СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Художественные средства выразительности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к методическому семинару на конкурс "Учитель года - 2020" 

Художественные средства выразительности на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Художественные средства выразительности на уроках русского языка и литературы"»

Яковлева Ирина Викторовна  учитель русского языка и литературы,  МБОУ «Терентьевская СОШ»  https:// multiurok.ru/id53787183/

Яковлева

Ирина Викторовна учитель русского языка и литературы, МБОУ «Терентьевская СОШ» https:// multiurok.ru/id53787183/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Терентьевская средняя общеобразовательная школа» Методический семинар  «Художественные средства выразительности  на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Методический семинар

«Художественные средства выразительности

на уроках

русского

языка и

литературы»

   Цель образовательной деятельности для решения проблемы в рамках педагогического опыта – это способствование формированию навыков работы  с художественным текстом, изобразительно-  выразительными  средствами языка,  поиска и адаптация  эффективных способов  подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Цель образовательной деятельности для решения проблемы в рамках педагогического опыта – это способствование формированию навыков работы с художественным текстом, изобразительно- выразительными средствами языка, поиска и адаптация эффективных способов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

   Рассмотрим несколько средств художественной выразительности и попытаемся дать определение каждому понятию. Троп (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Эпитет  – художественное, образное определение . Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин) Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Наступило прохладное лето,  Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова)

Рассмотрим несколько средств художественной выразительности и попытаемся дать определение каждому понятию.

Троп (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.

Эпитет  – художественное, образное определение .

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова)

Метафора  – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин) Она была - живой костер из снега и вина (А.А. Блок) Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Сто лет не виделись Литота – средство выразительности, основанное на преуменьшении. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)

Она была - живой костер из снега и вина (А.А. Блок)

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Сто лет не виделись

Литота – средство выразительности, основанное на преуменьшении.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв) Оксюморон  – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Грустная радость, живой труп, обыкновенное чудо, взрослые дети Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов.  Грызть гранит науки. Хранить как зеницу ока. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Волос длинный - ум короткий.

Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.

Грустная радость, живой труп, обыкновенное чудо, взрослые дети

Фразеологизм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов.

Грызть гранит науки. Хранить как зеницу ока.

Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Волос длинный - ум короткий.

Анализ текста.  Уж небо осенью дышало,  Уж реже солнышко блистало,  Короче становился день.  Лесов таинственная сень  С печальным шумом обнажалась. (Пушкин А.С.)  Задания для анализа лексики: А) Объясните с помощью этимологического словаря правописание слова «печальным». Б) Объясните лексическое значение слова «сень», проверьте себя по толковому словарю. В) Объясните лексическое значение слова «обнажалась», подберите синонимы. Задания для анализа эстетической функции языка: А) Словесное рисование: какая картина представляется вам при чтении этого отрывка? Б) Какие звуки осени удалось воспроизвести автору? В) Повтор каких звуков речи помогает создать картину осени? Дайте определение приёма. Выделите эти звуки в тексте.

Анализ текста.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. (Пушкин А.С.)

Задания для анализа лексики:

А) Объясните с помощью этимологического словаря правописание слова «печальным».

Б) Объясните лексическое значение слова «сень», проверьте себя по толковому словарю.

В) Объясните лексическое значение слова «обнажалась», подберите синонимы.

Задания для анализа эстетической функции языка:

А) Словесное рисование: какая картина представляется вам при чтении этого отрывка?

Б) Какие звуки осени удалось воспроизвести автору?

В) Повтор каких звуков речи помогает создать картину осени? Дайте определение приёма. Выделите эти звуки в тексте.

Какой троп использован: В.  А. Жуковским в создании образа моря: Ты живо, ты дышишь: сметенной любовью Тревожною думой наполнено ты…  А. С. Грибоедовым в монологе Фамусова: Не то на серебре – на золоте едал

Какой троп использован:

В.  А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо, ты дышишь: сметенной любовью

Тревожною думой наполнено ты…

А. С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

Не то на серебре – на золоте едал

 Как вы представляете себе картину, изображенную А. Пушкиным: Вся комната янтарным блеском озарена…  Объясните переносное значение слова в составе словосочетаний типа серебристый смех, гореть от стыда, зацепиться за мысль, лапы дуба, руки весны, крылья быстроты, проседь берез, сноп овсяных волос

Как вы представляете себе картину, изображенную А. Пушкиным:

Вся комната янтарным блеском озарена…

Объясните переносное значение слова в составе словосочетаний типа

серебристый смех, гореть от стыда, зацепиться за мысль, лапы дуба, руки весны, крылья быстроты, проседь берез, сноп овсяных волос

 С существительными – крыло самолета, нос корабля, ножка стола, лист бумаги, стрелка часов, заря жизни, ручка двери . С прилагательными – стальное перо, горячее сердце, тонкий голос, тяжелый крест . С глаголами  – выходить за рамки, кружится голова, температура скачет .

С существительными – крыло самолета, нос корабля, ножка стола, лист бумаги, стрелка часов, заря жизни, ручка двери .

С прилагательными – стальное перо, горячее сердце, тонкий голос, тяжелый крест .

С глаголами – выходить за рамки, кружится голова, температура скачет .

Достижения обучающихся в олимпиадах и творческих конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня:

Достижения обучающихся в олимпиадах и творческих конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня:

Систематическая работа по изучению выразительных средств языка способствует формированию эстетического языкового вкуса школьников, знакомит их с метафоричностью речи, обогащает их собственную речь, помогает правильно понять художественный текст через язык

Систематическая работа по изучению выразительных средств языка способствует формированию эстетического языкового вкуса школьников, знакомит их с метафоричностью речи, обогащает их собственную речь, помогает правильно понять художественный текст через язык

Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Ведь еще Конфуций писал: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»

Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.

Ведь еще Конфуций писал: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!