. Что важнее: как жить или для чего жить?
- 3. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Вывод:
Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
- Основные особенности публицистического стиля речи:
- Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
- Задачи речи : информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
- Стилевые черты . Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
- Языковые средства :
- а) общественно-политическая лексика;
- б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
- в) побудительные и вопросительные предложения;
- г) риторические вопросы;
- д) распространенные обращения;
- е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
- 5. Жанры публицистики : статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
- Язык– самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Домашнее задание :
- 1. Сделайте видеозапись интервью, используя Интернет-сайты, телевидение. Установите зависимость языковых средств от ситуации публичного общения.
- ИЛИ
- 2. Найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет.
Спасибо за работу!