«Значение плодов и семян»
Подготовил: учитель биологии
МКОУ Казинская СОШ
Черепкова И.В.
План урока:
1. М ногообразие плодов у цветковых растений и способы их классификации.
2. Особенности внешнего и внутреннего строения плодов и семян и показать их значение для растений.
3. Роль плодов и семян в жизни животных и человека.
Строение цветка
Части цветка:
- тычинки,
- цветоножка,
- чашелистики,
- цветоложе,
- пестик,
- лепестки венчика.
1) Определите, какие части
цветка обозначены цифрами:
1, 2, 3, 4, 5, 6.
2) Какие части цветка считают главными?
Ключ к тесту
- 1- цветоножка
- 2- цветоложе
- 3- чашелистики
- 4- лепестки венчика
- 5- пестик
- 6- тычинки
Главные части цветка – тычинки и пестик.
Критерии самооценки
все ответы верные – «отлично»,
1-2 ошибки – «хорошо»,
3 ошибки – «удовлетворительно»,
больше 4 ошибок – материал повторить
Завязь пестика формирует плод
- Плод - это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи с семенами внутри.
- Околоплодник - разросшиеся стенки завязи.
- Цветковые – покрытосеменные растения.
Сочные плоды
Сухой плод
Задание №1.Определить функцию цветка и способ классификации плодов у цветковых растений .
1 . Познакомься с названиями плодов у цветковых растений.
2. Выполни схему, распределив типы плодов по группам
3 . Сделай вывод о функции цветка и способах классификации плодов у цветковых растений.
Плоды по типу околоплодника
сухие
сочные
односемянные
многосемянные
односемянные
многосемянные
1.__________
1._________
1.________
2.________
3.________
1._________
2._________
3._________
Типы плодов
Критерии самооценки 8 верных ответов – «отлично», 7 – «хорошо» 6 – «удовлетворительно» менее 6- «повторить материал»
Плоды по типу околоплодника
сухие
сочные
односемянные
многосемянные
односемянные
многосемянные
1.Костянка_________
1.Семянка
2.Зерновка
3.Орех
1.Боб
2.Стручок
3.Коробочка
1.Ягода
Задание №2. Выявить особенности внешнего строения плодов.
1. Рассмотрите внешние особенности плодов.
2. Укажите способ распространения плодов.
3. Данные занесите в таблицу
4. Сделайте вывод о значении плодов для растений.
Растения
Лопух
Плоды имеют приспособления
Способ распространения .
Крючки
Череда
Шиповник
Шипы
Клен
Яркий, сладкий
Одуванчик
Крылышки
Парашютики
Приспособления плодов к распространению семян
Растения
Плоды имеют приспособления
Лопух
Череда
Способ распространения
Крючки
Шипы
Шиповник
Прикрепление к животным
Прикрепление к животным
Яркий, сладкий
Клен
Крылышки
Одуванчик
Привлечение животного
Разносятся ветром
Парашютики
Разносятся ветром
Критерии самооценки:
Таблица заполнена верно – «отлично»
1 ошибка – «хорошо»
2 ошибки –«удовлетворительно»
более 2 ошибок – «повторить материал»
Задание №3. (Практическое задание) Отметить особенности внешнего и внутреннего строения семян.
- Вскройте набухшие семена фасоли и пшеницы.
- Используя рисунок «Строение семян двудольных и однодольных растений» найдите в набухших семенах:
- кожуру,
- семядоли фасоли,
- эндосперм,
- семядолю зерновки,
- зародыш.
3. На основании внешнего и внутреннего строения семян сделайте вывод о значении семян для растений.
Строение семян двудольных и однодольных растений
Задание №4. Выяснить значение питательных веществ семян.
1.Где находятся питательные вещества в семенах однодольных и двудольных растений?
2.Значение питательных веществ семян для зародыша.
3. Значение питательных веществ семян для животных и людей.
Дополни предложения:
1. В семенах у двудольных растений питательные вещества находятся в __________, а у однодольных - ___________.
2. Семена содержат много питательных веществ, так как они необходимы для прорастания ____________.
3. Плоды и семена важны в жизни животных и человека, потому что служат им источником ___________.
Подсчитайте, каковы будут потери, если каждый школьник уронит в столовой кусочек хлеба массой
20 граммов.
Потребители
Количество человек
Ученики школы
Потери (в граммах и кг)
136
Жители с. Большая Казинка
1500
Жители г. Павловска
26000
Жители Павловского района
48000
Благодарю за внимание!