СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Кислород. Озон." 8 класс"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме"Кислород". 8 класс. УМК -любой.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Кислород. Озон." 8 класс"»

Глава 2 Кислород. горение 02.11.20 Озон. Аллотропия кислорода   Чернецова Н.И.  Учитель химии

Глава 2

Кислород. горение

02.11.20

Озон. Аллотропия кислорода

Чернецова Н.И.

Учитель химии

Цель урока. Сформировать представления об аллотропии на примере кислорода. Познакомить с химическими свойствами озона, показать различия в свойствах кислорода и озона. Рассмотреть физиологическое действие озона и экологические проблемы, связанные с озоном. Основные понятия. Аллотропия, аллотропные модификации, озоновый экран.
  • Цель урока.
  • Сформировать представления об аллотропии на примере кислорода.
  • Познакомить с химическими свойствами озона, показать различия в свойствах кислорода и озона.
  • Рассмотреть физиологическое действие озона и экологические проблемы, связанные с озоном.
  • Основные понятия.
  • Аллотропия, аллотропные модификации, озоновый экран.
(Это соли и оксиды)

(Это соли и оксиды)

Повторим … Кислород Кислород Химический элемент Простое вещество Знак элемента – О Порядковый номер- 8 Относительная атомная масса – 16 Валентность – II Степень окисления -2   Неметалл Молекула в-ва – О 2 Относительная молекулярная масса - 32
  • Повторим …
  • Кислород
  • Кислород
  • Химический элемент
  • Простое вещество
  • Знак элемента – О
  • Порядковый номер- 8
  • Относительная атомная масса – 16
  • Валентность – II
  • Степень окисления -2
  • Неметалл
  • Молекула в-ва – О 2
  • Относительная молекулярная масса - 32
История открытия  О 3  озон  (простое вещество) Х. Ф. Шёнбейн 1839 г.  «пахнущий»  О 2   кислород  (простое вещество) К. В. Шееле 1772 г. Дж. Пристли 1774 г. А. Лавуазье 1777г. «рождающий кислоты»
  • История открытия

О 3

озон

(простое вещество)

  • Х. Ф. Шёнбейн 1839 г.
  • «пахнущий»

О 2

кислород

(простое вещество)

  • К. В. Шееле 1772 г.
  • Дж. Пристли 1774 г.
  • А. Лавуазье 1777г.
  • «рождающий кислоты»
История открытия Впервые озон обнаружил в 1785 голландский физик М. ван Марум по характерному запаху (свежести) и окислительным свойствам, которые приобретает воздух после пропускания через него электрических искр. Однако как новое вещество он описан не был , т.к. ван Марум считал, что образуется особая «электрическая материя».
  • История открытия
  • Впервые озон обнаружил в 1785 голландский физик М. ван Марум по характерному запаху (свежести) и окислительным свойствам, которые приобретает воздух после пропускания через него электрических искр.
  • Однако как новое вещество он описан не был , т.к. ван Марум считал, что образуется особая «электрическая материя».
Кристиан Фридрих Шёнбей Термин « Озон»  предложил  немецкий химик  X.Ф. Шёнбейн в 1840 г., Озон  вошёл в словари в конце 19в. Многие источники именно ему отдают приоритет открытия озона в 1839 г . ( 1799 – 1868 )

Кристиан Фридрих Шёнбей

  • Термин « Озон» предложил немецкий химик
  • X.Ф. Шёнбейн в 1840 г.,
  • Озон вошёл в словари в конце 19в.
  • Многие источники именно ему отдают приоритет открытия озона в 1839 г .

( 1799 – 1868 )

 1772 год. Карл Вильгельм  Шееле  (шведский учёный)  хотел  раскрыть загадку огня и  при этом неожиданно  обнаружил, что воздух — не  элемент, а смесь двух газов,  которые он называл воздухом  «огненным» и воздухом  «негодным». Это было величайшим из всех  открытий Шееле. В 1777 г. был опубликован труд Шееле «Химический трактат о воздухе и огне», где он описал получение и свойства «огненного воздуха» и указал, что атмосферный воздух состоит из двух «видов воздуха»: «огненного» – кислорода и «флогистированного» – азота  (Шееле до конца жизни оставался сторонником теории флогистона). Однако приоритет открытия кислорода принадлежит Джозефу Пристли, который описал его в 1774 г. независимо от Шееле. (1742–1786)
  • 1772 год. Карл Вильгельм Шееле

(шведский учёный) хотел раскрыть загадку огня и при этом неожиданно обнаружил, что воздух — не элемент, а смесь двух газов, которые он называл воздухом «огненным» и воздухом «негодным».

  • Это было величайшим из всех открытий Шееле.
  • В 1777 г. был опубликован труд Шееле «Химический трактат о воздухе и огне», где он описал получение и свойства «огненного воздуха» и указал, что атмосферный воздух состоит из двух «видов воздуха»: «огненного» – кислорода и «флогистированного» – азота
  • (Шееле до конца жизни оставался сторонником теории флогистона).
  • Однако приоритет открытия кислорода принадлежит Джозефу Пристли, который описал его в 1774 г. независимо от Шееле.

(1742–1786)

1774 год. Джозеф Пристли , изучая состав воздуха, пытался выяснить, какие его составляющие могут выделиться из химических веществ при их нагревании. Нагревая оксид ртути (II), он получил газ и назвал его «дефлогистированным воздухом».  Исследуя свойства полученного газа, Пристли обнаружил, что зажженная свеча горела в нем ослепительно ярко и что он поддерживает дыхание. Позднее А. Лавуазье назвал этот газ «кислородом».  (1733-1804) Пристли вошел в историю не только как первооткрыватель кислорода, но и как ученый, открывший процесс фотосинтеза. Прибор для получения кислорода ( Д. Пристли )
  • 1774 год. Джозеф Пристли , изучая состав воздуха, пытался выяснить, какие его составляющие могут выделиться из химических веществ при их нагревании. Нагревая оксид ртути (II), он получил газ и назвал его «дефлогистированным воздухом».
  • Исследуя свойства полученного газа, Пристли обнаружил, что зажженная свеча горела в нем ослепительно ярко и что он поддерживает дыхание.
  • Позднее А. Лавуазье назвал этот газ «кислородом».

(1733-1804)

  • Пристли вошел в историю не только как первооткрыватель кислорода, но и как ученый, открывший процесс фотосинтеза.
  • Прибор для получения кислорода ( Д. Пристли )
Впервые количественный состав воздуха установил французский ученый  Антуан Лоран  Лавуазье ( 177 5  г . ) По результатам своего известного 12-дневного опыта он сделал вывод, что весь воздух в целом состоит из кислорода, пригодного для дыхания и горения, и азота, неживого газа, в пропорциях 1/5 и 4/5 объема соответственно. Ученый предложил «жизненный воздух» переименовать в « кислород », поскольку при сгорании в кислороде большинство веществ превращается в кислоты, а «удушливый воздух» – в « азот », т.к . он не поддерживает жизнь, вредит жизни. ( 1743-1794 ) Установил, что воздух состоит из двух частей: Жизненный воздух- oxigenium-кислород, Безжизненный- nitrogenium- азот. Опыт Лавуазье
  • Впервые количественный состав воздуха установил французский ученый
  • Антуан Лоран Лавуазье ( 177 5 г . ) По результатам своего известного 12-дневного опыта он сделал вывод, что весь воздух в целом состоит из кислорода, пригодного для дыхания и горения, и азота, неживого газа, в пропорциях 1/5 и 4/5 объема соответственно.
  • Ученый предложил «жизненный воздух» переименовать в « кислород », поскольку при сгорании в кислороде большинство веществ превращается в кислоты, а «удушливый воздух» – в « азот », т.к . он не поддерживает жизнь, вредит жизни.

( 1743-1794 )

  • Установил, что воздух состоит из двух частей:
  • Жизненный воздух- oxigenium-кислород,
  • Безжизненный- nitrogenium- азот.
  • Опыт Лавуазье
Нахождение в природе.  Получение  О 3 3О 2  ⇄ 2О 3  Грозовые разряды.  О 2 6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 ↑  Процесс фотосинтеза.
  • Нахождение в природе. Получение

О 3

2 3

  • Грозовые разряды.

О 2

  • 6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + 6О 2
  • Процесс фотосинтеза.
Нахождение в природе.  О 2     О 3 Воздух – 21% по объёму Атмосфера (верхний слой) – «озоновый экран» Земли.   23% по  массе.
  • Нахождение в природе.

О 2

О 3

  • Воздух21% по объёму
  • Атмосфера (верхний слой) – «озоновый экран» Земли.

23% по массе.

Озон в природе Содержание озона в атмосфере : Летом- до 7*10 -9 % (по объему), зимой- до 2*10 -10 % В атмосфере максимальная его концентрация на высоте 20-25 км , где озон образует слой, защищающий Землю от УФ- лучей. В чем причина образования «озоновых дыр»?
  • Озон в природе
  • Содержание озона в атмосфере :
  • Летом- до 7*10 -9 % (по объему),
  • зимой- до 2*10 -10 %
  • В атмосфере максимальная его концентрация на высоте 20-25 км , где озон образует слой, защищающий Землю от УФ- лучей.
  • В чем причина образования «озоновых дыр»?
Озон. Аллотропия  3 О 2 ↔ 2О 3 В природе: Под воздействием солнечного излучения или электрического разряда (грозы) Окисление смолы хвойных деревьев  В лаборатории: В озонаторах. Таким образом, кислород и озон – это два разных вещества, которые называются аллотропными видоизменениями.
  • Озон. Аллотропия
  • 3 О 2 ↔ 2О 3
  • В природе:
  • Под воздействием солнечного излучения или электрического разряда (грозы)
  • Окисление смолы хвойных деревьев
  • В лаборатории:
  • В озонаторах.
  • Таким образом, кислород и озон – это два разных вещества, которые называются аллотропными видоизменениями.
Строение молекулы.   О 2     О 3   О = О  неполярная  полярная  M r = 32 M r = 48  устойчивая неустойчивая
  • Строение молекулы.

О 2 О 3

О = О

  • неполярная полярная

M r = 32 M r = 48

  • устойчивая неустойчивая
Химические свойства  О 2  Сильный окислитель. Не окисляет Au и Pt, окисляет многие металлы, образуя оксиды.  2Cu + O 2 = 2CuO  Взаимодействует со всеми неметаллами, кроме галогенов, (исключением F 2 )  S+ O 2 = SO 2  Горение сложных веществ:  2H 2 S + 3O 2 = 2H 2 O + 2SO 2   О 3  Очень сильный окислитель, намного реакционноспособнее, чем кислород.   Окисляет почти все металлы  ( исключение: Au и Pt, и иридий)  2Ag +  O 3 = Ag 2 O + O 2 ↑  (комнатная температура)  Окисляет многие неметаллы .  C + 2O 3  = CO 2 + 2O 2   Окисление сложных веществ 2KI + O 3 + H 2 O = 2KOH + I 2 + O 2 ↑
  • Химические свойства

О 2

  • Сильный окислитель.
  • Не окисляет Au и Pt, окисляет многие металлы, образуя оксиды.
  • 2Cu + O 2 = 2CuO
  • Взаимодействует со всеми неметаллами, кроме галогенов, (исключением F 2 )
  • S+ O 2 = SO 2
  • Горение сложных веществ:

2H 2 S + 3O 2 = 2H 2 O + 2SO 2

О 3

  • Очень сильный окислитель, намного реакционноспособнее, чем кислород.

  • Окисляет почти все металлы
  • ( исключение: Au и Pt, и иридий)
  • 2Ag + O 3 = Ag 2 O + O 2 ↑

(комнатная температура)

  • Окисляет многие неметаллы .

C + 2O 3 = CO 2 + 2O 2

  • Окисление сложных веществ

2KI + O 3 + H 2 O = 2KOH + I 2 + O 2 ↑

Химические свойства озона Озон неустойчив: О 3 = О 2 + О* О 3  более сильный окислитель, чем кислород из – за образования атомарного кислорода. PbS + 4О 3 = PbSO 4 + 4О 2 ↑ 2К I + O 3 + H 2 O = 2 KOH + I 2 + О 2 ↑ – ( качественная реакция на озон:  бумажка смоченная раствором К I и крахмала – синеет).
  • Химические свойства озона
  • Озон неустойчив: О 3 = О 2 + О*
  • О 3 более сильный окислитель, чем кислород из – за образования атомарного кислорода.
  • PbS + 4О 3 = PbSO 4 + 4О 2
  • 2К I + O 3 + H 2 O = 2 KOH + I 2 + О 2
  • ( качественная реакция на озон:
  • бумажка смоченная раствором К I и крахмала – синеет).
Аллотропия (от греческих слов « allos »  – другой и « tropos »  – образ, способ) Аллотропия - с пособность атомов одного элемента  образовывать несколько простых веществ. Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом называются АЛЛОТРОПНЫМИ ВИДОИЗМЕНЕНИЯМИ или АЛЛОТРОПНЫМИ МОДИФИКАЦИЯМИ. ВЫВОД: Вещества кислород и озон – это аллотропные модификации химического элемента КИСЛОРОДА!!!
  • Аллотропия (от греческих слов « allos » – другой и « tropos » – образ, способ)
  • Аллотропия - с пособность атомов одного элемента

образовывать несколько простых веществ.

  • Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом называются АЛЛОТРОПНЫМИ ВИДОИЗМЕНЕНИЯМИ или АЛЛОТРОПНЫМИ МОДИФИКАЦИЯМИ.
  • ВЫВОД: Вещества кислород и озон – это аллотропные модификации химического элемента КИСЛОРОДА!!!
Значение кислорода и озона в природе.  О 3  Озоновый слой поглощает солнечные излучения, губительные для всего живого на ЗЕМЛЕ.    О П А С Н О !!!  «озоновые дыры»    О 2    дыхание  (животные)    О 2   гемоглобин  Н 2 О + СО 2    хлорофилл   фотосинтез  (растения)  Равновесие всего живого в  природе. Презентация подготовлена для проведения урока « Общая характеристика неметаллов » в 9 классе по теме « Неметаллы ». Служит для индивидуальной речи учителя.
  • Значение кислорода и озона в природе.

О 3

  • Озоновый слой поглощает солнечные излучения,
  • губительные для всего живого на ЗЕМЛЕ.

  • О П А С Н О !!!

«озоновые дыры»

О 2

дыхание

(животные)

О 2

гемоглобин

Н 2 О + СО 2

хлорофилл

фотосинтез

(растения)

Равновесие всего живого в

природе.

Презентация подготовлена для проведения урока « Общая характеристика неметаллов » в 9 классе по теме

« Неметаллы ». Служит для индивидуальной речи учителя.

Воздействие озона на организм человека Несколько микрограмм озона в литре воздуха – раздражение дыхательных путей, головокружение, усталость; несколько миллиграмм – смертельно опасно. Озон – яд!!!
  • Воздействие озона на организм человека
  • Несколько микрограмм озона в литре воздуха – раздражение дыхательных путей, головокружение, усталость;
  • несколько миллиграмм – смертельно опасно.
  • Озон – яд!!!
Физические свойства .  Свойства (н.у.) Кислород (О 2 ) Агрегатное состояние Озон (О 3 ) Цвет  Запах Относительная Молекулярная масса Плотность Т кипения, 0 С Растворимость в воде при 20 0 С, в мл на 100г воды Токсичность Химические свойства Бактерицидные свойства
  • Физические свойства .

Свойства (н.у.)

Кислород (О 2 )

Агрегатное состояние

Озон (О 3 )

Цвет

Запах

Относительная

Молекулярная масса

Плотность

Т кипения, 0 С

Растворимость в воде при 20 0 С, в мл на 100г воды

Токсичность

Химические свойства

Бактерицидные свойства

Физические свойства .  Свойства (н.у.) Кислород (О 2 ) Агрегатное состояние Озон (О 3 ) газ Цвет  Запах бесцветный газ голубой без запаха Относительная Молекулярная масса запах свежести 32  Тяжелее воздуха Плотность Т кипения, 0 С 1,43 г / л 48  Тяжелее воздуха 2,14 г / л -182,96 Растворимость в воде при 20 0 С, в мл на 100г воды -111,95 малорастворим Токсичность хорошо растворим нетоксичен Химические свойства токсичен Сильный окислитель Бактерицидные свойства Очень Сильный окислитель нет есть
  • Физические свойства .

Свойства (н.у.)

Кислород (О 2 )

Агрегатное состояние

Озон (О 3 )

газ

Цвет

Запах

бесцветный

газ

голубой

без запаха

Относительная

Молекулярная масса

запах свежести

32 Тяжелее воздуха

Плотность

Т кипения, 0 С

1,43 г / л

48 Тяжелее воздуха

2,14 г / л

-182,96

Растворимость в воде при 20 0 С, в мл на 100г воды

-111,95

малорастворим

Токсичность

хорошо растворим

нетоксичен

Химические свойства

токсичен

Сильный окислитель

Бактерицидные свойства

Очень Сильный окислитель

нет

есть

Проверь себя! 1. Что такое аллотропия? 2. Назовите фамилии трех ученых, открывших кислород. 3. В результате какого процесса в природе образуется кислород? 4. Какая химическая реакция происходит при грозовых разрядах? 5. Газ, образующий защитную оболочку Земли. 6. В чём одна из причин многообразия веществ?
  • Проверь себя!

1. Что такое аллотропия?

2. Назовите фамилии трех ученых, открывших кислород.

3. В результате какого процесса в природе образуется кислород?

4. Какая химическая реакция происходит при грозовых разрядах?

5. Газ, образующий защитную оболочку Земли.

6. В чём одна из причин многообразия веществ?

Допиши уравнения . C  +  O 2 ⟶ N 2 +O 2 ⟶ K  +  O 2 ⟶ Cu  +  O 2 ⟶ Mg  +  O 2 ⟶ PH 3  +  O 2 ⟶
  • Допиши уравнения .
  • C + O 2
  • N 2 +O 2
  • K + O 2
  • Cu + O 2
  • Mg + O 2
  • PH 3 + O 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 26,стр. 85-87, Упр.1,2 (устно), тесты В тетрадь ТАБЛИЦА:  «Физические свойства кислорода и озона». Подготовить краткое сообщение  «Экологические проблемы, связанные с озоном».
  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 26,стр. 85-87,

  • Упр.1,2 (устно), тесты
  • В тетрадь ТАБЛИЦА:

«Физические свойства кислорода и озона».

  • Подготовить краткое сообщение

«Экологические проблемы, связанные с озоном».